СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Любое общение – это не путь одного человека к другому, а движение навстречу друг другу». (Г. П. Грайс)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Общение?. Сегодня можно открыть школьную «Риторику» и получить знания о том, каковы разновидности общения, этапы создания устного и письменного высказывания, получить рекомендации по подготовке к публичному выступлению, возможно и развить необходимые навыки общения в различных социальных речевых ситуациях. Так скажут многие, ведь школа, средние специальные и высшие учебные заведения сегодня обучают всему этому, потому что количество профессий, связанных с работой с людьми, в современном обществе увеличилось.

Но достаточно ли этих знаний и умений, не забыто ли что-то еще? Еще римские ораторы понимали, что речь должна быть обращена не только к разуму, но и к чувствам человека. А известные слова Цицерона «чтобы быть хорошим оратором, надо иметь талант, усердие и безудержную любовь к делу» так и хочется дополнить словами «и любовь к людям». Когда-то в старину в русском языке не было слова «любить», но было другое – «жалеть». Так и говорили: «Я тебя жалею». Любовь, жалость, понимание, терпение – как близки эти слова…

Есть русская пословица, которую редко сегодня вспоминают: «Красному яблочку червоточинка не в укор». Ее можно трактовать так: хорошему человеку недостатки не в укор. По-видимому, русский народ этой пословицей призывал к терпимости, учил тому, что нужно прощать людям их недостатки во имя согласия. Если же быть ко всем нетерпимым (укорять), то не будет мира и согласия между людьми, т.е. не будет человеческого общения.

О том же говорил Д.С. Лихачев, он писал: «Всегда выступайте с добрых позиций. Даже выступление против какой-либо идеи, мысли стремитесь построить как поддержку того положительного, что есть в возражениях спорящего с вами… Тогда оно встретит сочувствие».

Сочувствие, сопереживание, соучастие во время разговора – это признаки того, что общение состоялось. Произошло сближение позиций: эмоций, чувств, мыслей. Как это получилось? Да просто каждый стремился не только сказать, но и услышать другого, а услышав, сумел понять, принять и оценить другого, «не укорив червоточинкой».

Сегодня вместо названных приятных слуху слов часто употребляют другое – толерантность. Толерантность – это уважение к праву другого человека иметь собственное мнение, но сначала все-таки это мнение нужно услышать. Вот и получается: чтобы общение состоялось, нужно «движение навстречу друг другу». То есть потрудиться должны оба: один говорит, а другой слушает, внимает. То есть «я хочу пообщаться» должно значить не только «я хочу высказать свое мнение», но и «я хочу услышать тебя», услышать, чтобы соотнести свое мнение с твоим, и именно это позволит нам понять друг друга. Понять, чтобы достичь лучшего в работе, в творчестве, в любви, наконец.

У поэтессы Натальи Коноплевой, стихи которой, кстати, не изучают в школе, есть такие сильные по мысли строки:

Человеку нужен человек,

Чтоб душе в общении раскрыться

И своим богатством поделиться,

И вобрать чужих сокровищ свет.

Человеку нужен человек.

Вот эти бы строки в учебники «Риторики».

Категория: Русский язык
04.02.2017 10:41


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!