СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Трудно представить жизнь человека без названий географических объектов, процессов, событий, явлений, имен окружающих нас людей. Практически каждый объект в современном мире имеет свое собственное название, которое представляет собой лингвистический памятник, созданный людьми. Эти наименования, занимающие особое положение в системе языка – это имена собственные. Они не бывают созданы случайно, каждое имя имеет свою историю. Мы употребляем имена собственные ежедневно, к ним мы относим как имена реально существующих людей, городов и рек, так и наименования предметов и субъектов, созданных фантазией человека. Очень часто человек задается вопросами, откуда произошло то или иное название, фамилия, имя, почему город, река, страна, так называются, и т.д. Часто объяснить это очень сложно или даже невозможно, потому что названия такие древние, что их воспринимают как нечто само собой разумеющееся, иногда "назывная коннотация" имен собственных стирается, и они переходят в разряд нарицательных имен, и тогда определить автора практически невозможно. Другие же имена собственные настолько молоды, что живущее сейчас поколение знает их авторов или, по меньшей мере, историю и страну происхождения.
«Все на Земле имеет свой адрес. Адресная функция географических названий – наиболее важная и необходимая человеческому обществу. Они нужны для того, чтобы отличать один объект от другого, точно указать его местоположение и т.д. Невозможно представить себе современный мир без географических имен» [8, с. 4].
Широкое распространение и частое употребление имен собственных привело к возникновению такой науки, как ономастика (изучение имен собственных). «Функциональное и языковое своеобразие собственных имен привело к тому, что их стали изучать в особой отрасли языкознания – ономастике.» [1, с. 3]. Топонимика является подразделом ономастики и занимается изучением наименований географических объектов. Топонимика представляет собой важный элемент работы на уроках русского языка в младшей школе. Благодаря изучению данной науки младшими школьниками, у детей повышается интерес к родному языку и к истории родного края.
Проблемами топонимики занимались такие известные ученые, как Э. М. Мурзаев, И.М. Горбаневский, С.Б. Веселовский, Г.П. Смолицкая, А.И. Попов, Е.М. Поспелов, А.В. Суперанская, Л.В. Успенский, А.В. Жучкевич, В.М. Воробьев, С.Н. Басик, В.В. Радлов, А.И. Соболевский, Ю.А. Карпенко, В.Н. Топоров, О.Н. Трубачев, Б.А. Серебренников, А.Д. Руднев, А.К. Матвеев, А.С. Стрыжак и другие.
Каждый микротопоним Шумячского района имеет свою историю. Люди каждому географическому объекту давали название обоснованно, исходя из его особенностей. Никогда название не было создано стихийно. Это говорит о том, что местное население бережно относится к своему родному краю. Для них важно, чтобы названия географических объектов были полезны для людей, чтобы родной язык был богат, понятен и уникален. Ведь микротопонимы являются лингвистическими памятниками, культурно-историческими ценностями.
«Любое географическое название исторично и является памятником культуры каждого народа. Такова его природа. Уходят века, люди, события, но память о них остается в делах, воспоминаниях, в том числе и в топонимах – названиях городов, сел, улиц и площадей, рек, морей и гор. Даже самое современное название со временем приобретает исторический характер. Поэтому большая ответственность ложится на того, кто дает, присваивает имя, особенно в тех случаях, когда в названии увековечивается имя политического, государственного или какого-либо иного деятеля. Название нельзя давать поспешно, без достаточных оснований в оценке лица, имя которого дают определенному объекту. Это может привести к последующей отмене названия, замене его новым, что болезненно сказывается на психологии людей.» [13, с. 91].
Благодаря данным анкетирования и опросу местных жителей, нам удалось выявить 30 топонимов Шумячского района, которые мы расквалифицировали на водные объекты (9 микротопонимов), рельефные объекты (7 микротопонимов), лесные объекты (8 микротопонимов) и иные сельские объекты ( 6 микротопонимов).
Таким образом, нам удалось достичь поставленной цели: собрать и расклассифицировать топонимы Шумячского района, провести их семантический материал, подготовить материал для изучения микротопонимов Шумячского района в младших классах.
Исследование позволило нам выявить 30 топонимов Шумячского района, их особенности происхождения, развития и функционирования. Мы провели семантический анализ микротопонимов, что позволило нам выявить характерные черты микротопонимов Шумячского района.
Таким образом, микротопонимы Шумячского района представляют собой ценный материал для лингвистической карты региона. Они несут в себе отражение той эпохи, в которую были образованы, показывают социально-экономические и культурные особенности района. Наше исследование показало, что микротопонимы тесно связаны с жизнью людей, их мировоззрением, отношением к жизни, природе, историческим событиям, реалиям окружающей среды. Изучать микротопонимы в младшей школе необходимо, ведь знать историю своего языка также важно, как и знать историю своего родного края. Изучая этимологию слов, ученики углубляются и в историю своего народа. Глубокое изучение микротопонимов своего региона является одним из путей осознанного восприятия родной культуры, природы, традиций русского народа.
© 2023, Якубенко Ольга Юрьевна 44