СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
В логопедической практике работа с детьми, страдающими разными формами алалии, проводится в течение четырех этапов. В соответствии с ними осуществляется логоритмическое и музыкально-ритмическое воспитание.
На первом этапе создаются условия для установления контакта с детьми, поскольку, несмотря на индивидуальность каждого ребенка, в поведении детей на первых занятиях выделяется нечто общее: отсутствие направленного интереса к игрушкам, отказ от общения, ослабление ориентировочной деятельности, страх новой обстановки. В связи с этим вначале устанавливается внеречевой контакт с ребенком. На первых занятиях привлекаются мимические, ритмические, действенные формы взаимодействия, ласковая, ободряющая улыбка, поощрительный кивок головой. Используется тактика выжидания и формируются внеречевые контакты с каждым ребенком. Основные движение - ходьба, бег, прыжки, равновесие, лазание, метание. Общеразвивающие упражнения - упражнения для развития мышц шеи, для верхних конечностей и плечевого пояса, для туловища, для осанки, для нижних конечностей, на равновесие, на координацию движений. В задачу этих упражнений входит: гармоничное развитие разных групп мышц ребенка, умение управлять движениями, воспитание правильной осанки.
Подвижные игры помогают развить у детей умение ориентироваться в пространстве, изменять темп движений, ритмично двигаться, воспитывают ловкость движений.
Как только появляются элементы спонтанной деятельности детей, возможен переход к речевым контактам. Эффективный способ - называние действий ребенка, музыкальных игрушек и инструментов, с которыми он играет, игровой атрибутики. У ребенка повышается ориентировочная деятельность, возникает либо усиливается спонтанная речевая и действенная активность.
Необходимо, чтобы родители участвовали в играх детей, в выполнении их заданий дома. Желательно присутствие и участие родителей на логоритмических занятиях.
Слушание музыки помогает детям воспитать чувство музыкального ритма, слухового внимание, сосредоточенность и выдержку, успокаивающе действует на одних и поднимает эмоциональный тонус у других.
Для привлечения внимания детей к речи педагог прикрывает рот листом бумаги и просит ребенка дать кошку (мяу), собаку (гав-гав). На последующих занятиях устанавливается связь между звукоподражанием и определенной мелодией, и ребенок при исполнении мелодии подает педагогу (или указывает) соответствующую игрушку.
Для вызывания у ребенка звукоподражания волку (ууу) показывается картинка волка, наигрывается мелодия, помогающая создать его образ. То же, игра в дудочку, гудок игрушечного паровоза. Для вызывания звука а - качание куклы.
Двигательные упражнения с речевым сопровождением способствуют воспитанию умения вслушиваться в речь и получать ответные двигательные или звуковые реакции ребенка.
При развитии моторики артикуляционного аппарата и для постановки звуков можно использовать игровые приемы. Например, свист в пузырек - с, полет осы - з, мама спит - ш.
На втором этапе логопедической работы в логопедические занятия также включаются задания, тренирующие основные движения: бег, ходьба, лазание, прыжки, метание мячей.
В упражнения и игры вводятся различные предметы, отличающиеся по величине, форме и цвету. Называя их во время движений, дети активизируют словарь. Проводятся упражнения и игры по воспитанию выразительности, ритма и темпа движений: сочетание характера музыки с движениями; сочетание темпа музыки с темпом движений; сочетание ритма музыки с ритмом движений.
На третьем этапе логоритмические занятия способствуют воспитанию памяти детей. Для развития зрительной, слуховой памяти проводятся упражнения и игры типа: "Делай как я", "Что изменилось?", "Запомни и повтори".
Даются задания в запоминании порядка слов в предложении; проводятся игры со сложным комплексом движений и со сложной словесной инструкцией; подвижные и речевые игры; пение детьми попевок, песен.
Использование песен воспитывает у детей вокально-хоровые навыки и помогает коррекции речи. Музыкальный руководитель совместно с логопедом выясняет индивидуальные особенности каждого ребенка и подбирает доступный детям, интересный материал. Особое внимание уделяется развитию речевого дыхания, подвижности артикуляционного аппарата и работе над дикцией. Вначале следует петь изолированно только гласные звуки, далее - цепочки от 2 до 4 гласных и слоги, в которые входят согласные, не вызывающие затруднений у детей. Затем приступают к разучиванию песен. Сначала берутся песни с короткой музыкальной фразой: "Петушок", "Солнышко", "Василек".
Для детей с алалией подбираются песни с учетом сложности словаря. На первых двух этапах работы дети поют лишь припев песни со звукоподражаниями.
Чтобы дети легче усвоили ритм песни, следует использовать драматизацию. Важно обращать внимание на способность к модуляции голоса.
На третьем этапе в план лечебно-воспитательной работы следует включать подготовку и проведение праздников и развлечений. Дети с алалией участвуют в них или пассивно в качестве зрителей, или в массовых построениях, хороводах.
На четвертом этапе продолжается совершенствование многообразной речевой деятельности детей. Особое внимание уделяется анализу слов в предложении, запоминанию порядка слов. С этой целью на логоритмических занятиях проводятся подвижные игры, сюжетно-ролевые, инсценировки песен, стихотворений, прозы с музыкальным сопровождением и без него, праздничные и выпускные утренники, стимулируются и совершенствуются на занятиях и вне их такие виды как художественно-речевая, сочетанная музыкально-изобразительная, театрально-игровая, музыкальная.
На четвертом этапе коррекционно-логопедического перевоспитания личности и развития речи детей активно стимулируется их музыкальная деятельность, или музицирование. Музицирование детей обогащает их зрительные и слуховые представления, совершенствует их память.
Таким образом, логоритмические занятия способствуют реализации основной задачи: развитию всех функций речи, памяти, внимания, мышления и других сторон психической деятельности.
© 2020, Пархоменко Наталья Викторовна 1801