© 2017 622
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Блинная неделя
О Масленице сказано столько, что всего не перечислить. Сколько радости несла эта неделя и взрослым, и детям!
«Масленица. Я и теперь чувствую это слово, как чувствовал его в детстве: яркие пятна, звоны, пылающие печи, синеватые волны чада, ухабистая снежная дорога, уже замаслившаяся на солнце, с ныряющими по ней весёлыми конями в розанах, в колокольцах и бубенцах, с игривыми переборами гармоньи». Такой запомнилась Масленица писателю И. С. Шмелёву, вновь и вновь возвращавшемуся воспоминаниями во времена детства. С щемящим чувством он вспоминал добрые улыбки и ласку родителей, которые готовились к этим первым весенним дням.
Наш изобретательный народ придумал в этот период основное кушанье – блины. Причём не только со сметаной, но и с другими добавками. Без блинов Масленицу представить невозможно, они её символ и знак. Дым повсюду стоял коромыслом. Откуда произошло слово «блин»? Вероятно, оно берёт начало от слова «млин» – молоть. Вот благодаря этому старинному термину и появилось название этих вкуснейших жареных изделий.
Блины – подобия и знаки оживающего солнца – пеклись тонкими, ноздреватыми, «маслено отлипали на столе друг от друга. Мы считали, сколько штук мы съедим, кто больше, – вспоминала о своём детстве М. И. Цветаева. – Растопленное сливочное масло в судке, сметана, селёдка, икра. Нам наливали немного вина в воду».
Блины не только ели дома, но и играли с ними на улице: «Руки назад, блин в зубы. Мальчишки пытаются друг у друга зубами вырвать – не выронить, весело бьются мордами. А стряпухи не поспевают печь». (Иван Шмелёв).
Так что с угощением было всё в порядке. Наши предки стремились наесться и навеселиться за эту неделю. На Масленицу главным развлечением было катание на тройках с бубенцами, с ледяных гор и на качелях. В деревнях считалось, кто больше катается во время Масленой, у того уродится самый длинный лён летом. Проходили кулачные бои. В Орле такие забавы происходили на льду Оки. Сходились целыми слободами.
Каждый день – особенный
В народнопоэтическом творчестве наших предков, составляющем обрядовый фольклор, порядок прохождения дней Масленицы обозначался названиями дней недели. Издавна принято было отмечать каждый день Сырной недели по-разному.
Понедельник – «Встреча». Рано утром свекровь и свёкор собирали невестку и отправляли её к родителям, а вечером сами приходили в гости к сватам. За ужином обсуждали различные состязания, где будет проводиться праздник. К этому дню на площади уже устанавливались качели, горки и балаганы. Хозяйки с понедельника начинали печь блины. Первый блин принято было отдавать нищим, чтобы те помянули умерших родственников. Именно в первый день недели в деревнях и селах устанавливали чучело Масленицы, которое облачали в разное тряпьё.
Вторник – «Заигрыши». С наступлением вторника молодые люди начинали устраивать катания на санях, с горки и другие весёлые потехи. Тот, кто становился победителем в той или иной игре, угощался вкусными блинами с разными начинками. В этот день устраивались многочисленные смотрины невест, ведь все масленичные обряды – это своеобразная подготовка к помолвке, чтобы после Пасхи и Красной горки сыграть свадьбу. Молодожёны во вторник после катаний должны были прилюдно целоваться. Детвора из окрестных домов, если видела сани с молодыми, привечала их «веснянкой»:
Пост Рождествен мы пропряли.
Святы вечеры играли,
Масленицу прокатали!
А сегодня, в среду, – «Лакомка». Про этот день хорошо расскажет поговорка: «Что есть в печи, всё на стол мечи». Конечно, коронное блюдо любого стола – блины. В среду навещали тёщу, прихватив какое-то вкусное угощение. Дети гурьбой ходили от дома к дому, пели песенки и получали за это блины и мелкие монеты:
Тин-тинка, подай блинка!
Оладышка-прибавишка, последний кусок!
Четверг – «Широкий разгуляй». Все дни до четверга считались не такими значимыми. Но с приходом этого дня народ переставал работать и полностью отдавался в руки веселью. Люди играли, водили хороводы, устраивали кулачные бои, а также лазали по высоченному столбу за призом.
Пятница – «Тёщины вечёрки». Множество масленичных обрядов в этот день находили своё применение в ускорении бракосочетания между молодыми людьми. Тёщи приходили в гости к зятьям на блины. Существовал обычай, когда тёща накануне присылала в дом зятя всё необходимое для приготовления этого блюда: сковородки, половник, а тесть – муку и масло. Если зять пренебрегал этим обычаем, он сильно расстраивал родителей жены, да и других родственников.
Всеобщее гулянье продолжалось. «Как на Масленой неделе в потолок блины летели!» – кричала ребятня, подбрасывая блины и съедая их на закуску перед уходом из гостей. Под эту приговорку заканчивались многие застолья.
Суббота – «Золовкины посиделки». Невестка должна была звать в гости к себе золовку (сестру мужа). Обязательно следовало подарить какой-то презент родственнице. Помимо таких вечеров принято было просто приходить в гости к друзьям и знакомым, чтобы полакомиться вкусной пищей. Ещё в субботу проводился «целовник» – все новобрачные участвовали в обряде чествования. Помолвленные молодые люди взбирались на большую гору для катания, должны были поклониться, поцеловаться и съехать на санях вниз. Под горой продолжали целоваться под громкие крики толпы.
Воскресенье – «Прощёное воскресенье». Им заканчивается Масленица. Этот день в народе также назывался «целовальником», или «проводами». Заканчивалась неделя чревоугодия и гуляний. Повсюду разжигались костры, чтобы растопить лёд и снег. Доходил черёд и до чучела – его также сжигали, а пепел рассеивали по полям, чтобы будущий урожай не пропал.
Уходи, зима, ко дну!
Присылай-ка к нам весну!
Масленицу провожаем
Света солнца ожидаем!
Прощёное воскресенье
Красочно описывает последний день Масленицы И. А. Бунин в рассказе «Марья»: «В избе, после сытного, праздничного обеда. Работники в сапогах, в чистых рубахах, подстрижены, с красными, бритыми сзади шеями. Рычат, ловко вторят две гармоньи:
Раздайся, народ:
Трепаком идёт Федот!»
В другом, более позднем рассказе 1927 года «Подснежник» писатель вспоминает: «Была когда-то Россия, был снежный уездный городишко, была Масленица».
Красивый, гуманный русский обычай. Перед строгими днями Великого поста нужно очистить душу, повиниться, попросить прощения у родных, друзей, у всего народа честного: «Ибо если вы будете прощать людям согрешения их, то простит и вам Отец ваш Небесный, а если не будете прощать людям согрешения их, то и Отец ваш не простит вам согрешений ваших» (Мф. 6, 14–15).
А главное – простите всех сами: «Всех грешных прощаю, простите и меня, грешного!».
С той же целью в Прощёное воскресенье ходили на кладбище, оставляли на могилах блины, молились и поклонялись праху родных.
Досадно, что за десятилетия утрачена нравственная основа обряда. Масленица – это не только развлечения и блины до обжорства. Ей предшествует Вселенская родительская (мясопустная) суббота, в которую совершается поминовение всех усопших. Масленичное веселье продолжалось только до вечера Прощёного воскресенья. Как только звонили к вечерне, веселье, веселье быстро завершалось. Наступали загвины (или заговенье – в аскетической традиции православных церквей название последнего дня перед длительным постом, когда ещё можно употреблять скоромную пищу).
«Падаем друг дружке в ноги, немножко смешно и стыдно, но после делается легко, как будто грехи очистились», – вспоминал Иван Шмелёв. Старомодно, наивно? Может, просто дань привычному обряду? Каждый может задать себе подобные вопросы. Но прежде чем ответить, попросите прощения. И так приятно после размолвки увидеть улыбку и почувствовать просветление в душе.
Дети в такой день приобщались к семейной памяти, учились чтить предков, уважать дело родителей. Поминание родных в Прощёное воскресенье завершало бурную неделю масленичных гуляний, призвано было подготовить всех к начинающемуся 40-дневному запрету на веселье, гуляние свадеб и скоромную пищу. Последний день Масленицы заканчивался всегда тихо – это уже была «тишина поста», время для молитвы, покаяния и раздумья о своих делах.
Источник: Мищенко А. Масленичная «объедуха». Орловский вестник. № 06 (1210), 20/02/2017. – С. 8.
© 2017 622