СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
УРОК-ИССЛЕДОВАНИЕ
ТЕМА: «ЗЕМНАЯ ИЗ ЗЕМНЫХ ЛЮБОВЬ» В ПОЭЗИИ БЛОКА
Интерпретация стихотворения «Незнакомка»
Тип урока: урок – исследование.
Формы работы: индивидуальная, групповая.
Эпиграф: Стихи Блока о любви – это колдовство, они необъяснимы и мучительны. О них почти невозможно говорить. Их нужно перечитывать.
К. Паустовский.
Ход:
Портрет Блока (тема урока и эпиграф) слайд 2
Учитель читает стихотворение (музыка продолжает звучать)
Ушла. Но гиацинты ждали,
И день не разбудил окна,
И в легких складках женской шали
Цвела ночная тишина.
В косых лучах вечерней пыли,
Я знаю, ты придешь опять
Благоуханьем нильских лилий
Меня пленять и опьянять.
Мне слабость этих рук знакома,
И эта шепчущая речь,
И стройной талии истома,
И матовость покатых плеч…
Учитель: Вы, конечно, обратили внимание на тему нашего урока, вчитывались в эпиграф… и задумались…
Нет ли здесь какого-либо несоответствия?
К. Паустовский называет стихи Блока колдовством, утверждает: «О них почти невозможно говорить». А нам предстоит сегодня поговорить. (И это вызов). Да, Блок – трудный поэт, к нему нельзя подступать с ленивой душой. Стремление понять поэзию Блока неотделимо от стремления понять его жизнь. Я приглашаю вас в мир Блока, мистический и судьбоносный.
Согласно заданиям, предложенным для работы, каждый из вас выступит в роли исследователя.
Будем мы сегодня работать по кафедрам (группы – определенная кафедра)
1 кафедра. Культурологи – биографы
2 кафедра – театралы
3 кафедра – исследователи – лингвисты
4 «В мастерской художников»
И говорим мы сегодня о цикле стихотворений «Стихи о Прекрасной Даме»
(Слайд 3)
Кто же она, блоковская «Прекрасная Дама». Реальная женщина или божество. Земное и божественное, реальное и мистической сливаются в стихотворения поэта. И не только в стихотворениям, но и в жизни. Из биографии поэта вы знаете, кто была возлюбленная поэта, его Муза, впоследствии ставшая женой?
Юному поэту кажется, что он испытывает не любовь, а «выше всякой любви».
А Любовь Дмитриевна? Она охотно слушала стихи, навеянные мыслями о ней. Посмотрите, как назвал свой цикл стихотворений Блок? Как вы думаете, почему он так назвал свой первый сборник.
- Какие ассоциации возникают у вас?
Можно добавить – даме сердца.
- Кто избирал себе Дам сердца и в какие времена?
(Рыцари Средневековья)
Да, рыцари им посвящали свои подвиги, писали стихотворения, воспевали их красоту, стихотворения были наполнены таинственностью, потому что о высоком, духовном нельзя было говорить на обыденном языке.
Блок тоже как настоящий рыцарь посвящал своей возлюбленной стихи.
- Давайте послушаем наших биографов о знакомстве и встречах Блока с Любовью Менделеевой.
(выступление учащихся)
1 уч-ца. Будучи 16-летним юношей А.Блок встретил Л. Менделееву на спектакле и полюбил её на всю жизнь. Их роман развивался напряженно и нервно. Блок то терзался ревностью, то поклонялся ей, как идеалу, воплотившемуся для него в этой золотоволосой девушке. Блок долго ухаживал за своей возлюбленной. Первая книга Блока, вышедшая в 1904 году, была посвящена Л. Менделеевой. Сохранились письма. (поэт и Прекрасная Дама).
- Давайте послушаем диалог по письмам и воспоминаниям А. Блока и Л. Менделеевой в исполнении наших актеров.
(звучит музыка)
Поэт. Ложится мгла на старые ступени
Я озарен, я жду твоих шагов…
Редактору журнала «Северные цветы» Брюсову. Посылаю Вам стихи о Прекрасной Даме. Заглавие ко всему отделу стихов я бы хотел поместить такое «О вечно женственном». В сущности это и есть тема всех стихов.
(выступление учащихся)
Слайд 4 – собор Казанской божьей Матери.
Учитель: Так было в жизни, а параллельно с ней существовал и другой мир, мир стихов, создаваемых одно за другим, день за днем, как дневник. Создавалась книга о великой любви к Прекрасной Даме. Реальные перипетии романа: ревность, новые встречи, тоска – все воплотилось в этом плане, претворилось в мелодично сложенные строки. А вот 5 ноября 1902 года Блок написал:
(чтение стихотворения «Я закрою голову…»
- Биографы. Нам удалось выяснить, что в ту роковую ночь объяснения у Блока в кармане была записка, в которой содержалось намерение убить себя, если Любовь Дмитриевна не согласится стать его женой. Поэт был полон решимости, совершить столь страшный поступок, но судьба в лице Любови Дмитриевны оказалась к нему более благосклонна. 7 ноября 1902 года после студенческого бала в Дворянском собрании они объяснили. А 17 августа 1903 года, в селе Тараканове, лежащем между Шахматовым и Боблово, в старинной белой церкви над рекой была сыграна свадьба.
История любви Блока и Менделеевой не была безмятежной. Были и недопонимания, и разрыв отношений. Но всю жизнь она оставалась его Музой.
Учитель.
Как тяжело ходить среди людей
И притворяться непогибшим.
И об игре трагической страстей
Повествовать еще не жившим.
Это строки из стихотворения А.Блока, написано в период 1910-1914 гг. Как вы понимаете эти строки? (Блок показывает всю сложность миропорядка, его жестокость, злость, ненависть).
Лирика второго тома (1904-1908 гг.) отразила существенные изменения блоковского мировосприятия. Поэт изображает сложный, противоречивый мир людских страстей, страданий и ощущает себя сопричастным ко всему происходящему. Происходит некое раздвоение, внутреннее душевное противоречие. Поэт видит страшный мир, бездуховную действительность. Поэт, желая сохранить высоту, красоту идеала, создает новый образ – образ таинственной Незнакомки. Слайд
(выступление театралов) чтение стихотворения).
Слово учителя.
- Интересна история создания стихов. (выступление библиографов).
А сейчас мы попробуем проанализировать его стихотворение «Незнакомка».
- Попытайтесь рассказать о том, что увидели, услышали, ощутили.
Как построено стихотворение, какова его композиция?
Стихотворение построено на контрасте картин и образов, противопоставленных и отраженных друг в друге. Первая часть рисует картину самодовольной, разнузданной пошлости. Начало передает общую атмосферу всего города, на выжигающую пустоту и безысходность жизни, на глухую, дикую толпу и человеческое бездушие.
По вечерам над ресторанами
Горячий воздух дик и глух,
И правит окриками пьяными
Весенний и тлетворный дух.)
Тут, конечно, используются оксюмороны: объединены противоположные по смыслу эпитеты – «весенний» и «тлетворный». Пошла обыденность изображается иронически.
И каждый вечер, за шлагбаумами,
Заламывая котелки, среди канав гуляют с дамами
Испытанные остряки.
Над озером скрипят уключины,
И раздается женский визг…
- Какой лексики больше в первой части стиха, «высокой» или «низкой»? Приведите примеры.
«А рядом у соседних столиков» - «лакеи», «торчат», «пьяницы», «кричат». Эти две строфы и связывают части стихотворения, проникая в ткань лирического повествования.
- Какое настроение пронизывает вторую часть стихотворения? Вторая часть стихотворения – переход к другой картине, противопоставленной пошлости первой. Две первые строфы выражают смиренное отчаяние, одиночество лирического героя.
И каждый вечер друг единственный
В моем стакане отражен.
И влагой терпкой и таинственной,
Как я, смирен и оглушен.
Реальная ли эта женщина?
Но, несмотря на всю пошлость и обыденность окружающего мира, в жизни человека есть место чуду.
- Кто является чудом в стихотворении Блока? Почему?
Слайд «Незнакомка».
Прекрасная Незнакомка. Само её видение возникает как бы из вечерних сумерек, из пошлого крика пьяниц, скрипа уключин, визга женщин возникает как отрицание дисгармоничного мира. Незнакомка – образ иного мира, таинственного и непонятного, странно тревожащего душу.
- Как изображается заглавная героиня стихотворения, даны ли ей автором конкретные черты?
На первый взгляд героиня лишена реалистических черт, она вся окутана шелками, духами, туманами, тайной. Незнакомка полна поэтической прелести, отгорожена от грязи действительности возвышенным восприятием лирического героя:
И веют древними поверьями
Её упругие шелка
И шляпа с траурными перьями,
И в кольцах узкая рука.
И она тоже «всегда без спутников, одна». Одиночество героев выделяет их из толпы, притягивает друг к другу.
И странной близостью закованный
Смотрю на темную вуаль,
И вижу берег очарованный
И очарованную даль.
- Что, по-вашему, является «очарованной далью» для лирического героя?
Вероятно, «очарованная даль» - это прекрасное будущее, без пошлости, грязи окружающего мира, но пока эта «даль» недосягаема для лирического героя. рассеется сказочный туман, и все прекрасное уплывет.
- Что изменяется после появления Незнакомки: окружающий мир или сознание героя?
Изменится сознание героя, так как он гордится посвященностью в чужие тайны, воспринимая их, как «чье-то солнце», как дар, который нужно бережно хранить.
Глухие тайны мне поручены
Мне чье-то солнце вручено.
В моей душе лежит сокровище,
И ключ поручен только мне.
- Почему в конце стихотворения лирический герой восклицает: «Я знаю: истина в вине»? Что он имеет в виду?
Эта фраза звучит во время пробуждения лирического героя от грез. пробуждение это трагическое. Снова встает образ душного мира, встает в тот самый момент, когда счастье, казалось, обретено.
Большей частью образ «Незнакомки рожден конфликтом с пошлостью, буржуазным бытом. А. Блок писал: «Передо мной возникло, наконец, то, что я называю «Незнакомкой»: красавица, кукла, синий призрак, земное чудо… Незнакомка – это вовсе не просто дама в черном платье со страусовыми перьями на шляпе. Это – дьявольский сплав из многих миров, преимущественно синего и лилового. Если бы я обладал средствами Врубеля, я бы создал Демона, но всякий делает то, что ему назначено…»
Выступление художников.
- Этот образ настолько впечатлил современного живописца Илью Глазунова, что в 1990 году он берет в руки кисть и пишет «Незнакомку» - иллюстрацию к стихотворению А. Блока.
- Давайте обратимся в репродукции картины И. Глазунова (слайд)
- Насколько точно художник изобразил «Незнакомку» А. Блока и окружающую её действительность? (рассказ художников).
- Каково настроение Незнакомки?
(Она загадочна, печальна, задумчива, глаза устремлены вдаль, вероятно, в будущее.)
© 2018, Солодухина Валентина Николаевна 160