© 2016, Коробова Анна Андреевна 2452
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Традиции и инновации в обучении иностранному языку: консенсус возможен?
В современном мире перед учителем английского языка стоит не простая задача – как сделать обучение языку эффективным, интересным и не сложным для учеников. Современный ребенок отличается от того ученика, который был готов читать текст, учить правило и заучивать новые слова. Сегодняшний ученик намного проще воспринимает информацию, когда она преподносится не через книгу и учителя, а при помощи аудио и видео материалов, через Интернет и другие источники информации.
Итак, традиции и инновации в обучении иностранному языку: консенсус возможен?
К классическим традиционным методам в преподавании иностранного языка относят:
Грамматико-переводной (традиционный) метод
- владение языком складывается из запоминания некоторого количества слов и знания грамматики;
- процесс обучения состоит в том, что ученик последовательно изучает разные грамматические схемы и пополняет свой словарный запас;
- текстовые учебные материалы – это так называемый искусственный текст.
Минусы
- трудный;
- результат достигается слишком долго;
- множество трудных грамматических правил;
- создает условия для возникновения так называемого языкового барьера, поскольку человек не говорит, а просто комбинирует слова с помощью грамматических правил;
- снижение мотивации.
Плюсы
Однако, несмотря на некоторые заслуженные нарекания, традиционный метод обладает рядом достоинств. Во-первых, он действительно позволяет усваивать грамматику на очень высоком уровне. Во-вторых, этот метод весьма хорош для людей с сильно развитым логическим мышлением, для которых естественно воспринимать язык именно как совокупность грамматических формул. Современная лексико-грамматическая методика направлена на обучение языку как системе. В первую очередь четырем основным языковым навыкам - не только говорению и аудированию, но чтению и письму. Поэтому большое внимание учащихся уделяется разбору текстов, написанию изложений и сочинений. Кроме того, все должны усвоить структуру и логику иностранного языка, уметь соотносить его с родным, понимать, в чем их сходство и различия. Это невозможно без серьезного изучения грамматики и без практики двустороннего перевода.
Коммуникативный метод
- основная цель данного метода – научить человека взаимодействовать с другими людьми на изучаемом языке, что подразумевает все формы общения: речь, письмо (как чтение, так и навыки написания текстов), умение слушать и понимать сказанное собеседником
Коммуникативный метод обучения иностранным языкам сегодня является одним из самых популярных в мире. Многие считают его самым прогрессивным и самым эффективным.
Лингвосоциокультурный метод
- специалисты справедливо называют лингвосоциокультурный метод изучения английского языка одним из наиболее серьезных и, так сказать, всесторонних. Это объясняется тем, что при данном подходе к языку студенты рассматривают не только языковые формы, а также социальное окружение и культуру носителей языка. По мнению сторонников этого метода, язык, будучи оторванным от своей культуры, становится мертвым и бесполезным.
Проблемно-поисковый метод
- создание на уроке проблемных ситуаций, организация коллективного обсуждения возможных подходов к их решению, выполнение упражнений, предусматривающих различные формы общения преподавателя и учащихся, максимально приближенные к условиям реальной коммуникации (проблемное изложение учебного материала, проблемные эвристические беседы, выполнение упражнений проблемно-поискового характера и т. д.)
Личностно-ориентированный метод
- основан на таких фундаментальных личностных категориях как индивидуальность, личность, рефлексия. Поэтому, в первую очередь, здесь используется принцип индивидуализации процесса обучения в целом, как в общетеоретическом смысле, так и в практическом, при организации процесса обучения и учения на уроках иностранного языка.
Но одного традиционного обучения уже не достаточно.
В настоящее время все больше говорится о том, что учитель в классе уже не главная фигура. Задача учителя организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся получали информацию самостоятельно, а учитель занимает место куратора и помощника. Поэтому вместе с запросом и социальным заказом общества эволюционируют и методики изучения иностранных языков.
Наш стремительный век - это век информационных технологий. Нам часто приходится сталкиваться с информацией, представленной в различных видах. И поэтому, большую роль в обучении школьников играет информационная компетенция, т.е. умение найти нужную информацию и передать её содержание.
Использование новых информационных технологий в преподавании английского языка и помогает нам подобрать методические средства и приемы, которые позволяют разнообразить формы работы и сделать урок интересным и запоминающимся для обучающихся. Они также позволяют коренным образом изменить организацию процесса обучения детей, сформировать у них системное мышление.
Применение ИКТ:
- наполняют урок новым содержанием;
- развивают творческий подход к окружающему миру, любознательность учащихся;
- формируют элементы информационной культуры;
- прививают навыки рациональной работы с компьютерными программами;
- поддерживают самостоятельность в освоении компьютерных технологий;
- идут в ногу со временем.
Видеотехнологии:
- взаимосвязанное обучение всем видам речевой деятельности;
- погружение в социокультурноязыковую среду;
- живая речь носителей языка;
- увлеченность, мотивация;
- эмоциональное воздействие;
- создают атмосферу совместной познавательной деятельности;
- использование различных каналов поступления информации положительно влияет на прочность запечатления страноведческого и языкового материала.
Получается, что учитель применяет объяснительно-иллюстративное традиционное обучение, но придает ему более современную форму и учащиеся воспринимают новую информацию с интересом, им интересно на уроках.
При обучении иностранному языку также используется одна из самых актуальных современных технологий – метод проектов. Данный метод, сочетая в себе элементы проблемного обучения и обучения в сотрудничестве, позволяет достигнуть наивысшего уровня овладения любым предметом, в частности иностранным языком. Метод проектов формирует у учащихся коммуникативные навыки, культуру общения, умение кратко и доступно формулировать мысли, терпимо относится к мнению партнёров по общению, развивает умение добывать информацию из разных источников, обрабатывать её с помощью современных компьютерных технологий, создаёт языковую среду, способствующую возникновению естественной потребности в общении на иностранном языке.
С успехом используются игровые технологии (деловые игры и ролевые игры), без которых не мыслится овладение умениями и навыками иноязычного общения и поведения.
В заключении можно сказать, что использование новых информационных и проектных технологий в преподавании английского языка помогает совершенствовать и оптимизировать учебный процесс и делать урок более интересным. Мы дополняем и сочетаем традиционные методы преподавания с новыми методами, использующими информационные технологии, применяем индивидуальный подход к каждому обучающемуся и развиваем их лингвистические способности, а также объективно оцениваем качество знаний каждого ребенка. Таким образом, эта тема очень актуальна в настоящее время в условиях модернизации образования, так как при условии применения современных технологий процесс обучения становится более эффективным и личностно – ориентированным.
Однако, отмечая все положительные стороны использования информационных и проектных технологий, хочется подчеркнуть, однако, что никакие самые новейшие технологии не смогут заменить учителя на уроке. Компьютер не заменяет учителя, а только дополняет его.
© 2016, Коробова Анна Андреевна 2452