СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

ГУ «Шадыксаевская основная школа»

Интегрированный урок литературы и права

Тема «Жесткие игры» урок – взгляд

По произведениям Л.Н.Толстого «Детство», В.Распутина «Уроки французского», В.Железникова «Чучело».

Учитель: Ерохина Т.М.

п.Шадыксаевка 2012г.

Цель: закрепить знания о произведениях Л.Толстого, В.Распутина, В.Железникова ; создать условия для сравнительно-сопоставительного анализа и правового комментирования фрагментов из художественных текстов, сформировать общие этико-правовые знания и выявить нравственную позицию учащихся; воспитывать правовую грамотность.

Ход.

Орг. Момент.

  1. Слово учителя литературы : ребята, мы с вами на уроках литературы познакомились с творчеством замечательных писателей: Л.Толстого, В.Распутина и В. Железникова и их произведениями, в которых рассказывается о внутреннем мире таких же ребят, как и вы. Наша задача с вами подумать о том, что же объединяет эти произведения.

Задание 1. – работа в группах.(каждая группа получает небольшой текст из произведений писателей)

- прочитать фрагменты из художественного текста, обсудитьв подгруппе; записать высказывания;

- ответить на вопросы:

1. Какие чувства испытывает герой в приведенном отрывке? Почему? О каких сторонах светлых или темных рассказывает этот отрывок?

2. Как вы понимаете приведенное высказывание? Как писатель относится к детству? Почему?

3. Есть ли связь между отрывком и высказыванием?

Слайд 1«Прекраснейшая, счастливейшая пора жизни, детство, сопряжена с тысячью мучений, с тысячью тревог и страхов, со столькими тяготами воспитания и ученья, что взрослый человек, несмотря на все свои мытарства, даже если бы мог, никогда не согласился бы вновь стать ребенком, дабы не пережить заново пережитое когда-то»

Джакомо Леопарди итальянский писатель

Слайд 2 «Ни один истинный мудрец не тосковал еще о своем ребяческом возрасте».

Джонатан Свифт английский писатель.

Слайд 3 «Большинство людей сбрасывает с себя детство, как старую шляпу, и забывает его, как ставший ненужным номер телефона. Настоящий человек только тот, кто, став взрослым, остается ребенком»

Эрих Кестнер немецкий писатель.

Выступление представителей от каждой из групп

Ответы на вопросы:

  1. Кто главные герои всех этих отрывков?
  2. Как взрослые вспоминают свое детство?
  3. Хочется ли им снова стать детьми?

Каковы бы ни были мысли взрослых людей, мы с вами говорим о мире детства, о восприятии его многими как особенной поры жизни. Взрослые часто считают, что во времена их детства и люди были добрее, и деревья были выше, и трава зеленее. О людях добрых, веселых, чутких говорят, что они остались в душе детьми. При взгляде на человека грубого, злого, жестокого не хочется верить, что он когда-то был ребенком. Почему это происходит? Что особенного в мире детства? ( выслушиваются ответы детей).

Вывод: любой человек от рождения стремится к добру, он не ведает лжи, он чист душой.

Слайд 4 Чтение размышления А.А.Тарковского:

Мои первые воспоминания – о соприкосновении с лаской и добром, нежностью и человечностью. Быть может, им, моим родителям, С трудом удавалось сдерживать себя, когда хотелось наказать или прикрикнуть. Но их сердца были настроены на любовь и доброту… Так уж вышло, что я в раннем детстве понял: главное на свете – память добра… доброта учит нас смелости и самостоятельности, и чем ярче добрые впечатления, тем увереннее мы чувствуем себя в «минуты жизни роковые».

Соотносятся ли слова.А.А. Тарковского с тем выводом, что мы сделали?

Иногда воспоминания о детстве такие яркие, теплые, нежные, что они накладывают отпечаток на дальнейшую взрослую жизнь человека, и именно об этом сказал Антуан де Сент-Экзюпери: «Я родом из моего детства, как из какой-нибудь страны».

- Как вы понимаете эти слова?

- Важно ли, чем было для человека детство - «счастливейшей порой», временем открытий или годами «тысячи тревог и страха»?

Да, и в детстве есть свои проблемы. Об этом наш сегодняшний разговор. Отвечая на задания в карточках, вы уже отметили, что прочитанные фрагменты из повестей Л.Толстого, В.Распутина, В.Железникова представляют собой описание жестких игр.

Беседа по прочитанным произведениям:

- В какое историческое время происходят события, описанные в прочитанных произведениях?

- В чем их сходство?

- Что вы понимаете под словом конфликт?

- В чем же основной конфликт этих произведений? Что сталкивается в прочитанных фрагментах?

Учитель обществознания: Имеют ли подростки право жестоко обращаться с другими детьми?

Можно ли поставить рядом такие слова, как право обижать, право унижать.

Чтение Конвенции о правах ребенка.

-Когда человек получает свои первые права?

- А должны ли права быть закреплены законом?

- О каких правах говорится в данном документе?

- До какого возраста считается ребенком любое лицо?

Учитель литературы. На столе у вас лежат листочки с таблицей, которую вам нужно будет заполнить по ходу ответов на вопросы. Работаем с таблицей.

Основные права и свободы

«Детство» (глава «Ивины»)

«Уроки французского»

«Чучело»

Право на жизнь и физическую неприкосновенность

Свобода от пыток и жестокого, унижающего обращения

Право на личную жизнь

По ходу урока заполняется таблица, какие права участников нарушены.

Рассмотрим произведение Л.Н.Толстого «Детство» и главу «Ивины»

- Какова причина конфликтной ситуации в главе?

-Можно ли распределить роли в группе мальчиков?

- Обладает ли Сережа качествами вожака?

- Как отреагировали на случившееся участники инцидента?

- Почему Иленька оказался жертвой?

- Что думает о случившемся взрослый Иртеньев, когда вспоминает этот эпизод из своей жизни?

Анализ рассказа В. Распутина «Уроки французского»

- почему вас так задел этот рассказ?

- Нужен ли эпизод драки мальчиков в рассказе?

- Как вы отнеслись к ее участникам- Вадику и его компании?

- Удивил ли вас герой рассказа?

- Нужна ли эта страница, да еще столь подробная, что становится не по себе?

- Почему избитый мальчишка вновь приходит в компанию Вадика, где его, несомненно, еще раз «проучат»?

- Объясняет ли он свой безумный поступок?

- Как вы понимаете смысл названия рассказа?

Чтение высказывания В.Распутина: «истинное добро со стороны того, кто творит его, имеет меньшую память, чем со стороны того, кто принимает. На то оно и добро, чтобы не искать прямой отдачи»

- Докажите справедливость превой части высказывания В.Распутина. можно ли считать рассказ «памятью об истинном добре»?

- Как иначе можно назвать этот рассказ? Какова роль игры в рассказе?

Автор дает описание двух игр: игры Вадика и Лидии Михайловны, - одинаковы ли они.

Распределите роли в эпизоде драки мальчишек.

Вожак -- жертва ----преследователи.

(Вадик, герой рассказа, Птаха, Тишкин).

- Можно ли назвать эту драку честным поединком?

- Какое неписанное правило сработало?

- Из-за чего больше страдал главный герой – из-за физической боли или душевной раны?

Вспомните героев повести В.Железникова «Чучело». Объясните заглавие книги. Подберите другое название.

- Почему ребята так жестоко отнеслись к Лене и ее дедушке?

- Распределите роли в этой группе ребят.

- Назовите самую сильную страницу повести. Почему она так тронула вас?

- Что такое аутодафе?

- Как к этому отнеслась Лена и ее преследователи?

- Что значат для вас слова Лены: «Я пришла на костер одним человеком, а встала с земли навстречу Димке – совсем другим?»

- Как случилось, что ребята сожгли чучело? Было ли это внезапным порывом?

- Чем заканчивается повесть?

- Почему Лена и ее дедушка уезжает из города?

- Узнаем ли мы в конце повести о причине жестокости ребят? Оправдывает ли их это?

Учитель обществознания: Какие из основных прав и свобод были нарушены в этих произведениях?

- Как вы их прокомментируете?

Чтение заполненных строк таблицы.

Итак, к какому выводу мы пришли в результате работы.

Вывод: в любой ситуации надо контролировать свое поведение, думать о последствиях поступков, о том, не принесут ли они страдание другим, не нарушат ли они их права.

Учитель литературы: Ребята, какой смысл несут в себе следующие слова: злой – злобный, грубый – враждебный, жестокий – опасный.

Как вы думаете, а какими словами вас могут охарактеризовать другие люди. (заслушивание 2-3 ответов).

Запись в тетради слов грузинского писателя Ч.Амирэджиби: «Все мы до тех пор люди, пока хотим стать лучше».

И давайте каждый из нас вдумается в эти слова и не теряет желания быть человеком.

Прослушивание песни «дорогою добра»

На этом наш урок закончен. Хотелось бы верить, что вы будете совершать только добрые поступки.

Категория: Литература
11.04.2016 15:25


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!