СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Предыстория.1 сентября 2015 года в конце уже рабочего дня в дверь постучали. На пороге стояли четверо мальчиков из 6 класса – самые трудные подростки: Глеб, Данила, Артур и Володя. Глеб – язвительный, с отвращением относящийся к урокам и заданиям. Данила и Володя с большими изъянами здоровья из коррекционной школы, только что по приказу Департамента расформированной. Артур - кавказец, склонный к вспыльчивости и агрессии. В руках у Глеба был цветочный горшок с белой орхидеей, и он что-то говорил извиняющимся тоном: хотели большую желтую орхидею, но не досталась – пришлось купить маленькую белую. Самые трудные ученики: двоечники, неуспешные, руганные всеми учителями, завсегдатаи Совета профилактики; про Володю мать кричала директору: «Он мне не нужен, заберите его хоть в интернат, хоть в колонию».
И вот теперь на пороге стояли четверо.
Все учителя давно заметили: трудные дети перестали быть исключением в общеобразовательной школе. Дети из начальной школы несутся как боевые торпеды с не видящими никого лицами. Юноши, сбившиеся в стаи, не смеются, а гогочут, потоком льётся нецензурная брань. Девочки с лохматыми космами толкаются и пинаются ногами. Среди диковатых толп мелькнёт миловидное девичье лицо с венчиком косы; внимательно посмотрит и поздоровается интеллигентный юноша в очках. По параллели половина классов, в которых невозможно вести уроки: шум, игры в телефонах, некоторые просто лежат на партах. Учителя мучаются, не знают, как заставить работать.
Что это за явление, что за процессы массового одичания, непослушания?
Это проявление массовой болезни сознания – аномия. «Аномия (беззаконие) – это социальная и духовная патология, распад человеческих связей < > массовое девиантное и преступное поведение. Это состояние, при котором значительная часть общества сознательно нарушает известные нормы этики и права. Говорят, что в своих крайних формах аномия означает смерть общества.
Пусковым механизмом аномии такие серьёзные ученые, как А.С. Панарин, Н.А. Нарочницкая, С.Г. Кара-Мурза, И.Л. Солоневич, И.Р. Шафаревич, С. Кургинян считают политическую и культурную травму, нанесенную распадом страны, «рассыпанием» народа (например, процессом деклассирования крупных контингентов трудящихся и распадом многих профессиональных сообществ). Серьёзнейшей проблемой является нарушение межнациональных отношений, попытка переделать систему ценностей.
С начала 90-х годов не прекращается попытка слома национальной школы. Чего стоит только поползновение превратить школу в сферу услуг, задавить учителей тоннами планов и отчётов, устроить чехарду учебников, из которых вымывали память об исторических свершениях и победах.
В ситуации аномии массово поощряется и провоцируется безответственность, бесстыдство, агрессивность, культ потребления.
В социологии представлен широкий спектр проявления аномии: от приспособленчества и равнодушия до вроде бы немотивированных убийств и самоубийств. Живой иллюстрацией может быть трагическая ситуация Сережи Нехожина, ученика нашей школы.
Ученые-психологи Нижневартовского университета во главе с А.В. Лисиным изучили ранние признаки нарушения школьной адаптации учащихся младших и средних классов и сделали такой же вывод, как и А.С. Панарин и С.Г. Кара-Мурза: «Изменение привычной системы норм и ценностей, утрата идеалов, социальное расслоение общества – это те деструктивные тенденции мира и макросоциума, которые на уровне семьи, школы и других социальных групп неизбежно отражаются на психическом здоровье ребёнка»[1,24].
С одной стороны, это приводит к асоциальным типам поведения детей, таким как безнадзорность, беспризорность, правонарушения, раннее пристрастие к алкоголю, наркотикам, уход в секты. С другой стороны, к массовому развитию у детей пограничных нервно-психических расстройств, школьной дезадаптации. В этой ситуации школьные затруднения любого плана выступают как психотравмирующий фактор.
В ситуации аномии (беззакония) объявлять школу сферой услуг – крупнейшее вредительство нашему будущему, национальной безопасности (Концепция филологического образования).
Традиция нашей школы совершенно другая. Школа – это своеобразный дом, в котором воспитываются, учатся, выстраивают систему национальных ценностей дети, об этом труды К. Ушинского, А. Макаренко, В. Сухомлинского, Е. Ямбурга и многих других.
С.Г. Кара-Мурза в книге «Угрозы России. Точка невозврата» пишет о десяти самых опасных угроз для российской цивилизации. Ещё раз проговорим об одной из них:
Угроза утраты школы и науки. Школа – «генетический механизм национальной культуры. Её главная задача – не обучение техническим навыкам, а воспитание – передача следующему поколению неявного знания и нравственных устоев, накопленных за века народом. Российская школа, в основу которой положена модель, выработанная за полтора века в русской культуре, строит и воспроизводит большую российскую нацию.
Попытка слома национальной школы приводит к тяжелейшему культурному кризису и длительному хаосу. Такая политика и предпринята в России к началу 90-х годов!
Смысл школьной реформы – заменить культурный тип русской школы на тип западной школы, выработанный в ходе Великой французской революции. Западная школа воспроизводит не народ, а классы < > Ликвидации русской школы сопротивляются и учителя и родители. Это сопротивление стихийное и неорганизованное, но упорное»[1,29]. О том, что школа – генетический механизм национальной культуры говорит и крупнейший педагог нашего времени Е. Ямбург: «Школа задумана как образовательное учреждение быстрого реагирования на стремительно меняющуюся социально-педагогическую ситуацию»[3, 216.]. Один из лозунгов Великой французской революции, послужившей отправной точкой строительства западноевропейской школы: «Раздавите гадину» (Вольтер о христианстве).
Культура России строится на симфонии мировых религий: «Мир – Вселенная, и мы за неё ответственны». Возвращаясь к учительским наблюдениям, скажу следующее. Школа – это дом, а следовательно с этой точки зрения выстраиваются отношения. Ученики – учитель; ученики как школьная семья. Такой подход – это спасение для многих. Для ребёнка, который испуган, не только реально, но и метафизически (истории с отличниками). На уроках мы не только учимся, мы отдыхает и смеёмся. После уроков нужно не только ругать за учебу, но и поговорить о жизненных затруднениях.
Православное христианство – это наш Большой Дом, где есть Бог-отец и Бог- сын и Бог- Дух святой и наши родные ценности, а гадина – это Дьявол с мировым злом. Поэтому по-другому открываются нам история Петра и Февронии Муромских – где всё сказано про счастливую православную семью, и поучения Владимира Мономаха и добрые страницы Пушкина, который, как и многие, был сначала трудным подростком, а потом стал национальным гением и добрым христианином. И недавно весь 8Г, кроме одного, написали мне, что Пушкин – родной человек, потому что всем мамы читали его сказки в раннем детстве. Может быть, об этом хотела рассказать мне маленькая белая орхидея, которую принесли 1 сентября четыре самых трудных подростка.
Библиография
1. Кара-Мурза. С.Г. Угрозы России. Точка невозврата. М.: Эксмо: Алгоритм.2012.
2.Лисин А.В. Психодиагностика ранних признаков нарушения школьной адаптации учащихся младших и средних классов. Автореферат диссертации. Нижневартовск. 2010.
3.Ямбург Е.А.
4.Ямбург Е.А. Учеников надо удивлять! Православие и мир.WWW. pravmir. ru
© 2016, Лошкарева Ирина Борисовна 575