СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 14.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Литературная викторина - традиционная игровая форма занятий, стимулирующая интерес как к изучению биографии писателя, так и к анализу его произведений.
1. В афишу, представляющую героев «Вишневого сада», включено несколько персонажей из других произведений Чехова. Исключите «лишних», указав произведения; внесите недостающие имена персонажей.
Раневская Любовь Андреевна, помещица.
Аня, ее дочь, 17 лет.
Варя, ее приемная дочь, 24 года.
Лопахин Ермолай Алексеевич, купец.
Рагин Андрей Ефимович, врач.
Епиходов Семен Пантелеевич, конторщик.
Волчанинова Лидия, учительница земской школы.
Дуняша, горничная.
Яша, молодой лакей.
«Лишние»:
Рагин Андрей Ефимович («Палата №:»)
Волчанинова Лидия («Дом с мезонином»).
Не хватает:
Гаев Леонид Андреевич, брат Раневской.
Трофимов Петр Сергеевич, студент.
Симеонов-Пищик Борис Борисович, помещик.
Шарлотта Ивановна, гувернантка.
Фиpс, лакей, старик 87 лет.
2. По ремарке установите, к какому действию она относится.
Комната, которая до сих пор называется детскою. Одна из дверей ведет в комнату Ани. Рассвет, скоро взойдет солнце. Уже май, цветут вишневые деревья, но в саду холодно, утренник. Окна в комнате закрыты. (Действие 1)
Сцена пуста. Слышно, как на ключ запирают все двери, как потом отъезжают экипажи. Становится тихо. Среди тишины раздается глухой стук топора по дереву, звучащий одиноко и грустно. (Действие 4)
3. Узнайте персонаж по реплике.
«Желтого дуплетом в середину!» (Гаев)
«Мой папаша был мужик» (Лопахин)
«Дачи и дачники – это так пошло, простите» (Раневская)
«У меня нет настоящего паспорта, я не знаю, сколько мне лет, и мне все кажется, что я молоденькая» (Шарлотта)
«Вы подумайте!» (Пищик)
«Я такая деликатная девушка, ужасно люблю нежные слова» (Дуняша)
«Каждый день случается со мной какое-нибудь несчастье» (Епиходов)
«Невежество…» (Яша)
«Мы будем читать в осенние вечера, прочтем много книг, и перед нами откроется новый, чудесный мир» (Аня)
«Мы выше любви» (Трофимов)
«Эх ты… недотёпа!» (Фирс)
4. К кому из персонажей относятся следующие прозвища:
«22 несчастья» (Епиходов)
«Вечный студент» (Трофимов)
«Огурчик» (Дуняша)
«Мадам Лопахина» (Варя)
«Недотёпа» (Фирс о Дуняше, Яше и о себе, Раневская о Трофимове – можно отнести ко всем героем)
5. Кто из персонажей на протяжении пьесы:
Постоянно сосет леденцы (Гаев)
Чаще других обнимает и целует окружающих (Раневская)
Подчеркивает свое мужицкое происхождение (Лопахин)
Говорит о необходимости покончить с прошлом ради будущего счастья (Трофимов)
Носит ключи на поясе (Варя)
Показывает фокусы (Шарлотта)
Ломает и портит вещи (Епиходов)
Постоянно просит денег взаймы (Пищик)
Постоянно раздает деньги (Раневская)
Постоянно смеется (Яша)
Пудрится, глядясь в зеркало (Дуняша)
Заботится о хозяевах (Фирс)
Обижается, когда кто-либо высказывает удивление по поводу длительности его учения (Трофимов)
Раздражается, когда ему говорят о матери, пришедшей из деревни увидеться с ним (Яша)
По любому случаю пытается декламировать торжественные речи (Гаев)
Говорит о начинающейся новой жизни (Аня)
6. Что означает в пьесе дата 22 августа? (Аукцион по продаже вишневого сада.)
7. Кто говорит о вишневом саде следующие слова:
«Если во всей губернии есть что-нибудь интересное, даже замечательное, так это только наш вишневый сад» (Раневская)
«Замечательного в этом саду только то, что он очень большой» (Лопахин)
«Вся Россия наш сад» (Трофимов)
«Мы насадим новый сад, роскошнее этого…» (Аня)
8. Кто из персонажей в четвертом действии:
Становится банковским служащим (Гаев)
Собирается снова уехать в Париж на деньги, полученные от ярославской тетушки (Раневская)
Обещает Шарлотте Ивановне найти ей место в городе (Лопахин)
Собирается ехать в Москву продолжать учебу (Трофимов)
Собирается работать по окончании гимназии (Аня)
Собирается поступить в экономки, не дождавшись предложения о замужестве (Варя)
Остается один забытый в запертом пустом доме (Фирс)
9. Действие пьесы начинается в мае, продолжается летом и заканчивается в октябре. Какую символическую роль играет смена времен года в пьесе Чехова? (Драматизм жизни, мотив ускользающего времени, ощущение приближающегося конца.)
10. В ремарках пьесы дважды (во 2 действии и в финале 4 действия) упоминается «звук лопнувшей струны, замирающий, печальный». Какую символическую роль играет эта деталь? (Драматизм жизни, разлад корневых основ ее, ощущение обреченности и призрачности существования.)
© 2020, драгун александр николаевич 3612