СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАК технологии в коррекции и развитии классного коллектива.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Метафорические ассоциативные карты (МАК) – особый инструмент арт-терапии, работа с которым основывается на принципах и постулатах проективных методик. Метафорические ассоциативные карты имеют уже более чем 20-летнюю историю. Благодаря активной деятельности Моритца Эгетмейера и его издательству «ОН Verlag» карты распространились по всему миру. Сегодня карты «О» переведены на многие языки (21), в том числе и на русский, а кроме них существует еще 16 уникальных карточных колод, которые могут использоваться, как сами по себе, так и в любых комбинациях с любыми другими колодами ассоциативных карт [3].

В мире существуют три крупных научных института, разрабатывающих методы работы с проективными картами и публикующих материалы о них. Первый – это немецкий «ОН-институт» под руководством Морица Эгетмайера, созданный на базе издательства «ОН». Второй – израильский Институт Норд под руководством доктора психологии Офры Аялон. И третий – украинский Институт Проективных Карт под руководством Евы Морозовской.

В нашей стране метафорические ассоциативные карты появились сравнительно недавно. В Санкт-Петербурге было издано первое в России теоретическое и практическое руководство по использованию метафорических ассоциативных карт в психологическом консультировании и психотерапии [1].

Таким образом, метафорические карты - это традиционный, профессиональный инструмент работы психологов.

Основа работы с МАК заключается в работе с ассоциациями. Именно ассоциации являются связующим звеном между сознанием человека и сферой его бессознательного. Благодаря ассоциациям мы можем понять и объяснить причину своего поведения, отношения, установки, мышления. Метафорические карты это прекрасный инструмент, как для индивидуальной работы, так и для групповой. Карты стимулируют творческий потенциал и коммуникацию, а также могут использоваться в качестве игры.

В работе с классным коллективом:

  1. Убирают внутреннее напряжение и сопротивление.
  2. Создают атмосферу безопасности и доверия внутри коллектива.
  3. Позволяют наглядно увидеть картину межличностных отношений.
  4. Показывают картину взаимоотношений человека и создать диалог между его внешним и внутренним миром.
  5. Позволяют моделировать процессы прошлого и будущего, работать с линией времени.

6.Позволяют проговорить и осознать свои чувства и переживания.

7. Запускают процессы поиска своего уникального пути выхода из сложной ситуации.

Преимущество МАК в сравнении с другими методами арт-терапии, заключается в том, что в них отсутствуют закрепленные значения. Каждый человек в процессе работы сам определяет смысл, идею и при рассмотрении ситуаций в классном коллективе, каждый способен увидеть различные варианты решения тех или иных вопросов.

Предлагаю Вам авторские МАК техники, которые могут применять в своей работе педагог-психолог, классный руководитель, социальный педагог. Техники адаптированы для работы с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья.

  1. Техника «Герой моего времени» Автор: Пинаева И.В.

Цель: Формирование образа идеального «Я», характера и ценностных ориентаций.

Материальное обеспечение: Метафорические ассоциативные карты Personita. (Карточки можно заменить, вырезав из журнала фото или картинки с изображением разных людей).

Введение. Сегодня мы попробуем сформировать образ «Героя нашего времени», и наделить данного персонажа определенными чертами характера. Сейчас каждый из вас, вытащит карточку, где будет изображен человек. Этот образ может вызвать у вас как положительные, так и отрицательные ассоциации. Если вы определились что у вашего персонажа отрицательные черты характера, то фразу начинаем со слов: «Да, у этого персонажа……., но….» Завершаем фразу положительными чертами или действиями.

Основная часть. Каждый участник вытаскивает карту и по очереди высказывается. После высказывания просим участников «присвоить» себе понравившееся качество и объяснить свой выбор. Даем возможность каждому высказаться. Затем просим всех объединиться в группы вокруг больше всего понравившейся определенной карты с ее характеристикой и сформировать групповое мнение, почему именно она является самой лучшей.

Заключительная часть. Данное задание можно обсудить в группе или дать как домашнее задание-эссе. Просим участников ответить на вопрос. Насколько далек образ «Героя нашего времени» от современного подростка?

  1. Техника. «Трудно учиться?» Автор: Пинаева И.В.

Цель: Профилактика и коррекция школьной неуспешности.

Материальное обеспечение: Метафорические классические ассоциативные карты. Ресурсные карты. (Карточки можно заменить, вырезав из журнала картинки с природой, спортом, отдыхом, школьными ситуация и просто цветовыми фонами). Стикеры. Ручка.

Введение. Сегодня мы с вами попробуем ответить на самый важный для нас вопрос «Трудно учиться?» Сейчас каждый из вас, возьмет первую попавшую карту и попробует придумать ассоциацию, отвечающую на вопрос: Почему трудно учиться?

Основная часть. Каждый участник по очереди рассказывает свою ассоциацию. По завершению, просим участников на стикерах выписать озвученные проблемы, которые близки для них и перевернуть. Берем МАК (ресурсы). Каждый участник берет по одной карте и формирует ассоциацию, которая поможет решить озвученную соседом проблему с учебой.

Заключительная часть. Предлагаем участникам перевернуть стикер с описанной ими учебной проблемой и ответить на вопрос: Чей совет или ассоциация больше всего подходит для решения проблемы описанной на стикере и почему?

  1. Техника «Я подарю тебе…» Автор: Пинаева И.В.

Цель: Формирование положительной атмосферы в коллективе и дома.

Материальное обеспечение: Метафорические классические ассоциативные карты. (Карточки можно заменить, вырезав из цветной бумаги или журналов цветовые фоны).

Введение. Положительные эмоции всегда делают мир ярче. Сегодня мы сделаем друг другу подарки. Каждому участнику нужно выбрать понравившуюся ему карточку и сосредоточиться на том, с какими положительными ассоциациями она связана и что бы вы хотели подарить самому себе.

Основная часть. Теперь вам нужно сделать подарок классу и лучшему другу. Вам нужно выбрать карточки в «слепую» и придумать ассоциацию и какой именно подарок вам захотелось подарить. По очереди каждый высказывается, какой подарок подарит классу и лучшему другу.

Заключительная часть. Когда вы вернетесь домой, вы сможете подарить своим родным добрые слова. Выберите карточку, ассоциирующуюся с семьей, рассмотрите ее и придумайте какие добрые слова, вы могли бы сказать своим родным.

Список литературы:

  1. Дмитриева Н.В., Буравцова Н.В Метафорические карты в пространстве консультирования и психотерапии. Год издания: 2015 г., 228 стр.
  2. МАК для работы с детьми. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://mega-talant.com/biblioteka/rekomendacii-ispolzovanie-metaforicheskih-associativnyh-kart-v-rabote-psihologa-s-detmi-94197.html (дата обращения: 15.10.2020).
  3. История возникновения ассоциативно-метафорических карт [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://lektsii.org/15-6095.html (дата обращения 12.10.2020)
15.12.2020 08:30


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!