СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Лучший учитель – творчество.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Лучший учитель – творчество.

Сегодня в  обществе объективно возникает потребность в росте творческого потенциала личности. Развитию познавательного интереса и творческой активности обучающихся на уроках литературы способствует использование метода цветовых выборов, основанного на методике М. Люшера, теории соотнесения звука и цвета А. Журавлева. Известно, что в литературе знания связи между звуком и определенным цветом дают возможность услышать и "увидеть" цветообраз произведения, вызвать различные ассоциации, эмоции, чувства.

Например, для анализа текста литературного произведения старшеклассникам была предложена   лингвистическая  теория  содержательности  звуковой  информации  языка  в  поэтической  речи                 А.  П.  Журавлёва, который  утверждает, что каждый звук имеет свою окраску. В результате   измерения   значимости   гласных   по   «световым»   шкалам   им получены следующие данные:

А  - густо-красный;

Я - ярко-красный;

О - светло-желтый или белый;

Ё - зеленый;

Е - желто-зеленый;

Э  - зеленоватый;

И  - синий;

Й  - синеватый;

У - темно-синий, сине-зеленый, лиловый;

Ю  - голубоватый, сиреневатый;

Ы  - мрачный, темно-коричневый или черный.

Прежде   всего,   это   интересная   особенность   звуков,   по   мнению А.П.Журавлева, должна проявиться в поэзии. Чтобы увидеть стихотворение в цвете, нужно:

  • подсчитать частотность звуков в интересующем нас стихотворении;
  • посмотреть, каких гласных будет больше, а каких меньше и ударные гласные удвоить при счете;
  • создать две суммы: первая представляет общее количество звукобукв в тексте, а вторая образуется путем соединения О с Ё, Э с Е, А с Я и У с Ю;
  • в  процессе деления второго числа на первое определить  доли звукобукв и их место в тексте;
  • краски накладывать произвольно в зависимости от количества вычисленного цвета.

Перед учащимися ставится задача: установить, существует ли зависимость между звукоцветной формой стихотворения и его тематическим содержанием.

Первой группе предложено  проанализировать стихотворение С.Есенина из цикла «Персидские мотивы». Вот его начальные строки:

Воздух прозрачный и синий,

Выйду в цветочные чащи.

Путник, в лазурь уходящий

Ты не дойдешь до пустыни,

Воздух прозрачный и синий.

Три раза здесь назван синий цвет, считая лазурь, значит, по предполагаемой гипотезе в стихотворении должен доминировать «синий» И. Когда результаты подсчетов были сведены в таблицу, оказалось, что И превышает норму в три раза. Доказательством тому служит выполненный учениками рисунок.

                                                                                                           Таблица  1

Определение цветовой гаммы стихотворения С.Есенина

 «Воздух прозрачный и синий...»                                                                                                                       

Звукобуквы

Кол-во звукобукв в тексте

Места звукобукв по их преобладанию над нормой

Цвет преобладающих звукобукв

Э+Е

2

 

 

О+Ё

10

2

Желтый

Ы

2

 

Темный

У+Ю

7

1

Темно-синий

И

17

Синий

А+Я

7

3

Красный

 

 Может быть, эти странные соответствия звука и цвета не что иное, как случайное совпадение?  Вторая группа работала над другим стихотворением  С. Есенина:

                               Выткался на озере алый свет зари.

На бору со звонами плачут глухари.

И пускай со звонами плачут глухари,

Есть тоска веселая в алостях зари.

                                                                                                                                    

Таблица 2

Определение цветовой гаммы стихотворения С.Есенина

«Выткался на озере алый цвет зари…»                                                                                                                           

Звукобуквы

Кол-во звукобукв в тексте

Места звукобукв по их преобладанию над нормой

Цвет преобладающих звукобукв

Э+Е

7

 

 

О+Ё

13

2

Желтый

Ы

3

 

 

У+Ю

7

 

 

И

11

3

Синий

А+Я

25

1

Красный

 

И здесь все точно: «грустный» У и «радостный» А - «тоска веселая». Нет, это не случайность. Это рука мастера, это творение таланта!

Но все же трудно поверить, что поэт, сам того не зная, выстраивает математически точные соотношения между частотами звуков, их окраской и цветом тех явлений и предметов, которые описывает в стихотворении. Было решено «просчитать» еще что-нибудь из Есенина. «Синее» стихотворение у нас  уже было, «алое» - тоже.

Третья группа вела поиски «зелёного» стихотворения:

Зеленая прическа,

Девическая грудь,

О тонкая березка,

Что загляделась в пруд?

Луна стелила тени,

Сияли зеленя...

Стихотворение буквально переливает разными оттенками зеленого цвета от светло-зеленой листвы до темного ночного блеска зеленых отсчетов озими под луной. В приведенных строчках заметно явное скопление Е.

Действительно, стихотворение инструментировано в основном на этот звук. Есть даже строчка, где из гласных употреблены почти одни только Е:

Что шепчет тебе ветер?

Результаты подсчетов вновь свели в таблицу и выполнили  «рисунок».

                                                                                                                                          Таблица 3

Определение цветовой гаммы стихотворения С.Есенина «Зеленая прическа»

Звукобуквы

Кол-во звукобукв в тексте

Места звукобукв по их преобладанию над нормой

Цвет преобладающих звукобукв

Э+Е

19

1

Зеленоватый

О+Ё

6

Зеленый

Ы

0

 

 

У+Ю

12

2

Сине-зеленый

И

7

4

Синий

А+Я

10

3

Красный

 

В работе с одарёнными детьми задание усложняется, и они приходят к ещё одному не менее интересному  открытию:  изобразительное  искусство  и  искусство  слова  взаимоотражают  друг  друга. Например,  картина  В.  Васнецова  «Гамаюн,  птица  вещая»  и  одноимённое стихотворение  А.  Блока  одинаковой    цветовой  гаммы:  пурпур  заката,  кровавые  казни,  пожар,  кровь. «Живопись- поэзия, которую видят, а поэзия- живопись, которую слышат»,- утверждал Леонардо да Винчи. В процессе работы над словом ребята убедились, что поэзия полна впечатлениями от полотен выдающихся художников. Великая поэзия слова откликается на поэзию, созданную кистью талантливых живописцев:

  • Леонардо да Винчи «Джоконда» - Н.Озеров «Джоконда»
  • Ф.С.Рокотов «Портрет Струйской» - Н.Заболоцкий «Портрет»
  • В.Л.Боровиковский «Портрет Лопухиной» - Я.Полонский «К портрету»
  • Н.К.Рерих «Небесный бой» - А.Блок «На поле куликовом»
  • О.А.Кипренский «Портрет Пушкина» - А.Пушкин «Кипренскому»
  • А.П.Брюллов «Портрет Н.Н.Гончаровой» - А.Пушкин «Мадонна»
  • Н.К.Рерих «Бэда-проповедник» - Я.Полонский «Бэда-проповедник»
  • Нателла Ионошвили «Портрет Н.Чавчавадзе» - Я.Полонский «Н.А.Грибоедова»

Конечно, два-три десятка примеров не могут служить  надёжным  доказательством  в  таком  важном  вопросе  как  соответствие  значения  и  звучания.  Но  прежде  всего  не  будем  забывать,  что  предложенная  А.  П.  Журавлёвым  методика – это  лишь  один  из    возможных  вариантов  анализов  текста.  Я  допускаю,  что  нужна  более  тщательная  переработка  «лексической  породы»,  но  подобная  работа  позволяет  ученикам  понять  образную  природу  словесного  искусства,  переводить  на  язык  цвета  поэтический  или  прозаический  текст  художественных  произведений  и  тем  самым  глубже  осознать  его  на  основе  полученного  рисунка.

Подробно звукоцветовые соответствия рассмотрены в книге А. Журавлева "Звук и смысл".

 

 

 

Категория: Литература
19.01.2015 18:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!