СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
С давних времён на Руси купание и плавание в реках, озёрах и морях считалось одним из лучших средств укрепления здоровья и закаливания организма. Наблюдения за учениками вспомогательной школы показали, что те учащиеся, которые летом регулярно купались и плавали (отдых в загородной зоне), в течение нескольких последующих месяцев редко простужались. Занятия учащихся вспомогательных школ плаванием благотворно влияют на физическое развитие и функциональные возможности кардио - респираторной системы организма. У школьников, регулярно занимающихся плаванием, лучше развивается дыхательная система, происходит перестройка функций аппарата внешнего дыхания, направления на приспособление организма к мышечной работе в условиях плавания. В настоящее время большое значение для формирования правильной осанки, развития тазового пояса и нижних конечностей отводится плаванию. Действительно, в процессе плавания уменьшается давление веса тела на опорно-двигательный аппарат и на неокрепший позвоночник ребёнка. В связи с этим, плавание начинает широко использоваться как корригирующее упражнение. В процессе плавания путём ритмических движений ног создаются благоприятные условия для формирования и укрепления опоры нижних конечностей, а динамическая работа ног в безопорном положении благоприятствует развитию детской стопы и предупреждает развитие плоскостопия. Применяемые на занятиях по плаванию со школьниками вспомогательной школы методы и приёмы обучения предполагали воздействие не только на совершенствование физических качеств организма, но и на развитие познавательных процессов. Например, объяснение в сочетании с показом содействует развитию внимания; проведение различных упражнений в играх на воде - развитию памяти; разработка игр сюжетного характера по заданию педагога - развитию мышления. Главная задача занятий по плаванию - скорригировать нарушенные акты моторики и дыхания, научить детей держаться на воде и плыть расстояние в 20-25м (в ряде случаев и больше), закаливать их, научить не бояться воды. Школьники, которые по каким - либо причинам не могут вместе с основной массой участвовать в занятиях, могут побродить по воде или отдохнуть на суше. Такие условия также способствуют укреплению их здоровья, закаливанию. Обучая плаванию школьников вспомогательной школы, учитель физического воспитания особое внимание должен уделять процессу формирования навыка плавания. Первые плавательные движения у школьников характеризуются тем, что они направляют свои усилия на поддерживание собственного тела на поверхности воды, а не на продвижении |
вперёд. По мере совершенствования навыка, усилие, прилагаемое при совершенствовании плавательных движений учеников, идёт уже на | передвижение вперёд. Исследования показали, что даже первые плавательные движения не имеют хаотического характера. Тот факт, что эти движения возникают сразу, при первых попытках ребёнка плавать, свидетельствуют, что это - прирождённая координация, имеющая под собой безусловно - рефлекторную основу. При обучении плаванию умственно отсталых детей учитель физической культуры основное внимание должен сконцентрировать на правильности выполнения плавательных движений. Нужно иметь в виду, что успехи в плавании учеников вспомогательной школы в значительной степени зависят от развития силы, поскольку скорость передвижения в воде связана с силой тяги, развиваемой школьником. Упражнения на развитие силы проводятся, в основном, на суше. При этом даются физические упражнения для развития различных мышечных групп: плечевого пояса, спины и конечностей. Но поскольку добиться полной аналогии усилий на суше и в воде не удаётся, широко используются силовые упражнения в воде - плавание с помощью одних только рук или одних только ног. Плавание приводит к образованию новых двигательных навыков. При систематических занятиях формируются стойкие двигательные стереотипы, связанные с улучшением условно - рефлекторных связей между различными системами организма. Оно также способствует развитию мускулатуры, так как сопровождается активной деятельностью большинства скелетных мышц тела. При этом нагрузка на отдельные мышечные группы распределяется умеренно, создаются более благоприятные условия для их снабжения кислородом. Это связано с цикличностью плавания, т.е. строгим чередованием напряжения и расслабления мышц. Плавание способствует также развитию таких ценных качеств, как ловкость и выносливость. Пожалуй, трудно назвать какие - либо другие физические движения, которые бы так хорошо вырабатывали у школьников выносливость, как плавание. В этом отношении плавание имеет неоспоримое преимущество почти перед всеми другими видами физических упражнений. Плавание, как и любые водные процедуры, совершенствует терморегуляцию, т.е. образование и отдачу тепла организмом. Погружаясь в воду, ребёнок испытывает ощущение холода даже в тёплый день из-за большой разницы температур воды и тела. Чтобы согреться, надо сразу плыть или делать энергичные движения в воде, и тогда по телу начнёт разливаться тепло. Так как теплоотдача в воде очень велика, а теплопродукция тела не безгранична, то через некоторое время появляется озноб. Теперь школьник должен обязательно выйти из воды, вытереться насухо и сделать несколько физических упражнений. Однако для того, чтобы плавание принесло возможно больше пользы и не оказывало неблагоприятного воздействия, учителю физкультуры, педагогам и воспитателям, - одним словом, - тем, кто проводит это обучение, |
следует соблюдать следующие правила и довести их до сознания школьников.
Обучая учащихся вспомогательной школы плаванию, учитель физического воспитания может использовать различные методические рекомендации, которых в настоящее время имеется достаточно много. |
-80%
© 2017, Мананников Константин Викторович 212