СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Дисциплина – это один из основных аспектов учебного процесса, который требует очень много энергии от педагога.
Любой педагог (и молодой, и опытный) сталкивается с проблемой дисциплины на своих занятиях. Причиной плохой дисциплины могут быть много факторов: (время проведения занятия, степень подготовки педагога к занятию, его организация, возраст учащихся, поведение самого педагога во время занятия и т.д.).
Так как я работаю в системе дополнительного образования, то в основном все занятия проходят во второй половине дня. А это значит, что мои учащиеся приходят ко мне на занятие уже после учебного дня в школе, где у них бывает 5-7 уроков. И этот фактор нужно обязательно учитывать при подготовке и организации занятия. Иногда они приходят уставшие или слишком перевозбужденные и бывает сложно удержать их внимание на теме занятия, особенно когда это касается изучения сложных тем. Поэтому при подготовке занятия я стараюсь поменьше времени уделять сложной теории и перехожу к практике, к выполнению заданий.
В целях сохранения внимания, особенно у младших школьников, у которых оно неустойчиво, часто меняю виды деятельности, применяю разнообразные формы и методы работы и чередую устную речь, чтение, письмо. Также важно помнить, что разные ученики требуют различных методов обучения через присущие им возможности и особенности и это нужно учитывать при планировании своей работы.
Стараюсь на своих занятиях быть не докладчиком информации, а собеседником в диалоге. Общаюсь с группой в процессе занятия, задаю им вопросы и отвечаю на их вопросы. Это привлекает внимание отдельных, самых слабо мотивированных учащихся.
Время занятия следует использовать полностью и не терять ни одной минуты. Обычно шум в классе начинается тогда, когда учащиеся не заняты. Поэтому к занятиям готовлюсь заранее, продумываю задания так, чтобы ученики были заняты делом в течение всего времени занятий. Планирую свою работу и следую разработанному плану. Чем тщательнее будет подготовлено занятие, тем будет меньше проблем с налаживанием дисциплины.
Дисциплина на занятии зависит также от заинтересованности учащихся. Для того чтобы сделать занятие интересным, привлекаю дополнительный, актуальный материал. Использование современных технологий (интернет, компьютерные и мультимедийные технологии) также помогает мне поддерживать дисциплину во время занятий. Благодаря им, занятия становятся яркими, наглядными и запоминающимися. А если занятие интересно и увлекательно, то в классе стоит идеальная тишина.
Иногда отсутствие дисциплины может говорить о том, что дети просто устали сидеть на одном месте в одной позе. Тогда я провожу физкультминутки и динамические паузы. Несколько минут физической зарядки вполне хватает, чтобы остальное время прошло в тишине и спокойствии.
Также дисциплина во многом зависит от модели поведения самого педагога. Педагог должен быть авторитетом для учащихся и занимать твердую, уверенную позицию «Я - учитель, ты - ученик». Фамильярность и панибратство воспитывают неуважение. Дети должны понимать, что учитель – это, прежде всего, руководитель. Нужно и важно держать детей на расстоянии. Это нисколько не мешает вполне успешно взаимодействовать с учащимися, не превращаясь в одного из них.
Педагогу следует установить границы дозволенного, эталоны поведения ученика для стандартных ситуаций: как входить в класс, как готовиться к занятию, как сидеть, отвечать на вопросы и прочее. Учащийся должен знать, что можно и что нельзя, и только тогда от него можно требовать ответственности за соблюдение конкретных правил. Если правила и ограничения не определены, то установить порядок в классе нельзя! Проявите четкую последовательность в соблюдении установленных правил.
Педагог должен быть примером самодисциплины. Хорошему поведению ученики в большинстве случаев не учатся, а перенимают его. Поэтому от педагога требуется собранность, уверенность и решительность, быть последовательным и логичным в своих действиях, четко давать инструкции, иметь все необходимые материалы для занятия под рукой.
Хорошая дисциплина на занятии часто является следствием хороших взаимоотношений между педагогом и детьми, поэтому важно относиться к учащимся тактично, уважать их достоинство, общаться с ними вежливо, и они, в свою очередь, не позволят себе бестактного поведения.
Дисциплина – это важная составляющая процесса обучения и воспитания. Дисциплина во время занятия очень важна, так как без нее невозможно сделать процесс обучения качественным, а труд педагога имеющим смысл.
© 2015, Тищенко Татьяна Валериевна 3590