СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
тема: Профилактика аутодеструктивных рисков в среде подростков
Проблема, о которой сегодня пойдет речь, сама по себе очень серьезна и актуальна, на сегодняшний день, к сожалению, в нашем обществе.
Само название аутодеструктивное поведение - происходит от двух слов, раскрывающих полностью его смысл:
«ауто» - в себе, «деструкция» - разрушение.
Поведение - связанное с причинением вреда, самому себе, через разрушение, либо самого организма, либо, личности в целом.
Если говорить о возрасте,
наиболее подверженном аутоеструктивному поведению, то наиболее характерным для этой проблемы, можно назвать именно подростковый период период, считающийся «кризисным», по причине качественных физиологических изменений, связанных с биологической зрелостью, а потому, характерной для этого периода психоэмоциональной неустойчивостью организма)
Психологический смысл такого поведения
чаще всего, заключается в подсознательном желании подростка отреагировать те самые аффективные состояния, (снять психоэмоциональное напряжение, уйти от сложности ситуации) в которой он зачастую, оказывается.
- С чем, могут быть связаны проблемы и ситуации, способные привести к подобному поведению?
Факторы риска, связанные с проблемами с семьей
Факторы риска, связанные с школьными проблемами
обычно связаны с отношениями в коллективе, неуспеваемостью, сложностями в отношениях с учителями, администрацией и т.д…
Факторы риска, связанные с проблемами со сверстниками
Чаще всего (для данного возраста, характерны, проблемы с лицами противоположного пола), характеризуется чрезмерной зависимостью от этого человека.
Как правило, подобная зависимость, возникает не на пустом месте, чаще всего, служит, своего рода, компенсацией неблагополучных взаимоотношений в семье (причиной тому может быть наличие конфликтов с родителями, либо отсутствие контакта с ними)
В таких случаях, отношения с другом или подругой становятся настолько значимыми и эмоционально необходимыми, что любое охлаждение имеющейся привязанности, а тем более измена, воспринимается, не иначе, как невосполнимая утрата, лишающая смысла дальнейшую жизнь.
При отсутствии поддержки близких и окружающих, происходят, т.н. “ситуативные суициды” – внезапные, импульсивные, несвязанные с осознанным намерением подростка лишить себя жизни.
Мотивы, объясняющие аутоагрессию, банальны.
Сами подростки говорят о том, что чаще всего, это происходит из-за желания:
В некоторых случаях, этих мотивов может быть несколько (либо они могут, вытекать, один из другого, являясь следствием чего-либо…)
Различают формы аутодеструктивного поведения:
внутренние |
внешние |
Мысли |
демонстративные (резание вен, шрамирование, «кричащие»посты, статусы вв социальных сетях, носящие аутодеструктивный подтекст, явно указывающие на наличие серьезной проблемы, требующей безотлагательного решения ) Уход в молодежные субкультуры («ЭМО», «ГОТЫ») |
|
суицидальные попытки |
|
завершенные суициды |
Явные и косвенные признаки, требующие пристального внимания со стороны взрослого по отношению к подростку:
Данная проблема на сегодняшний день, к сожалению, имеет место быть среди подростков, где студенты нашего учебного заведения не исключение.
А потому, все участники учебно-воспитательного процесса, включая руководителей групп, мастеров п/о, преподавателей, да и самих родителей должны стараться держать руку на пульсе, бдительно контролируя и оценивая психоэмоциональное состояние каждого студента, на сколько это представляется возможным.
Какая работа проводится школой в этом отношении
С целью профилактики аутодеструктивного риска, проводится ряд, как диагностических, так и профилактических мероприятий, направленных на изучение различных аспектов личностно-психологических структур:
Самоидентификация |
|
Самоопределение (профессиональное) |
- Есть ли заинтересованность учащегося в получении профессионального образования, выбранного им? Помощь в формировании ответственного отношения к вопросу профессионального выбора. |
Сформированность системы ценностей |
|
Изучение жизненного сценария (в целом) |
- Каково мироощущение, мировосприятие, перспективы студента? (перспективно- безперспективно) - Каков его жизненный сценарий в целом? (пессимистичен - оптимистичен) - Заинтересован ли в будущем в создании семьи? (что также является важным показателем) |
Каждое из вышеперечисленного, затрагивает те или иные личностно-психологические сферы студентов, работая в качестве самоанализа, что очень важно для собственного понимания подростка, и объективной самооценки своего состояния и психологического развития.
Сталкиваясь с проблемами аутодеструктивного риска, иногда приходилось ощущать некоторую растерянность, понимая, что справиться с ними не всегда удается с помощью когнитивно-познавательной терапии.
Коррекционно-развивающие занятия, безусловно, дают положительный результат, но в некоторых случаях, к сожалению, и они носят временный характер.
Ежегодно, с учащимися со студентами, в качестве первичной диагностики, проводится ИСН-диагностика, цель которой изучение наличия либо отсутствия аутодеструктивного риска.
Однако, необходимо осознавать, что результат данной диагностики отражает главным образом, лишь состояние текущего психоэмоционального фона (того, что происходит с подростком сегодня, каков его психологический климат на данный период времени), а потому, не может выступать полным гарантом отсутствия либо наличия СР у подростка.
Данной диагностикой охватываются все студенты колледжа.
Определяя группу риска, по результатам первичной диагностики, в ход идет психодиагностическая система ПАВ, как более совершенная, позволяющая более детально выявить и оценить истинные источники проблем учащихся, попавшим в группу риска.
Работа в данном направлении очень не проста и должна осуществляться в системе, представляя собой некий симбиоз между родителями, студентами, руководителями групп, мастерами п/о, завучем ВР, преподавателями, как спец, так и общеобразовательных дисциплин, и психологом.
Важно осознавать, что приоритет отдан именно семье, поскольку, первоисточником подобного риска, чаще всего, становится именно она, однако, не всегда родители имеют четкое представление о наличии тех или иных проблем собственного взрослеющего чада.
По результатам проведенной диагностики учащимися, проводится самоанализ текущего психоэмоционального состояния, а также, мини-практикум по формированию навыков саморегуляции, в основе которых лежит осознание важности позитивного мировосприятия человеком.
Даются практические рекомендации, в которых постоянно упоминается о том, что психика человека, его окружение, ситуации, да и жизнь в целом, очень изменчива, и человеку важно уметь адаптироваться в каждом отдельно взятом случае.
По результатам проведенных исследований, ведется консультативная работа с мастерами п/о, либо руководителями групп, как людьми-посредниками между колледжом и семьей, пристальное внимание которых, должно обращаться на учащихся, вызывающих малейшую тревогу в этом отношении.
В случае возникновения подобного риска, студент берется на ПЭК (Психо Эмоциональный Контроль) состояния со стороны (семьи и колледжа)
С результатами данного диагностического исследования родители студентов могут быть ознакомлены в ходе родительских собраний, либо в индивидуальном порядке, придя на личную консультацию.
Консультитрование по данной проблеме носит, как индивидуальный, так и групповой характер, при котором не нарушается вопрос конфиденциальности.
Родителям, в индивидуальном порядке раздается материал диагностических исследований подростка, с целью самоанализа и объективой оценки определенных аспектов.
Подобная работа, дает хорошую возможность, определенным образом, приоткрыть завесу психоэмоционаьной сферы собственного ребенка, зачастую, не всегда понятную в обыденной жизни и еще раз задуматься над тем, как выстроить с ним отношения, какую модель воспитания применить к нему, для того чтобы не допустить риска возникновения подобной проблемы. Задача родителя, научиться тонко чувствовать своего подростка, знать и понимать индивидуальные психологические особенности его развития, содействовать созданию благоприятного психологического климата в семье, а в случае проблемы, повышающей риски, незамедлительно ставить в известность руководителя группы, мастера п/о, психолога, с целью осуществления совместной работы по профилактике и недопущению.
Пожалуй, наиболее простой, и в тоже время, наиболее действенный совет, позволяющий в будущем и настоящем чувствовать вашему чаду себя относительно комфортно, не только в семье, но и в обществе, это формирование в нем с раннего детства объективной самооценки.
Родителям:
Не отгораживайтесь, будьте открыты для общения со своим ребенком 24 часа в сутки.
Хорошие слова, недавно мною были услышаны…
Они полезны, для любого взрослого, занимающегося воспитанием, как своего подопечного, так и собственного чада)
Возможно, они носят, несколько юмористический оттенок, однако, все же, не лишены здравого смысла.
И у меня есть отличная возможность, донести их до вас (думаю, они, как никогда, уместны)
Не воспитывайте детей…
Занимайтесь собственным воспитанием.
Дети, в любом случае, станут похожими на вас…
Хочу отметить преимущества факультативных занятий «Самопознание», проводимые мною со студентами 1-2-х курсов, дающих возможность проведения коррекционно-развивающей работы, через еженедельные встречи с каждой группой студентов, а также, систематические наблюдения, как за изменениями, происходящими, во взаимоотношениях в самой группе, так и поведенческими особенностями, а также психоэмоциональным состоянием обучающихся.
В ходе занятий, со стороны студентов проявляется личностная мотивация для индивидуальной работы с психологом, поскольку сказываются формирование доверительных отношений.
Ведение данного курса факультативных занятий повышает на порядок ведение профилактической работы в решении данной проблемы, увеличивая количество индивидуальных психологических консультаций, проводимых по запросу самих обучающихся.
Уважаемые взрослые, будьте бдительны к своим детям и воспитанникам!
Благодарю за внимание, надеюсь на сотрудничество!
© 2016, Канаева Евгения Викторовна 536