СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
ГУ «Шадыксаевская основная школа»
Интегрированный урок литературы и права
Тема «Жесткие игры» урок – взгляд
По произведениям Л.Н.Толстого «Детство», В.Распутина «Уроки французского», В.Железникова «Чучело».
Учитель: Ерохина Т.М.
п.Шадыксаевка 2012г.
Цель: закрепить знания о произведениях Л.Толстого, В.Распутина, В.Железникова ; создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментирования фрагментов из художественных текстов, сформировать общие этико-правовые знания и выявить нравственную позицию учащихся; воспитывать правовую грамотность.
Ход.
Орг. Момент.
Задание 1. – работа в группах.(каждая группа получает небольшой текст из произведений писателей)
- прочитать фрагменты из художественного текста, обсудитьв подгруппе; записать высказывания;
- ответить на вопросы:
1. Какие чувства испытывает герой в приведенном отрывке? Почему? О каких сторонах светлых или темных рассказывает этот отрывок?
2. Как вы понимаете приведенное высказывание? Как писатель относится к детству? Почему?
3. Есть ли связь между отрывком и высказыванием?
Слайд 1«Прекраснейшая, счастливейшая пора жизни, детство, сопряжена с тысячью мучений, с тысячью тревог и страхов, со столькими тяготами воспитания и ученья, что взрослый человек, несмотря на все свои мытарства, даже если бы мог, никогда не согласился бы вновь стать ребенком, дабы не пережить заново пережитое когда-то»
Джакомо Леопарди итальянский писатель
Слайд 2 «Ни один истинный мудрец не тосковал еще о своем ребяческом возрасте».
Джонатан Свифт английский писатель.
Слайд 3 «Большинство людей сбрасывает с себя детство, как старую шляпу, и забывает его, как ставший ненужным номер телефона. Настоящий человек только тот, кто, став взрослым, остается ребенком»
Эрих Кестнер немецкий писатель.
Выступление представителей от каждой из групп
Ответы на вопросы:
Каковы бы ни были мысли взрослых людей, мы с вами говорим о мире детства, о восприятии его многими как особенной поры жизни. Взрослые часто считают, что во времена их детства и люди были добрее, и деревья были выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они остались в душе детьми. При взгляде на человека грубого, злого, жестокого не хочется верить, что он когда-то был ребенком. Почему это происходит? Что особенного в мире детства? ( выслушиваются ответы детей).
Вывод: любой человек от рождения стремится к добру, он не ведает лжи, он чист душой.
Слайд 4 Чтение размышления А.А.Тарковского:
Мои первые воспоминания – о соприкосновении с лаской и добром, нежностью и человечностью. Быть может, им, моим родителям, С трудом удавалось сдерживать себя, когда хотелось наказать или прикрикнуть. Но их сердца были настроены на любовь и доброту… Так уж вышло, что я в раннем детстве понял: главное на свете – память добра… доброта учит нас смелости и самостоятельности, и чем ярче добрые впечатления, тем увереннее мы чувствуем себя в «минуты жизни роковые».
Соотносятся ли слова.А.А. Тарковского с тем выводом, что мы сделали?
Иногда воспоминания о детстве такие яркие, теплые, нежные, что они накладывают отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь человека, и именно об этом сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Я родом из моего детства, как из какой-нибудь страны».
- Как вы понимаете эти слова?
- Важно ли, чем было для человека детство - «счастливейшей порой», временем открытий или годами «тысячи тревог и страха»?
Да, и в детстве есть свои проблемы. Об этом наш сегодняшний разговор. Отвечая на задания в карточках, вы уже отметили, что прочитанные фрагменты из повестей Л.Толстого, В.Распутина, В.Железникова представляют собой описание жестких игр.
Беседа по прочитанным произведениям:
- В какое историческое время происходят события, описанные в прочитанных произведениях?
- В чем их сходство?
- Что вы понимаете под словом конфликт?
- В чем же основной конфликт этих произведений? Что сталкивается в прочитанных фрагментах?
Учитель обществознания: Имеют ли подростки право жестоко обращаться с другими детьми?
Можно ли поставить рядом такие слова, как право обижать, право унижать.
Чтение Конвенции о правах ребенка.
-Когда человек получает свои первые права?
- А должны ли права быть закреплены законом?
- О каких правах говорится в данном документе?
- До какого возраста считается ребенком любое лицо?
Учитель литературы. На столе у вас лежат листочки с таблицей, которую вам нужно будет заполнить по ходу ответов на вопросы. Работаем с таблицей.
Основные права и свободы |
«Детство» (глава «Ивины») |
«Уроки французского» |
«Чучело» |
Право на жизнь и физическую неприкосновенность |
|||
Свобода от пыток и жестокого, унижающего обращения |
|||
Право на личную жизнь |
|||
По ходу урока заполняется таблица, какие права участников нарушены.
Рассмотрим произведение Л.Н.Толстого «Детство» и главу «Ивины»
- Какова причина конфликтной ситуации в главе?
-Можно ли распределить роли в группе мальчиков?
- Обладает ли Сережа качествами вожака?
- Как отреагировали на случившееся участники инцидента?
- Почему Иленька оказался жертвой?
- Что думает о случившемся взрослый Иртеньев, когда вспоминает этот эпизод из своей жизни?
Анализ рассказа В. Распутина «Уроки французского»
- почему вас так задел этот рассказ?
- Нужен ли эпизод драки мальчиков в рассказе?
- Как вы отнеслись к ее участникам- Вадику и его компании?
- Удивил ли вас герой рассказа?
- Нужна ли эта страница, да еще столь подробная, что становится не по себе?
- Почему избитый мальчишка вновь приходит в компанию Вадика, где его, несомненно, еще раз «проучат»?
- Объясняет ли он свой безумный поступок?
- Как вы понимаете смысл названия рассказа?
Чтение высказывания В.Распутина: «истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи»
- Докажите справедливость превой части высказывания В.Распутина. можно ли считать рассказ «памятью об истинном добре»?
- Как иначе можно назвать этот рассказ? Какова роль игры в рассказе?
Автор дает описание двух игр: игры Вадика и Лидии Михайловны, - одинаковы ли они.
Распределите роли в эпизоде драки мальчишек.
Вожак -- жертва ----преследователи.
(Вадик, герой рассказа, Птаха, Тишкин).
- Можно ли назвать эту драку честным поединком?
- Какое неписанное правило сработало?
- Из-за чего больше страдал главный герой – из-за физической боли или душевной раны?
Вспомните героев повести В.Железникова «Чучело». Объясните заглавие книги. Подберите другое название.
- Почему ребята так жестоко отнеслись к Лене и ее дедушке?
- Распределите роли в этой группе ребят.
- Назовите самую сильную страницу повести. Почему она так тронула вас?
- Что такое аутодафе?
- Как к этому отнеслась Лена и ее преследователи?
- Что значат для вас слова Лены: «Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке – совсем другим?»
- Как случилось, что ребята сожгли чучело? Было ли это внезапным порывом?
- Чем заканчивается повесть?
- Почему Лена и ее дедушка уезжает из города?
- Узнаем ли мы в конце повести о причине жестокости ребят? Оправдывает ли их это?
Учитель обществознания: Какие из основных прав и свобод были нарушены в этих произведениях?
- Как вы их прокомментируете?
Чтение заполненных строк таблицы.
Итак, к какому выводу мы пришли в результате работы.
Вывод: в любой ситуации надо контролировать свое поведение, думать о последствиях поступков, о том, не принесут ли они страдание другим, не нарушат ли они их права.
Учитель литературы: Ребята, какой смысл несут в себе следующие слова: злой – злобный, грубый – враждебный, жестокий – опасный.
Как вы думаете, а какими словами вас могут охарактеризовать другие люди. (заслушивание 2-3 ответов).
Запись в тетради слов грузинского писателя Ч.Амирэджиби: «Все мы до тех пор люди, пока хотим стать лучше».
И давайте каждый из нас вдумается в эти слова и не теряет желания быть человеком.
Прослушивание песни «дорогою добра»
На этом наш урок закончен. Хотелось бы верить, что вы будете совершать только добрые поступки.
© 2016, Ерохина Татьяна Михайловна 582