СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Закаленные свободой: как устроена финская школа (с сайта foxford.ru)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Учитель в свободном полёте

По словам эксперта, конкурс в педагогические вузы Финляндии – выше среднего. Абитуриенты должны выдержать серьезные вступительные испытания, а поступив, получить степень бакалавра и обязательно магистра. Затем выпускники идут работать в школы, где со всеми учителями заключают трудовой договор на один год. Если педагог работает недостаточно хорошо, договор не продлевают: такая жесткая кадровая политика уравновешена высокой зарплатой (учителя в Финляндии зарабатывают около 260 тысяч в переводе на рубли).

Весь учебный процесс – это безграничное творческое пространство для учителя. Финский педагог выбирает методы обучения, комбинирует разные предметы, подбирает учебные материалы, выстраивает образовательные траектории для каждого ученика. В течение года учитель ни перед кем не отчитывается: финны считают, что профессионалу нужно доверять.

При таком подходе учитель чувствует особую ответственность за свою работу. Без внутренней самодисциплины работать в Финляндии вообще не получится: директор не контролирует, коллеги не осуждают. Но если педагог не справляется со своей работой, это обязательно станет известно.

«Ученики расскажут о плохом учителе родителям, которые сообщат об этом директору. Глава школы разберется в ситуации и решит её. В этом смысле учебный процесс контролируется естественным путем, то есть самими школьниками и их родителями», – рассказывает Анастасия Мокрушан.

Помимо добросовестного отношения к работе финский учитель должен соблюдать образовательный стандарт, разработанный на государственном уровне. Благодаря этому документу ребята, которые перешли из одной школы в другую, без особых трудностей продолжают обучение по единой программе на новом месте. В каждом муниципалитете образовательный стандарт дорабатывается в зависимости от особенностей региона, и уже с учетом этих рекомендаций учитель выстраивает учебный процесс.

В Финляндии учитель составляет индивидуальные планы: в зависимости от склонностей и потенциала подбирает упражнения, задания и учебные материалы для каждого ученика. А еще учитель может на одном уроке совместить два предмета, например, природоведение и родной язык. Кстати, такой междисциплинарный подход планируют развивать. Так, к 2020 году старшеклассники смогут самостоятельно выбирать целые курсы, которые посвящены не одному предмету, а целым явлениям или процессам. На таком уроке естественные, технические и гуманитарные науки будут изучаться в комплексе.

Последнее слово за учеником

Оборотная сторона «вольной» учебной жизни – ответственность. Если финский учитель отвечает за свою работу, то финской школьник – за свою учебу. Человек учится потому, что хочет чему-то научиться, уверены финны. Другой мотивации и не существует: конкуренция в условиях индивидуального плана бессмысленна да и отметок почти не ставят.

«Как ты потрудишься в течение школьных лет, такой результат и получишь – это в Финляндии знает даже первоклассник. Учитель не контролирует, а только помогает и наставляет. Окончательное решение всегда остается за учеником. Интересно, что, несмотря на такую свободу, в финских школах практически нет проблем с дисциплиной. После перемены ребята почти моментально включаются в работу», – рассказывает эксперт.

Вообще весь образовательный процесс в финской школе направлен на развитие познавательной активности детей. Учиться не заставляют, а предлагают, учеников не контролируют, а направляют. Если на уроке школьник не хочет выполнять какое-то задание, он может сделать другое. Финны считают, что ученик – это, прежде всего, личность, которая сама в состоянии оценить пользу от своих действий. Например, если школьник к окончанию старшей школы (7-9 класс) хочет подтянуть успеваемость, он может продолжить обучение в дополнительном 10 классе. И только после этого сделать выбор: пойти в лицей (11-12 классы) или в профессиональный колледж.

Финские традиции, мировоззрение и стиль жизни формируют систему школьного образования изнутри, поэтому этот уникальный опыт сложно перенять. «Нельзя взять образовательную систему Финляндии и перенести ее, например, в российскую школу: она, скорее всего, работать не будет. Это все равно, что пересадить тропические растения в неподходящую почву», – уверена Анастасия Мокрушан.

Вместе с тем финский подход к обучению заставляет переосмыслить суть школьного образования, задуматься о роли учителя и ученика в учебном процессе. Свобода действий и возможность выбора могут стать ключом к воспитанию самодостаточной личности, которая с ранних лет способна нести ответственность за свою жизнь. Эффективность финской системы доказана, осталось только понять, как все-таки она работает.

30.06.2018 20:14


Рекомендуем курсы ПК и ПП