СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Терминология ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

Глоссарий терминов

  1. Гуманизация образования заключается не только в утверждении человечности в отношениях между субъектами этого процесса, но и в ориентации на общечеловеческие ценности: совесть, честь, порядочность, долг, ответственность, справедливость, сочувствие, милосердие и т.п.
  2. Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки; предъявление к учащимся существенно различных требований (базовый и повышенный уровни).
  3. Инновационные технологии – гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
  4. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (уже состоявшееся личностное качество ученика, его характеристика).
  5. Компетентностный подход – обучение, обеспечивающий формирование умения человека результативно действовать в нестандартных ситуациях на основе ключевых компетенций (общеучебных умений, универсальных способов деятельности).
  6. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (имеется в виду некоторое отчуждение, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика).
  7. Личностно ориентированный подход – отношение педагога к ученику как к личности, признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого школьника.
  8. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
  9. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностной и социально-значимой продуктивной деятельности (А. В. Хуторской).
  10. Образовательная технология – научно обоснованная, методически разработанная, адекватная возрасту обучающихся и содержанию образования совместная педагогическая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность обучающегося по осуществлению образовательного процесса, которая гарантированно обеспечивает педагогическую эффективность для каждого ученика с учетом его способностей, возможностей и интересов.
  11. Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений, навыков, способов деятельности обучаемых в цифрах или баллах.
  12. Оценка – качественное (иногда личностное) отношение к происходящему, к человеческой деятельности, результату. Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.
  13. Парадигма – 1) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуются исследования; 2) практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период. (Согласно Т. Куну, это не только теория, но и способ действования, модель, образец решения исследовательских задач, определенный способ видения научным сообществом соответствующего аспекта реальности).
  14. Развивающее обучение – это способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
  15. Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов, где фиксируется не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а сама деятельность рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
  16. Универсальные учебные действия – а) в широком смысле: умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; б) в психологическом значении: совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
  17. Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.

Глоссарий терминов

  1. Гуманизация образования заключается не только в утверждении человечности в отношениях между субъектами этого процесса, но и в ориентации на общечеловеческие ценности: совесть, честь, порядочность, долг, ответственность, справедливость, сочувствие, милосердие и т.п.
  2. Дифференциация обучения – форма организации учебной деятельности, при которой учитываются склонности, интересы и способности учащихся, но при этом не снижается общий (базовый) уровень общеобразовательной подготовки; предъявление к учащимся существенно различных требований (базовый и повышенный уровни).
  3. Инновационные технологии – гуманистически ориентированные технологии обучения, предусматривающие учет и развитие индивидуальных особенностей обучающихся.
  4. Компетентность – владение, обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности (уже состоявшееся личностное качество ученика, его характеристика).
  5. Компетентностный подход – обучение, обеспечивающий формирование умения человека результативно действовать в нестандартных ситуациях на основе ключевых компетенций (общеучебных умений, универсальных способов деятельности).
  6. Компетенция – включает совокупность взаимосвязанных качеств личности (знаний, умений, навыков, способов деятельности), задаваемых по отношению к определенному кругу предметов и процессов, и необходимых для качественной продуктивной деятельности по отношению к ним (имеется в виду некоторое отчуждение, наперед заданное требование к образовательной подготовке ученика).
  7. Личностно ориентированный подход – отношение педагога к ученику как к личности, признание приоритета личности перед коллективом, создание в нем гуманистических взаимоотношений, учет индивидуальных особенностей каждого ученика. Коллектив выступает гарантом реализации возможностей каждого школьника.
  8. Метапредметные результаты – освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов способы деятельности (универсальные учебные действия), применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях.
  9. Образовательная компетенция – это совокупность смысловых ориентаций, знаний, умений, навыков и опыта деятельности ученика по отношению к определенному кругу объектов реальной действительности, необходимых для осуществления личностной и социально-значимой продуктивной деятельности (А. В. Хуторской).
  10. Образовательная технология – научно обоснованная, методически разработанная, адекватная возрасту обучающихся и содержанию образования совместная педагогическая деятельность учителя и учебно-познавательная деятельность обучающегося по осуществлению образовательного процесса, которая гарантированно обеспечивает педагогическую эффективность для каждого ученика с учетом его способностей, возможностей и интересов.
  11. Отметка – условное выражение количественной оценки знаний, умений, навыков, способов деятельности обучаемых в цифрах или баллах.
  12. Оценка – качественное (иногда личностное) отношение к происходящему, к человеческой деятельности, результату. Педагогическая оценка предполагает оценивание проявляемого качества, но не личности ребенка в целом.
  13. Парадигма – 1) система основных научных достижений (теорий, методов), по образцу которых организуются исследования; 2) практика ученых в данной области знаний в определенный исторический период. (Согласно Т. Куну, это не только теория, но и способ действования, модель, образец решения исследовательских задач, определенный способ видения научным сообществом соответствующего аспекта реальности).
  14. Развивающее обучение – это способ организации обучения, который способствует включению внутренних механизмов развития личности обучающихся и наиболее полной реализации их интеллектуальных и творческих способностей.
  15. Системно-деятельностный подход – это переход к построению стандартов нового поколения с ориентацией на итоговые результаты образования как системообразующий компонент конструкции стандартов, где фиксируется не само содержание образования, а результаты деятельности и требования к этим результатам. В системно-деятельностном подходе категория "деятельности" занимает одно из ключевых мест, а сама деятельность рассматривается как своего рода система. Любая деятельность, осуществляемая её субъектом, включает в себя цель, средство, сам процесс преобразования и его результат.
  16. Универсальные учебные действия – а) в широком смысле: умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта; б) в психологическом значении: совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих самостоятельное усвоение новых знаний, формирование умений, включая организацию этого процесса.
  17. Учебная деятельность – это вид практической педагогической деятельности, целью которой является человек, владеющий необходимой частью культуры и опыта старшего поколения, представленных учебными программами в форме совокупности знаний и умений ими пользоваться. Учебная деятельность может быть осуществлена только путем соответствующего выполнения деятельности учителя и деятельности ученика.
08.12.2015 16:43


Рекомендуем курсы ПК и ПП