СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Тема: Профилактика аутодеструктивных рисков в среде подростков

Нажмите, чтобы узнать подробности

тема: Профилактика аутодеструктивных рисков в среде подростков

Проблема, о которой сегодня пойдет речь, сама по себе очень серьезна и актуальна, на сегодняшний день, к сожалению, в нашем обществе.

Само название аутодеструктивное поведение - происходит от двух слов, раскрывающих полностью его смысл:

«ауто» - в себе, «деструкция» - разрушение.

Поведение - связанное с причинением вреда, самому себе, через разрушение, либо самого организма, либо, личности в целом.

Если говорить о возрасте,

наиболее подверженном аутоеструктивному поведению, то наиболее характерным для этой проблемы, можно назвать именно подростковый период период, считающийся «кризисным», по причине качественных физиологических изменений, связанных с биологической зрелостью, а потому, характерной для этого периода психоэмоциональной неустойчивостью организма)

Психологический смысл такого поведения

чаще всего, заключается в подсознательном желании подростка отреагировать те самые аффективные состояния, (снять психоэмоциональное напряжение, уйти от сложности ситуации) в которой он зачастую, оказывается.

- С чем, могут быть связаны проблемы и ситуации, способные привести к подобному поведению?

  • Отношения с родителями,
  • Проблемы, связанные со школой
  • Проблемы взаимоотношений с друзьями

Факторы риска, связанные с проблемами с семьей

  • неблагополучные семьи (неблагополучие которых, может быть обусловлено наличием алкоголе либо наркозависимого члена,
  • неполные семьи,
  • конфликтные семьи,
  • семьи, находящиеся на грани развода,
  • семьи, в которых были, как незавершенные, либо завершенные случаи суицица.

Факторы риска, связанные с школьными проблемами

обычно связаны с отношениями в коллективе, неуспеваемостью, сложностями в отношениях с учителями, администрацией и т.д…

Факторы риска, связанные с проблемами со сверстниками

Чаще всего (для данного возраста, характерны, проблемы с лицами противоположного пола), характеризуется чрезмерной зависимостью от этого человека.

Как правило, подобная зависимость, возникает не на пустом месте, чаще всего, служит, своего рода, компенсацией неблагополучных взаимоотношений в семье (причиной тому может быть наличие конфликтов с родителями, либо отсутствие контакта с ними)

В таких случаях, отношения с другом или подругой становятся настолько значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение имеющейся привязанности, а тем более измена, воспринимается, не иначе, как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.

При отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят, т.н. “ситуативные суициды” – внезапные, импульсивные, несвязанные с осознанным намерением подростка лишить себя жизни.

Мотивы, объясняющие аутоагрессию, банальны.

Сами подростки говорят о том, что чаще всего, это происходит из-за желания:

  • оказать влияние на конкретного человека: “дать понять, в каком ты отчаянии”,
  • “заставить, сожалеть человека, который плохо с тобой обращался”,
  • “показать, как ты любишь кого-либо” либо выяснить, «любят ли тебя ”,
  • “повлиять на человека, чтобы тот изменил свое решение или отношение”,
  • “призыв, о помощи со стороны”

В некоторых случаях, этих мотивов может быть несколько (либо они могут, вытекать, один из другого, являясь следствием чего-либо…)

Различают формы аутодеструктивного поведения:

внутренние

внешние

Мысли

демонстративные

(резание вен, шрамирование, «кричащие»посты, статусы вв социальных сетях, носящие аутодеструктивный подтекст, явно указывающие на наличие серьезной проблемы, требующей безотлагательного решения )

Уход в молодежные субкультуры («ЭМО», «ГОТЫ»)

суицидальные попытки

завершенные суициды

Явные и косвенные признаки, требующие пристального внимания со стороны взрослого по отношению к подростку:

  • потеря аппетита, либо наоборот, импульсивное обжорство
  • бессонница, либо повышенная сонливость в течение (как минимум, последних дней)
  • частые жалобы на недомогания, имеющие соматический характер (боли в животе, головные боли, постоянная усталость, сонливость),
  • несвойственное пренебрежительное отношение к своему внешнему виду,
  • тяготение к одиночеству, чувство бесполезности, вины, грусти (нехарактерное для подростка)
  • ощущение скуки в привычном окружении, либо при выполнении какой либо работы, раньее приносившей удовлетворение.
  • уход от контактов, изоляция от друзей, семьи, явное превращение в человека-одиночку,
  • нарушение внимания со снижением качества выполняемой работы
  • погруженность в размышления о смерти
  • отсутствие планов на будущее
  • внезапные приступы гнева, зачастую возникающие на «пустом месте» (из-за мелочей)

Данная проблема на сегодняшний день, к сожалению, имеет место быть среди подростков, где студенты нашего учебного заведения не исключение.

А потому, все участники учебно-воспитательного процесса, включая руководителей групп, мастеров п/о, преподавателей, да и самих родителей должны стараться держать руку на пульсе, бдительно контролируя и оценивая психоэмоциональное состояние каждого студента, на сколько это представляется возможным.

Какая работа проводится школой в этом отношении

С целью профилактики аутодеструктивного риска, проводится ряд, как диагностических, так и профилактических мероприятий, направленных на изучение различных аспектов личностно-психологических структур:

Самоидентификация

  • - Какой я?
  • - Как я вижу и оцениваю себя? (на сколько я это умею делать объективно)
  • - Что я представляю собой как человек? Каковы мои психологические особенности? Характер, нрав? - Каков я в глазах окружающих?
  • - Что я могу изменить в себе? В отношениях с окружающими, чтобы улучшить отношение к себе?

Самоопределение (профессиональное)

- Есть ли заинтересованность учащегося в получении профессионального образования, выбранного им? Помощь в формировании ответственного отношения к вопросу профессионального выбора.

Сформированность системы ценностей

  • - Каковы ценностные приоритеты студента?
  • - Какое место занимают в его жизни, такие основополагающие факторы, такие как Здоровье? Работа, приносящая удовлетворение

Изучение жизненного сценария (в целом)

- Каково мироощущение, мировосприятие, перспективы студента? (перспективно- безперспективно)

- Каков его жизненный сценарий в целом? (пессимистичен - оптимистичен)

- Заинтересован ли в будущем в создании семьи? (что также является важным показателем)

Каждое из вышеперечисленного, затрагивает те или иные личностно-психологические сферы студентов, работая в качестве самоанализа, что очень важно для собственного понимания подростка, и объективной самооценки своего состояния и психологического развития.

Сталкиваясь с проблемами аутодеструктивного риска, иногда приходилось ощущать некоторую растерянность, понимая, что справиться с ними не всегда удается с помощью когнитивно-познавательной терапии.

Коррекционно-развивающие занятия, безусловно, дают положительный результат, но в некоторых случаях, к сожалению, и они носят временный характер.

Ежегодно, с учащимися со студентами, в качестве первичной диагностики, проводится ИСН-диагностика, цель которой изучение наличия либо отсутствия аутодеструктивного риска.

Однако, необходимо осознавать, что результат данной диагностики отражает главным образом, лишь состояние текущего психоэмоционального фона (того, что происходит с подростком сегодня, каков его психологический климат на данный период времени), а потому, не может выступать полным гарантом отсутствия либо наличия СР у подростка.

Данной диагностикой охватываются все студенты колледжа.

Определяя группу риска, по результатам первичной диагностики, в ход идет психодиагностическая система ПАВ, как более совершенная, позволяющая более детально выявить и оценить истинные источники проблем учащихся, попавшим в группу риска.

Работа в данном направлении очень не проста и должна осуществляться в системе, представляя собой некий симбиоз между родителями, студентами, руководителями групп, мастерами п/о, завучем ВР, преподавателями, как спец, так и общеобразовательных дисциплин, и психологом.

Важно осознавать, что приоритет отдан именно семье, поскольку, первоисточником подобного риска, чаще всего, становится именно она, однако, не всегда родители имеют четкое представление о наличии тех или иных проблем собственного взрослеющего чада.

По результатам проведенной диагностики учащимися, проводится самоанализ текущего психоэмоционального состояния, а также, мини-практикум по формированию навыков саморегуляции, в основе которых лежит осознание важности позитивного мировосприятия человеком.

Даются практические рекомендации, в которых постоянно упоминается о том, что психика человека, его окружение, ситуации, да и жизнь в целом, очень изменчива, и человеку важно уметь адаптироваться в каждом отдельно взятом случае.

По результатам проведенных исследований, ведется консультативная работа с мастерами п/о, либо руководителями групп, как людьми-посредниками между колледжом и семьей, пристальное внимание которых, должно обращаться на учащихся, вызывающих малейшую тревогу в этом отношении.

В случае возникновения подобного риска, студент берется на ПЭК (Психо Эмоциональный Контроль) состояния со стороны (семьи и колледжа)

С результатами данного диагностического исследования родители студентов могут быть ознакомлены в ходе родительских собраний, либо в индивидуальном порядке, придя на личную консультацию.

Консультитрование по данной проблеме носит, как индивидуальный, так и групповой характер, при котором не нарушается вопрос конфиденциальности.

Родителям, в индивидуальном порядке раздается материал диагностических исследований подростка, с целью самоанализа и объективой оценки определенных аспектов.

Подобная работа, дает хорошую возможность, определенным образом, приоткрыть завесу психоэмоционаьной сферы собственного ребенка, зачастую, не всегда понятную в обыденной жизни и еще раз задуматься над тем, как выстроить с ним отношения, какую модель воспитания применить к нему, для того чтобы не допустить риска возникновения подобной проблемы. Задача родителя, научиться тонко чувствовать своего подростка, знать и понимать индивидуальные психологические особенности его развития, содействовать созданию благоприятного психологического климата в семье, а в случае проблемы, повышающей риски, незамедлительно ставить в известность руководителя группы, мастера п/о, психолога, с целью осуществления совместной работы по профилактике и недопущению.

Пожалуй, наиболее простой, и в тоже время, наиболее действенный совет, позволяющий в будущем и настоящем чувствовать вашему чаду себя относительно комфортно, не только в семье, но и в обществе, это формирование в нем с раннего детства объективной самооценки.

  • Задача взрослого (родителя, мастера, руководителя группы) помочь подростку социализироваться в обществе.
  • Именно вы, как никто другой, знаете его, знаете его особенности, узнаете со временем знаете его сильные и слабые стороны, в случае наличия которых, помощь, желание помочь, должна исходить именно от вас.

Родителям:

Не отгораживайтесь, будьте открыты для общения со своим ребенком 24 часа в сутки.

  • Создайте условия, при которых, ребенок, будет интуитивно осознавать не только ваше присутствие в его жизни, но и вашу любовь, в каком бы настроении, состоянии, и расстоянии вы бы не находились… Однако, не перебарщивайте.
  • Не взращивайте в своих детях королей и королев. Помните о том, что жить им придется в мире обычных людей, людей разных, с которыми придется учиться сосуществовать, выстраивать взаимоотношения - людей, которые, вовсе не обязаны их любить, но уважение которых, заслужить можно, и стать, в свою очередь, уважаемым ими. Готовьте и к этому, с малых лет, говорите им об этом, беседуйте с ними, убеждайте их, интересуйтесь их жизнью, будьте друзьями…

Хорошие слова, недавно мною были услышаны…

Они полезны, для любого взрослого, занимающегося воспитанием, как своего подопечного, так и собственного чада)

Возможно, они носят, несколько юмористический оттенок, однако, все же, не лишены здравого смысла.

И у меня есть отличная возможность, донести их до вас (думаю, они, как никогда, уместны)

Не воспитывайте детей…

Занимайтесь собственным воспитанием.

Дети, в любом случае, станут похожими на вас…

Хочу отметить преимущества факультативных занятий «Самопознание», проводимые мною со студентами 1-2-х курсов, дающих возможность проведения коррекционно-развивающей работы, через еженедельные встречи с каждой группой студентов, а также, систематические наблюдения, как за изменениями, происходящими, во взаимоотношениях в самой группе, так и поведенческими особенностями, а также психоэмоциональным состоянием обучающихся.

В ходе занятий, со стороны студентов проявляется личностная мотивация для индивидуальной работы с психологом, поскольку сказываются формирование доверительных отношений.

Ведение данного курса факультативных занятий повышает на порядок ведение профилактической работы в решении данной проблемы, увеличивая количество индивидуальных психологических консультаций, проводимых по запросу самих обучающихся.

Уважаемые взрослые, будьте бдительны к своим детям и воспитанникам!

Благодарю за внимание, надеюсь на сотрудничество!

06.05.2016 18:19


Рекомендуем курсы ПК и ПП