СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мартынов, к барьеру!

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждого вундеркинда свои "заморочки". А в том, что Алишер особенный мальчик, сейчас в школе уже никто не сомневается.

Всего через несколько дней, после того, как он пошел в школу, его признали… умственно отсталым и даже не способным к обучению. Но… вынуждены были извиниться. Ребенок медленно соображал, но объяснялось это тем, что он был просто неспособен ляпнуть что-нибудь, не обдумав и не взвесив варианты ответов. Да, да – это проявилось уже в первых классах. Учитель валеологии – Сауле Абдразаковна – на первом же уроке выделила этого полненького мальчика – предельно искреннего и любознательного. Говорит, что даже стало как-то жаль его. Показалось, что все должны обижать его – мягкость и наивность наказуема в среде сверстников. Но с ним этого не произошло. Дети сами удивлялись его взрослой рассудительности.

Сам я встретился с Алишером, когда он был уже в пятом классе. На уроках математики.

Чтоб поддержать интерес к предмету, я часто задавал детям простенькие вопросы-головоломки. И первым – коронным вопросом у меня была головоломка, проще которой ну просто не придумаешь. Этот вопрос я задавал во всех классах – даже выпускникам. Но с первого раза правильно на него ни кто, ни разу не отвечал. Дети чаще вначале гадают и, лишь потом, начинают думать, рассуждать. Вопрос простой: представьте, что у меня с вами, или с кем-нибудь из вас, одинаковая сумма денег. По сто тенге или по тысяче. А может быть по семьдесят пять. Сколько – не важно. Какую сумму я должен вам дать, чтобы в итоге у вас стало на десять тенге больше чем у меня? Да, вот такой простой вопрос. Алишер ответил правильно. Подумал секунду-две и ответил. Пять тенге. Ни десять, как наперебой предлагали все остальные, а пять. Когда правильный ответ уже известен, трудно представить – почему все говорят не так. Не думают, а гадают!

Через месяц Алишер пришел записаться на кружок информатики. С ним пришли еще двое его одноклассников – Вова Дудкин и Палтаев Адилжан.

Несколько занятий ушло на ознакомление с основными направлениями работы кружка – изучение основ программирования и создание учебных программ; изучение принципов функционирования сети Интернет и создание сайтов.

Когда речь зашла о выборе собственного проекта, Вова сказал:

- Буду создавать программу об устройстве компьютера.

Адилжан выбрал работу по созданию сайта о нашем кружке.

Алишер твердо определил:

- Сделаю электронный учебник по истории Казахстана.

Я так не навязчиво намекнул, что электронный учебник по истории достаточно серьезный проект. Речь пока идет об изучении основ программирования. Но чтобы не заглушить энтузиазм, предложил для начала взять какую-нибудь отдельную главу. Хотя, честно говоря, для пятиклассника и эта задача не из простых.

Алишер и на этот раз удивил своей взрослой рассудительностью:

- Я возьму из каждой главы самое основное. Будет справочник для повторения.

Тут уж я промолчал. Было очень интересно посмотреть, как он будет работать. Это очень хорошо соответствовало сути моего личного метода – дать детям полную свободу и только отвечать на их вопросы. Ну, так, для начала, кое-что объяснить. Этот этап мы уже прошли.

На следующем занятии Алишер молча прошел за свой компьютер. На столе появилась стопка книг. Я, естественно, подошел посмотреть. Кроме школьного учебника здесь были книги из библиотеки – большого такого формата с яркими картинками и фотографиями. Всего 4 или 5 книг.

Не в силах сдержаться, я обратился как бы ко всем:

- Если кому-нибудь необходима моя помощь, даже чисто техническая, не стесняйтесь, спрашивайте.

Алишер был больше похож на студента вуза, чем на ученика пятого класса. Раскрыл перед собой сразу несколько книг и что-то настукивал на клавиатуре.

Вова спросил:

- А можно я скачаю из Интернета фотографии устройств – монитора, клавиатуры, например.

- Ну, пока ты не претендуешь на авторские права для своей программы, можно. Это же учеба. А вообще можно это все самим сфотографировать. Даже разобрать системный блок и внутрь заглянуть. Вы только скажите.

А сам все поглядываю на Алишера.

- Тебе никакой помощи не надо? Ты в какой программе текст набираешь?

- В Word.

- Получается?

- Да, я уже дома печатал. Мне мама показала.

- Смотри, почаще сохраняй, а то свет в последнее время часто выключают.

- Хорошо. У меня к вам тоже вопрос. Мне надо будет отсканировать некоторые фотографии и схемы.

- Пожалуйста, вот у нас к главному компьютеру и сканер подключен. Подходи, покажу, что и как надо делать.

На подготовку материала у Алишера ушло два занятия.

- Теперь я буду мучить вас своими вопросами, - улыбаясь, сказал он. – Пора заняться программированием.

- И сколько материала ты "набрал"- спросил я, имея в виду количество напечатанных страниц.

- Двадцать восемь страниц.

- Да ты что, когда же ты успел?

- Я и дома печатал.

- Ну, ты даешь, молодец! Что же теперь ты хотел узнать?

- Я решил так – каждый параграф у меня будет в открываться в отдельном окошечке. Как создать отдельную форму, кнопочки, как поставить картинку – это я уже понял, когда вы сначала объясняли. Я бы хотел, чтобы на первом окошечке, там, где будет выбор на подобии меню, когда я буду водить мышкой, надписи меняли цвет.

- Ты напиши пару пунктов, я подойду и покажу.

И дальше пошло и пошло…

- А если я сделаю вот так? А если здесь добавить вот это? А если вставить звук?

Схватывал он все на лету. Кое-что записывал в тетрадь. Сам. Без моих указаний.

Справедливости ради следует сказать, что и Вова быстро это все смекнул и применил в своей программе. Его учебник вышел немного проще, но для пятиклассника тоже супер. И Адилжан делал успехи в освоении языка HTML – обязательного для любого веб-дизайнера. Вскоре наш сайт под названием "Найди свой талант" появился в сети.

Не успели мы оценить наши успехи, особенно учебник истории, как Алишер снова меня удивил.

- А я дома еще и сайт сделал.

- Я же только немного вам объяснил – можно сказать, общие принципы.

- Как вы говорили, так я и делал.

- И о чем же сайт?

- По литературе – о Пушкине, Лермонтове, Тургеневе.

- Ну, давай показывай.

Естественно, сайт был простеньким, но если учитывать возраст и самостоятельность… В одиннадцатом классе, где по программе мы изучаем основы веб-программирования, за такую работу я бы поставил пять.

Стал я сайт подробно рассматривать и, вдруг… Минуту соображал - в чем дело, и, когда понял, как рассмеюсь! Даже неудобно стало.

- Это кто спрашиваю?

- Мартынов!?

- Какой Мартынов?

- Который Лермонтова на дуэли убил.

- Ты где эту фотографию взял?

- В Интернете, - все еще недоумевал Алишер.

- Как ты ее нашел?

- Набрал в Гугле – Мартынов - и скачал.

Это надо было видеть - на фотографии мужик, с щетиной. По лицу – бомж с явно алкогольным уклоном. Фото самое современное.

И смех, и грех. Слава Богу, Алишер вроде не обиделся.

- Давай вместе поищем – по идее мог бы существовать портрет того самого Мартынова.

Нашли! Исправили "казус".

 

Вскоре к компьютерным увлечениям наших друзей прибавилось еще одно увлечение – в школе открылся самодеятельный театр. Сначала были сцены из "Недоросля" Фонвизина. Потом замахнулись на самого… Гоголя. Имел ли "Ревизор" такой успех в больших и малых театрах даже и не знаю. Я просто по полу катался от смеха. Хлестакова играл наш актер-самородок Сануржан Сулейменов. Вова и Алишер – Бобчинский и Добчинский.

Даже устроили гастроли по другим школам.

 

В седьмом классе появился у них  новый предмет – физика.

В конце учебного года проводили они открытый урок. 12 апреля к Дню Космонавтики. Было много докладов. Ученики сами сделали презентации. Итоговый доклад – Алишер и Мухтаров Руфат.

Учителя и завучи в восторге. Физик – Валентина Федоровна – на седьмом небе.

После урока попросили меня записать все презентации на отдельный диск. Просмотрел все еще раз. И что-то меня смутило в последней презентации. Сначала не понял, что именно. Просмотрел еще раз. Не понял. И вдруг меня осенило. Стал внимательно читать весь текст. Над портретом Гагарина крупными буквами написано – Михаил Юрьевич Гагарин. Подсознание, вероятно, сразу ухватило, а пока до сознания дошло…

Нашел Алишера.

Спрашиваю:

- Ты писал?

- Я, - и снова растерянность во взгляде. – А что?

- Как Гагарина зовут?

Заминка. От растерянности.

- На слайде написано – Михаил Юрьевич.

- И что?

- Ну, и?

- А! – Алишер стукнул себя по голове. – Это я замкнул!

- Пора попробовать "Ералаш" свой снимать.

От души посмеялись. Все эти анекдотические "неувязки" только оттеняют таланты этого необычного мальчика.

Те еще штучки выкидывает детская непосредственность. Один только плод дуба, записанный с тремя ошибками, чего стоит. Но это уже не про Алишера.  Это совсем другая история.

Категория: Прочее
30.12.2014 16:57


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!