СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Основной вопрос педагогического дизайна: как сделать среду обучения для каждого обучающегося мотивационной, используя объекты реального (традиционные технологии) и виртуального (информационные технологии) мира?
Привлекательная мотивационная среда обучения, современный образовательный продукт высокого качества – это режиссерский сценарий, в создании которого принимают участие сценаристы, режиссеры, актеры.
Совмещая профессии сценариста, режиссера и актера, педагог должен помнить, что «важны не эмоции того, кто создает произведение искусства, а те эмоции, которые оно вызывает в том, кому адресовано» [12].
Осуществляя педагогический дизайн урока, учитель, совместно с детьми, с привлечением их семей, продумывает последовательность технологических операций, формы и способы подачи информации.
Важно не только задуматься о том, как управлять учебным процессом, обеспечивать педагогическое общение на уроке, получать обратную связь с обучающимися, создавать развивающий эффект обучения, но и о том, как еще на стадии проектирования занятия привлекать детей и их родителей к педагогическому дизайну в качестве:
1) ассистентов, помогающих учителю:
выполнять свою работу наилучшим образом,
устранять все отвлекающие факторы и препятствия, снижающие эффективность работы,
предлагать, использовать в своей работе что-то новое, интересное,
развивать компетенции, навыки XXI века,
реализовывать проекты,
улучшать существующее или придумывать новое,
побеждать в конкурсах,
привлекать новых специалистов, креативных и финансовых партнеров и др.;
2) ассистентов, помогающих одногруппникам, одноклассникам, однокурсникам, родственникам:
любить учиться и учить, совершать открытия,
брать ответственность за стимулирование их креативности без применения методов принуждения,
поддерживать их интеллектуальную вовлеченность;
3) ассистентов, помогающих самим себе стать созидателями (творцами) виртуальной реальности: слайдов, фильмов, анимации, компьютерных игр, сайтов, порталов, учебных материалов и др., с обязательным следованием культурологическим ценностям, соблюдением художественных, эстетических и этических традиций, требованиям целесообразности (предметной, педагогической), эффективности, научной, правовой и нравственной корректности, наглядности, доступности.
Одним из направлений современного педагогического дизайна является дизайн соучастия (participatory design).
Использование в организации учебного процесса элемента «соучастие» предполагает [10]:
активное вовлечение обучающихся в учебную систему, чтобы они могли влиять на ее изменение и развитие;
облегчение учебной нагрузки на обучающихся через объединение знаний и умений по изучению разных предметных дисциплин с использованием виртуальных технологий;
регулярное тестирование и проверку для совершенствования предлагаемого учебного средства.
Исходя из этого, учитель подбирает необходимые формы и методы подготовки и проведения урока, образовательные технологии, приемы, педагогические техники.
С точки зрения педагогического дизайна, каждый урок, на котором соединяется реальное и виртуальное, – это осмысленный продукт, нацеленный на мотивацию обучающихся к непрерывному самообразованию.
Поэтому при разработке урока, на котором используются виртуальные средства обучения, главным вопросом является не «Что важно знать обучаемому?» и даже не «Что нужно сделать обучаемому, чтобы он усвоил данный предмет?», а «Как влюбить обучающегося в процесс познания и созидание реального и виртуальных миров?»
Механизмы педагогического дизайна направлены на изменения, происходящие в личности обучающегося:
идентификацию (отождествление себя с образами окружающего мира через их принятие и формирование я-образа);
драматизацию (испытываемое субъектом эмоционально окрашенное состояние собственной жизни и создание новых образов);
вербализацию (установление связи между объектами и образами в диалоге: анализе и осмыслении своих действий, обмене точками зрения);
сублимацию (преобразование и переключение энергии аффективных влечений на цели социальной деятельности и культурного творчества).
Одна из основных задач воспитания и обучения – создание комфортных условий успешного обучения каждого воспитанника.
Поэтому так актуальна тема изучения и внедрения принципов педагогического дизайна, который помогает воспитанникам научиться быть требовательными, объективными, самостоятельными, правильно реагировать на критику, нести ответственность за итоги своего обучения.
Механизмы педагогического дизайна направлены на активизацию мыслительной деятельности обучающихся, складывающуюся из нескольких этапов [4]:
восприятия объекта, которое связано с выделением этого объекта из фона и определением его существенных свойств;
осмысления, на котором происходит установление наиболее существенных вне- и внутрисубъектных связей и отношений;
запечатления и запоминания выделенных свойств и отношений в результате многократного их восприятия и фиксации;
активного воспроизведения субъектом воспринятых и понятых существенных свойств, и отношений;
преобразования, которое связано либо с включением вновь воспринятого знания в структуру прошлого опыта, либо с использованием его в качестве средства построения или выделения другого нового знания.
Таким образом, механизмы педагогического дизайна позволяют учителю вместе с обучающимся пройти путь:
от первичного осмысления и буквального воспроизведения, к пониманию;
применению знаний в знакомых и новых условиях;
оцениванию самим учеником полезности, новизны этого знания;
созданию собственного знания.
Если обучающийся применяет знания в незнакомых условиях, оценивает их и расширяет, то это следует признать значительным шагом в умственном развитии.
© 2022, Тарасов Сергей Петрович 261