СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
– Проводя на протяжении многих лет учёты мелких млекопитающих в заповеднике, мы убедились, что если в меру любопытная и смелая лисица найдёт ловушко-линию с пойманными зверьками и вкусной приманкой, то она уже не уходит из этого кормного места. А обычно устрашающий запах человека в данном случае является не угрозой, а указателем, где лежит еда. Щелчок пружины в мышиной ловушке лисицу не очень-то пугает, пару раз отпрыгнув от резкого звука, зверь соображает, как обезвреживать механизм и добывать из странной штуковины хлеб в масле. Играя с ловушками, умная лисица методично пройдёт все 50 штук, проверит ещё раз, запомнит запах человека и пойдет искать в окрестностях похожее. В некоторые годы при обнаружении такой лисицей ловушко-линий почти весь учёт оказывался практически сорванным.
В 2016 году во время подготовки ловушко-линий к осеннему учету (расчистка учётных тропинок от ветровальных деревьев) к нам на звук бензопилы вышла лисица (мы рассказали об этом в
По поведению Рыжика, как мы его тут же назвали (это был, по всем признакам, молодой самец), сразу стало понятно, что если такого смелого зверя не изолировать, то учёт мелких млекопитающих будет однозначно сорван. После наблюдений за лисом, проявлявшим желание идти на контакт с человеком, было решено попробовать приручить зверя и потом временно изолировать его на период учёта, причем сделать это непосредственно на его охотничьем участке.
Один из этапов приручения – знакомство с салоном автомобиля.
Доверчивый зверь ещё не знает, что его ведут в неволю.
Подготовка к эксперименту продолжалась больше десяти дней, за это время было проведено немало фото- и видеосъемок. В итоге удалось наладить с лисом контакт и заманить его в небольшой вольер, сооруженный рядом с учётной ловушко-линией. За время изоляции мы смогли не только провести плановый учёт мелких млекопитающих, но и наблюдать за поведением ограниченного в передвижении зверя, а также по следам на выпавшем снегу узнать новое в отношении других обитателей заповедного леса.
Временный лесной изолятор.
Оказалось, что кроме Рыжика этот же участок использовали ещё две лисицы, однако проверять мышеловки, как Рыжик, они не догадались или не решились. Также через ловушко-линию прошла семья волков из семи зверей, но их интересовали в данном случае не мыши, а копытные животные. Другие звери – белки, косули, олени, прошедшие в стороне куницы – на ход учёта не оказали никакого влияния.
В этой истории, обозначившей, с одной стороны, проблемы воздействия научных исследований на объекты изучения, а с другой – реакцию обитателей дикой природы на исследователей и их действия, есть и еще одна грань – это этическая и психологическая сторона взаимодействия человека и дикого зверя. К сожалению, разбираясь в этой проблеме, мы можем узнать мнение только одной стороны – человека:
– Подкармливая и приручая лиса, мы преследовали свои цели – провести учет животных, а для этого убрать фактор, мешающий нашей работе. Лис Рыжик о наших планах не догадывался – он без «задних мыслей» отвечал на доброе отношение и брал лакомства из рук. А зоологу с каждым днём было всё сложнее выполнять задуманное: когда среди людей человеческое понимание уже на вес золота, невольно начинаешь беречь тепло искренних чувств, пусть даже это чувства лесного зверя.
Недостатка в еде не было.
После пары недель взаимного общения за ничего не подозревающим лисом захлопнулась дверь в специально организованном сетчатом вольере, отгородившем Рыжика от родного леса на целых десять дней. Вроде бы ничего страшного не произошло: лис здоров, без травм и изъятия находится в своих угодьях, на полном кормовом довольствии…
И всё же произошедшую перемену на тот момент действующие лица определили точно: человек – враг. Все дни изоляцииРыжик зло встречал зоолога с приносимым кормом, хотя от пищи не отказывался, а научный сотрудник, как ни уговаривал себя в необходимости временной передержке зверя, болезненно переживал свое «предательство».
Наконец настал последний день учёта. Затаив дыхание, мы наблюдали, как Лис медленно покидал вольеру. Это было смешение радости, жалости, надежды, неуверенности. Рыжик медленно удалялся в выбранном им направлении, а за ним по пятам довольно долго шел человек, что-то ему говорил вслед, словно объяснял, что по-другому поступить было нельзя.
Выход на свободу.
Перед отъездом из леса в так называемой «столовой» для Рыжика было оставлено лакомство. На другой день еда исчезла и вокруг «столовой» всё было утоптано лисьими следами, но лиса рядом не было.
Прошло ещё три дня, и мы поехали в лес демонтировать вольер, прихватив на всякий случай для лиса угощение. Не успела машина остановиться на привычном месте, как из-за деревьев показался бегущий навстречу Рыжик. Простил! Как же стало радостно и легко!
Счастливые минуты восстановления доверия.
Счастливый человек поспешил в «столовую», а за ним трусцой направился Рыжик. Лис следовал за зоологом по пятам, и потом всё время крутился вокруг, пока ученые транспортировали вольер в машину, осторожно брал лакомые кусочки из рук. Напоследок позволил себе поваляться в снегу рядом с зоологом и позировать для финального фото.
Отрицательная реакция у лиса на вольер не закрепилась.
В целом научно-методический эксперимент удался. Теперь можно искренне ответить «ДА!» на свой же вопрос: «Возможна ли дружба между диким зверем и человеком?»
В нашем случае это чувство выдержало нелёгкое испытание. И пусть нас раскритикуют за очеловечивание животных учёные-этологи, но мы теперь знаем, что есть отдельные звери, отличающиеся от своих собратьев не только любопытством и склонностью к коммуникации, но и качеством, которое люди характеризуют как «способность понимать и прощать».
Всё плохое позади: Рыжик и ст.научный сотрудник Сергей Сапельников.
Еще больше информации об этой истории читайте в новости
Ст. научный сотрудник
Воронежского заповедника
И.И. Сапельникова
© 2018, Постникова Елена Ивановна 1047