ТРЕНИНГ КАК УНИВЕРСАЛЬНЫЙ МЕТОД ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ
БУДУЩИХ ПЕДАГОГОВ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
Профессий ярких на земле несчесть
Но есть одна, как скульптор и воятель
И нам судьбой дана такая честь
Готовить тех, чьё званье- воспитатель!
Современный мир диктует свой взгляд, на то какой должна быть успешная личность ХХI века: открытой к внешнему миру, уверенной в своих силах, проявляющей инициативность и самостоятельность, а также положительное и доброжелательное отношение к себе и окружающим. По мнению учёных, это в решающей мере зависит «от сферы образования, от направленности и результативности обучения и воспитания подрастающего поколения, от их интеллектуальных и нравственных качеств».
Дошкольное детство, как период в человеческой жизни, играет исключительную роль в формировании того, каким станет не только каждый отдельный человек, но и всё человечество, мир в целом. Поэтому развитие системы дошкольного образования является важным направлением государственной политики Республики Казахстан.
В рамках реализации программы «Балапан» в сфере дошкольного образования происходят небывалые перемены к лучшему: создаются новые виды дошкольных организаций, обеспечивающие вариативность педагогического процесса, ориентированного на индивидуальность ребенка и запросы современных родителей; совершенствуется законодательная база; становится более современным материально-техническое оснащение. Заметно возрастает качество образовательных услуг, предоставляемых дошкольными организациями республики.
Дальнейшее развитие дошкольного образования зависит от профессионализма дошкольных работников и качества их подготовки.
В этом контексте актуальны задачи, поставленные в программе «Балапан»: обеспечение дошкольных организаций педагогическими кадрами, имеющими высокий уровень академической грамотности, готовность учиться и наличие мотивации учить, хорошо развитые коммуникативные навыки, умение наблюдать за ребёнком и грамотно корректировать его развитие.
Современные требования к уровню и качеству подготовки кадров для дошкольных организаций предполагают поиск путей оптимизации учебного процесса, а именно – смена акцента с влияния на взаимодействие, повышение роли проблемно-поисковых, информационных, исследовательских и интерактивных методов обучения .
Внедрение интерактивных форм обучения – одно из важнейших направлений совершенствования подготовки студентов в Костанайском педагогическом колледже.
Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности. Она подразумевает вполне конкретные и прогнозируемые цели. Цель состоит в создании комфортных условий обучения, при которых студент чувствует свою успешность, свою интеллектуальную состоятельность, что делает продуктивным сам процесс обучения, дать знания и навыки, а также создать базу для работы по решению проблем после того, как обучение закончится.
Другими словами, интерактивное обучение – это, прежде всего, диалоговое обучение, в ходе которого осуществляется взаимодействие между студентом и преподавателем, между самими студентами.
Учебный тренинг является наиболее востребованным методом интерактивного обучения в Костанайском педагогическом колледже на специальности «Дошкольное воспитание и обучение».
Тренинг – (training, перевод с английского), означает «обучение, воспитание, тренировка». Этим термином в англоязычной литературе обозначается почти любое обучение, направленное на развитие определенных навыков (от обучения компьютерным программам до стратегического планирования).
Тренинг долгое время использовался на Западе как метод психокоррекционной работы, а затем стал методом массового обучения студентов. Этот метод по праву можно считать королем интерактивных методов, так как он служит не только практическому применению теории («дело на основе теории»), но и практически обучает самой теории («теория из живой практики»).
Учебный тренинг – это не тренировка в обычном смысле слова, не отработка конкретных навыков, а обучение с целью формирования компетентности, активности и направленности личности, так необходимых педагогу, работающему с маленькими детьми.
Важной особенностью учебного тренинга является такое взаимодействие обучаемых, которое превращает обычную студенческую группу в наглядную модель различных социально-психологических и педагогических явлений, в исследовательский полигон или практическую лабораторию для коррекции. Дух соревнования, соперничества, состязательности усиливает интеллектуальную активность участников тренинга. При коллективном поиске истины срабатывает механизм психического заражения энтузиазмом, интеллектуальным подъемом. Мысль, высказанная вслух, тут же вызывает аналогичную или противоположную. Накал эмоций раскрепощает разум.
Тренинг, как правило, имеет большой воспитательный эффект: нужно быть терпимым к самым разнообразным мнениям, необходимо высказать собственное отношение к проблеме, нужно постоянно сотрудничать и взаимодействовать со всеми участниками.
Тренинг предусматривает физическую, интеллектуальную, социальную, психологическую активность участников. Этот метод формирует профессиональные и коммуникативные способности будущих педагогов. Он моделирует типовые, жизненные, педагогические, деловые конфликтные ситуации для наработки опыта.
В тренинге отрабатываются умения:
• выступать перед аудиторией;
• считаться с интересами партнера;
• вести переговоры;
• признавать ценности личности другого человека;
• делать оценку, самооценку.
Тренинг шлифует мимику, пантомимику, определенное поведение, способы взаимодействия. Он может быть направлен на совершенствование определенной стороны психики: на развитие эмоций, воли, восприятия, внимания, памяти, мышления, воображения, речи. Таким образом, тренинг побуждает студентов и преподавателя к самосовершенствованию. Тренинг – это универсальный метод обучения. Проведение учебного занятия методом группового тренинга требует от преподавателя большой подготовительной работы.
Подготовка включает в себя:
• работу над планом – сценарием тренинга;
• работу со студентами по их настрою на активное участие в решении проблемы,
выносимой на тренинг;
• самоподготовку преподавателя;
• подготовку оборудования, раздаточного материала;
• распределение ролей между участниками, хотя роли могут получить не все, а большинство окажется в роли как бы сторонних наблюдателей и критиков, и в этом качестве принимать самое активное участие в тренинге.
Учебный тренинг имеет следующую структуру:
I часть. Вводная - целевые установки, обсуждение правил, плана тренинга, регламента.
II часть. Разминка - это психологический отдых, создание доброжелательной атмосферы, знакомство участников тренинга (если группа новая) 2-3 игровых упражнения, настрой на сотрудничество, элементы аутотренинга.
III часть. Основная - включает в себя мини-лекции, видеосъемки и последующий видеоанализ, эвристические беседы, ролевые и деловые игры, работа в мини-группах, индивидуальные устные и письменные упражнения, групповые и подиумные дискуссии, мозговой штурм и другие всевозможные игры и упражнения, подчиненные главной цели тренинга, при этом важны коммуникативные и содержательные связи между играми.
IV часть. Заключительная - состоит из рефлексии (самоанализ, самооценка и подведение итогов). Как правило, преподаватель и студенты делают выводы о том, что узнали нового, чему научились, высказывают пожелания друг другу и делятся планами на будущее.
Метод тренинга используем на практических занятиях по дисциплинам: «Психология», «Педагогика», «Теория и методика развития речи», «Методика ИЗО», «Введение в специальность», «Педмастерство», «Основы педагогической этики», «Этнопедагогика», а также в ходе учебной практики. Преподаватели дошкольного отделения, разработали 18 тренинговых занятий. Занятия проводятся до и после прохождения студентами педагогической практики, которая по учебному плану организуется блочно шесть недель в семестр. Все тренинги условно разделили на четыре блока: «Введение в специальность», «Учись быть педагогом», «Первые шаги воспитателя», «Я - воспитатель», Первый блок занятий направлен на «введение» студентов в профессию, второй на освоение навыков организации игровой и других видов детской деятельности, на самопознание личности, формирование адекватной самооценки и уверенного поведения на практике. Блоки «Учись быть педагогом » и « Я - воспитатель» проводятся после прохождения практики с учетом анализа трудностей педагогической деятельности, с которыми столкнулись студенты во время практики. По итогам беседы и анкетирования студентов мы определяем ключевые вопросы, связанные с особенностями педагогической деятельности педагога дошкольного образования. Выявляем особенности планирования воспитательно-образовательной работы на основе циклограмм и технологических карт.
Таким образом, в процессе тренинга студенты не только готовятся к будущей профессии и предстоящей жизни. Они живут на тренингах интересной полноценной жизнью, наслаждаясь ею, проявляя свою индивидуальность, оригинальность, уникальность, приобретают качества необходимые для осуществления личностно-ориентированного обучения. Метод тренинга учение и обучение из тяжкой повинности превращает в радостный совместный труд преподавателя и студентов.
1. Государственная программа развития образования на 2011–2020 г.
2. Послание Главы государства Н. А. Назарбаева народу Казахстана от 29 января 2010 года «Новое десятилетие – новый экономический подъем – новые возможности Казахстана»
3. Программа по обеспечению детей дошкольным воспитанием и обучением «Балапан» на 2010 – 2014 годы
4. ГОСО РК 1.001-2009 «Дошкольное воспитание и обучение».
5. .Денисова Р.Р. Личностное развитие старших дошкольников в условиях детского сада: Дис. …д-ра пед. Наук. М., 2005.
6. .Энциклопедия профессионального образования: В 3 т. / Под ред. С.Я. Батышева. М., Просвещение, 1999.
7. Зеер Э.Ф.Психология личностно-ориетированного образования. Екатеринбург: Изд-во Урал.гос.проф.пед.ун-та, 2000
8. ОФ «Соровский образовательный центр «Step by step» «Учимся демократии»-Алматы,2006г.