СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Статья Формирование личностных умений, способностей средствами системно-деятельностного подхода на уроках географии.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Федеральный государственный образовательный стандарт второго поколения строится на системно-деятельностном подходе. Известно, что формирование любых личностных умений, способностей – возможно лишь в деятельности. Задача учителя- включить ученика в учебную деятельность, организовать процесс самостоятельного овладения знаниями.  

Как справедливо заметил немецкий педагог А. Дистервег: «Ум ребенка нельзя наполнить знаниями, он сам должен схватить и усвоить их». Следовательно, ученик легко включается в любую деятельность, если это нужно ему. А учителю необходимо создать такие условия, при которых познавательный интерес учащихся был бы направлен на достижение конкретного результата. Географии принадлежит одно из ведущих мест в обучении мышлению и формировании познавательной активности. Добиться появления у обучающихся познавательного интереса и активизации мышления можно двумя путями: через содержание учебного материала и через организацию учебной деятельности учащихся.

Второй путь - это проблемность в обучении, выдвижение научных гипотез, их проверка в ходе занятии; создание проблемных ситуаций на уроке; выполнение практических работ исследовательского и творческого типа, занимательных опытов; проведение взаимного опроса; составление задач и оценивание  ответов товарищей; организация различных видов уроков. География является не только учебным предметом, но и возможностью в реальной жизни сопоставить теоретические знания с практикой. В своей практике использую элементы технологии групповой деятельности. Групповую форму работы применяю при проведении практических работ. Роли в группе распределяются учащимися самостоятельно. Провожу групповой опрос при повторении и закреплении материала. Ответ ученика могут дополнять и совместно оценивать все члены группы. Кроме этого, обучающимся необходимо уметь сотрудничать и работать в группе, принимать решения, улаживать разногласия и конфликты, уметь договариваться, войти в группу и внести свой вклад, терпеливо относиться к ситуации неопределенности, нести ответственность за общий успех. Основные виды учебных действий ученика  - умение составлять характеристику, объяснять, сравнивать, систематизировать, выявлять зависимость, анализировать  и т.д. Таким образом, создается продукт совместного труда. Дидактический аппарат учебников и атласов  по географии содержит разнообразные материалы. Это позволяет использование  разнообразных приёмов и методов работы на уроках. При подготовке к урокам просматриваем  всю имеющуюся информацию по теме урока и выбираем необходимую, подбираем задания в соответствии с целями урока (схемы учебника, таблицы, карты атласа т.д.)   -стараемся в полной мере использовать имеющиеся возможности. Их использование позволяет  учить учащихся извлекать нужную информацию с тем, чтобы делать выводы, устанавливать причинно- следственные связи, выявлять закономерности, решать проблемы, высказывать свою точку зрения, находить способы деятельности для решения практических задач.

Действие учителя

Действие ученика

1 этап: актуализация знаний учащихся, предъявление проблемной ситуации.

1 этап: закрепляет умение анализировать, обобщать, формулировать умозаключения.

2 этап: организует взаимодействие учащихся, организует решение, сбор и обсуждение результатов в парах.

2 этап: применение полученных ЗУН в измененных условиях (работа в паре), осуществление взаимоконтроля.

3 этап: организует поиск рационального способа решения учебной задачи, организовать самостоятельное выполнение учащимися заданий, организовать самопроверку учащихся своих решений.

3 этап: закрепляет умение работать самостоятельно, контроль за правильностью выполнения своих действий.

4 этап: контроль и коррекция знаний, предоставление возможности выявления причин ошибок и их исправления.

4 этап: применение полученных ЗУН на практике

5 этап: контроль за результатом учебной деятельности, оценка знаний.

5 этап: самостоятельное подведение итогов урока, самоанализ и самооценка.

Системно-деятельностный подход, основанный на формировании универсальных учебных действий дает возможность ученику овладеть способами деятельности в  соответствии с собственными интересами и возможностями.

Литература:

1. Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы. (Стандарты второго поколения) М., Просвещение, 2011 .

2. Формирование  универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя /А.Г. Асмолов, Г.В. Бурменская, И.А. Володарская и др.; под ред. А.Г. Асмолова. – М.: Просвещение, 2010.

3. Фундаментальное ядро содержания общего образования /под ред. В.В. Козлова, А.М. Кондакова. – 2-е изд. – М.: Просвещение, 2010.

4. М.А. Кубышева «Реализация технологии деятельностного метода», ЦСДП, Москва 2005.

10.02.2015 17:52


Рекомендуем курсы ПК и ПП