СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Уличные музыканты: история, традиции, современность

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Тимпаны, лютни, арфы и кифары

Их горячили, и сплетались пары

В греховной пляске.

Всю-то ночь игра,

Еда и винопийство до утра.

Так тешили маммона в виде свинском

И в капище скакали сатанинском.»

Чосер. Кентерберийские рассказы

В относительно тёплые дни на улицы городов выходят «романтики с большой дороги», но вовсе не разбойники, а очень даже творческие личности. Уличные музыканты, любители и профи, поют и играют во имя искусства и, конечно же, заработка. В одиночку, вдвоем, разношерстной толпой эти люди приносят в город музыку. А без живой музыки город уже не тот.

Такое ли уж это новое явление – уличный музыкант? Они появились только в ХХ веке? Или, может быть, раньше? Можно ли назвать уличными музыкантами бродячих певцов, которые выступали не в тавернах из фэнтези, а в реальной жизни? К примеру, в веке этак девятнадцатом. Или вообще в средние века. Можно ли найти корни современной уличной музыки в Древнем Риме, где патриции слушали стихотворные выступления модных поэтов современности? Или в древнегреческом театре? В ответах на эти вопросы кроются истоки традиций современной уличной музыкальной культуры.

В а г а н т ы. Эти странствующие певцы были известны в Западной Европе уже в XI веке. Если житель раннего Средневековья умел красиво складывать слова и петь, он смело подавался в ваганты. Иногда к ним причисляют французских жонглёров, немецких шпильманов, английских менестрелей. Все они – слуги муз Эвтерпы, Терпсихоры и Эрато.

Первыми вагантами были церковники, после к ним присоединились студиозусы европейских университетов, а потом и обычные горожане пробовали снискать славы на этом поприще. Нередко среди них скрывались беглые монахи. Ваганты ценили сокровища античного мира: в любовной лирике встречались образы Амура, Венеры, нимф и сатиров. В отличие от трубадуров и миннезингеров, они не служат даме, они еще не куртуазны, но постепенно отходят от религиозных мотивов и все чаще поют про радость плотской любви. Именно эти веселые парни смели пародировать религиозные литургии.

Среди произведений, которые вы наверняка слышали, а если не слышали, то сможете найти в репертуаре Киевского театра оперы и балета для детей и юношества, – «Кармина Бурана», сборник мирских веселых песен. Более того, студенческий «Гаудеамус» (https://www.youtube.com/watch?v=pyqROhQckuw )— вполне себе пример застольной вагантской песни. И даже «Песенка студента», которая начинается со слов «Во французской стороне» (https://www.youtube.com/watch?v=fAHWvUANVCg ), — это вольный перевод одной из песен «Кармины Бураны» двенадцатого века, «Hospita in Gallia» (с лат. - «Гость во Франции»), сделанный Львом Гинзбугом.

М и н н е з и н г е р ы. Слово «minne» означает любовь на средневерхненемецком языке. Искусство «миннезанг» подобно искусству труверов и трубадуров, но по-немецки выдержано. Именно эти парни воодушевленно воспевали ту самую рыцарскую бескорыстную любовь к своей Прекрасной Даме, не забывая о чувствах к Богу и о верности правителю. Эпоха рыцарских романов очертила законы куртуазности и сдержанности. Но куда им до французских и британских менестрелей, до фривольных труверов!

Т р у б а д у р ы. Трубадуры, бродившие по благодатным землям южной Франции, северной Италии и Испании в XI-XIII веках, были настоящими социальными и религиозными активистами своего времени. Пели они на провансальском языке, их творчество вдохновляло Данте и Петрарку. Они часто выступали вместе с жонглёрами, соревновались в искусстве друг с другом и жили за счет благосклонности феодальных дворов, куда приезжали музицировать, петь и лицедействовать. Но с расцветом инквизиции, после альбигойского крестового похода, они практически исчезли.

Б а н д у р и с т ы и к о б з а р и. Думая про кобзаря, мы представляем немолодого певца, умудренного жизненным опытом. Он странствует, чтоб говорить с людьми о людях. Музыка и поэзия бандуристов и кобзарей рассказывала про войны, героизм, любовь, боевую славу и быт. Их преследовали в периоды становления Украины, как политически активных деятелей. Зато теперь это традиционно уважаемая народом профессия. Сегодня в Украине есть Национальный Союз кобзарей, а исполнителей с древним струнным инструментом можно увидеть как на сценах, так и на улицах.

С к о м о р о х и (скомрахи, глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди) — странствующие актёры в Древней Руси, выступавшие как певцы, острословы, музыканты, исполнители сценок, дрессировщики, акробаты. Согласно словарю В.Даля, скоморох — «музыкант, дудочник, сопельщик, гудочник, волынщик, гусляр; промышляющий этим, и пляской, песнями, шутками, фокусами; потешник, ломака, гаер, шут; медвежатник; комедиант, актёр и пр.»

Скоморохи выступали на улицах и площадях, постоянно общались со зрителями, вовлекали их в своё представление.

В XVI—XVII веках скоморохи начали объединяться в «ватаги». Церковь и государство обвиняло их в совершении разбоев: «скоморохи, „совокупясь ватагами многими до 60, до 70 и до 100 человек“, по деревням у крестьян „едят и пьют сильно и из клетей животы грабят и по дорогам людей разбивают“». В то

М е н е с т р е л и. Так называли профессиональных поэтов-музыкантов, мужчин и женщин, в периоды Средневековья и раннего Возрождения. А вот в средние века менестрели служили у сюзерена, и к бродячим музыкантам отношения не имели. Изредка слово обозначало труверов и жонглёров, иногда было едва ли не ругательством, обозначая человека «низшего сорта». Кстати, в романтической европейской литературе XIX века менестрелями называли поголовно всех средневековых певцов.

В XIV веке во Франции менестрели добиваются признания, и официально выступают на балах и приемах, в то же время организовывают свои цеха. В Париже с 1407 года существовало «Братство святого Юлиана», покровителя жонглёров, и большинство музыкантов желало присоединиться к модному объединению. Ещё одна менестрельная «корпорация», гильдия «Менестрандиза», действовала с 1321 по 1776 год. Своим указом гильдия допускала менестрелей к заработку или запрещала выступления. Такие права в 1659 году ей выдал король Людовик XIV. Заплатил пошлину Менестрандизе – играй. Не заплатил? Тогда судьба твоя – придорожный кабак на окраине государства. Поэтому современные европейские законы, ограничивающие права музыкантов, вовсе не уникальны.

Скрипки и флейты, трубы и гобои – традиционные инструменты Средневековья. Барабаны, шарманки, гонги, сотни исторических инструментов в руках музыкантов были популярны в начале ХХ века. Сегодня это, конечно, гитара, ударные, саксофон и флейта. Хотя уличные музыканты всегда отличались грандиозным разнообразием. Поэтому встретить на улице человека, играющего на лире, бандуре, совсем несложно.

Александр Станкевич Итальянские бродячие музыканты Ранее 1892

Эммануил Мане-Кац Клезмерский оркестр 1953

Марк Шагал Скрипач

же время в устном поэтическом творчестве русского народа отсутствует образ скомороха-разбойника, грабящего простой народ.

Кариньяни Роберто Гитарист 1955

Войцех Герсон Бродячий волынщик Кароль Семик из Сухой

Константин Маковский Бродячие музыканты 1900-1910 Частное собрание

Адриан ван Остаде Скрипач 1673

20.05.2023 20:45


Рекомендуем курсы ПК и ПП