© 2021, Чернышова Ольга Николаевна 435
СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Мастер-класс на тему «Применение активных методов обучения в соответствии с требованиями ФГОС»
ВВЕДЕНИЕ
Одна из характерных черт современного образования является резкое увеличение объёма информации, которую необходимо усвоить учащимся.
Увеличение объёма информации наблюдается во всех дисциплинах: в химии, физике, литературе и конечно же в информатике. Это влечёт за собой изменение объёмов знаний и замену одних - другими более важными для формирования компетентного человека.
В статье "Компетентностный подход в обучении и стандарт образования по информатике", в журнале "Информатика" говорилось, что: “За основу понятия компетентный человек берётся способность индивидуума брать на себя ответственность при решении возникающих проблем, проявлять самостоятельность в постановке задач и их решения, обучаться на протяжении всей жизни.”
Для каждого предмета вырабатывается своё понятие информатической компетентности.
Переход от обучения "знаниям, умениям и навыкам" к компетентностному подходу потребует изменения всех составляющих учебного процесса: содержания, способов контроля и методов обучения. Одно из возможных направлений изменения методов обучения при переходе к компетентностному подходу — использование активных методов обучения в учебном процессе и способов их контроля.
ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ
Применение активных методов обучения в соответствии
с требованиями ФГОС
Согласно Татарченковой С.С. метод обучения - это способ достижения цели, связующее звено между запроектированной целью и конечным результатом. Ю.К. Бабанский предлагает следующую классификацию методов обучения:
Помимо методов, можно выделить также приемы обучения – конкретные способы организации деятельности обучаемых.
Активные методы обучения в первую очередь следует применять для повышения учебной мотивации. Но если ученику не интересно на уроке, то урок для него пройдет с нулевой эффективностью.
Активные методы обучения следует применять также для:
Формирование компетентного человека невозможно без развития вышеперечисленных умений (деятельностей).
Активные методы обучения можно применять для достижения следующих дидактических целей:
Использование активных методов неизбежно приводит к изменению системы контроля. Находясь в рамках классно-урочной системы и используя традиционные педагогические технологии, мы используем и традиционную систему проверки и контроля. Результаты использования активных методов обучения в принципе невозможно оценить по такой схеме.
Основная сложность применения активных методов на современном этапе состоит в том, что учитель должен поверить в их работоспособность, поверить, что они дают лучший результат по сравнению с традиционными педагогическими технологиями.
Педагогика — в значительной степени эмпирическая наука, но многие ее результаты и теории основываются на использовании результатов психологических наук. Обоснование возможности и целесообразности использования активных методов обучения в учебном процессе нам даёт современная психология.
Психологи выделяют у человека три вида активности: физическую, социальную и познавательную.
Использование активных методов обучения позволяет задействовать все три вида активности учащихся, что приводит к максимальному вовлечению учащихся в учебный процесс.
Физическая активность учащихся, отвечающая учебным целям, активизируется в процессе изменения способов обучающей деятельности. Для этого учащимся предлагается работать в малых группах, участвовать в дискуссии, менять рабочее место, пересаживаться, делать презентацию перед аудиторией, выполнять те или иные физические действия для релаксации и т.д.
Социальная активность проявляется в момент, когда учащиеся инициируют отвечающее учебным и развивающим целям взаимодействие друг с другом, приемы и техники обмена информацией, способы общения с преподавателем.
Познавательная активность учащегося проявляется в инициировании вопросов, в анализе учебных материалов и изложении результатов анализа. Познавательная активность обучаемых развивается в случае, когда они сами формулируют проблему, намечают способы ее решения, вносят поправки и дополнения в изложение преподавателя, находят решение проблемы и обосновывают его.
Обучение — это специально организованный процесс. Но человек учится не только в учебных заведениях, но и приобретается в ходе "естественного освоения", которое получило название научение. Выражения "школа жизни" и "мои университеты", в которых не подразумеваются официальные заведения, — именно об этом. Такой взгляд на приобретение знаний описывал еще в середине XVIII века Жан-Жак Руссо, в XX веке его идеи развил Джон Дьюи.
Основной момент в естественном обучении - конкретный опыт: например, непосредственное выполнение задачи. Он образует основу для осмысления и рефлексии, которые составляют вторую стадию научения. Под рефлексией осмыслением понимается наблюдение, анализ того, как была выполнена конкретная задача, оценка того, насколько хорошо она выполнена. На основе наблюдения человек приходит к абстрактным представлениям и понятиям, концептуализации опыта: выработке обобщений или подходов к тому, как выполнять задачу. В свою очередь, обобщенные представления выступают как гипотезы и проверяются в различных ситуациях — воображаемых, моделируемых и реальных. Проверка гипотез является четвертой стадией освоения нового опыта, которая получила название активное экспериментирование. Активное экспериментирование позволяет увидеть, работают ли идеи на практике, что затем ведет снова к конкретному опыту.
Система оценки достижения планируемых результатов ФГОС
Для учителя мало обеспечить интересный познавательный процесс, важно еще и суметь оценить результаты, полученные в ходе этого процесса.
Согласно ФГОС подход к оценке результатов освоения основной образовательной программы основного общего образования должен быть комплексным, то есть позволяющим вести оценку личностных, метапредметных и предметных результатов. При этом личностное развитие стоит на первом месте.
Чтобы увидеть развитие личности, необходимо проследить динамику индивидуальных достижений учащегося. Динамику развития необходимо просматривать как на отдельно взятом уроке, так и на протяжении всего периода обучения в школе.
Для оценивания существует довольно разнообразное количество форм и методов, которые дополняют друг друга: это тестовые формы, письменные и устные проверки, проектная деятельность (изготовление продукта), практические и творческие работы и так далее. Очень важным способом оценки выступает самоанализ, т.к. только этот способ дает учащемуся возможность реально оценить себя и позволяет максимально эффективно адаптироваться в социальной среде. Кроме того, самоанализ обеспечивает главную цель, преследуемую ФГОС – стремление обучающихся развивать свою личность.
Учителю необходимо помнить, что оценивание – это средство управления и стимулирования улучшения качества достижений обучающихся. В его функции входит:
В ходе оценивания учитель должен понимать, какой тип образовательных результатов он хочет получить, и подбирать соответствующий способ оценки. Иначе говоря, пятибальная шкала оценки хорошо подходит для оценивания предметных результатов, но по ней нельзя померить, насколько вырастает учащийся сам над собой. Поэтому каждый вид результатов должен быть оценен по своим собственным критериям. Критерии эти должны быть известны обучающимся и понятны для них, а у учителя не должны занимать много времени
При этом, необходимо учесть, что у обучающихся изначально разные способности к познанию, особенно в условиях реализации концепции инклюзивного образования, но у каждого из них должна быть возможность добиться успеха.
Для мотивации учащихся и преодоления эмоционального напряжения важно при помощи оценки показывать ученику, каких результатов он уже добился и что он мог бы улучшить. В этом отношении отлично работают рефлексивные методы оценивания.
К активным методам обучения относятся цифровые, числовые диктанты, головоломки, ребусы, синквейны, задания на поиск «лишнего» в предложенном списке понятий, на определение и восстановление связи между терминами или действиями, поиск географических ошибок в тексте, восстановление текста с пропущенными понятиями и т.д. В каждом школьном курсе географии есть темы, позволяющие включить в урок элементы занимательности, «разбавить» сложный материал, снизить эмоциональную нагрузку, помочь в усвоении новых терминов и понятий. Вот некоторые приемы, которые использую на уроках.
«Числовой диктант»
1) К числу всех океанов прибавь число всех материков Земли (4+6)
2) Число материков, пересекающихся экватором, раздели на число материков, омываемых сразу всеми океанами(2:1)
3) От количества букв в слове, обозначающем гигантскую глыбу льда в океане, вычесть количество материков, названия которых начинаются на букву «А» (7-3) и т.д.
Задания для числового диктанта состоят из 6-7 этапов. Каждый этап-пример на арифметическое действие, который может отражать фактологию или понятийный аппарат изучаемого материала. Ученики записывают только числа и действия с ними. Этот прием-самая сложная форма развивающих диктантов. Может использоваться в сильных классах, тренирует навыки счета, умение быстро переключаться. Лучше всего использовать на этапе обобщения изученного материала.
Задание №1 для участников мастер-класса.
Составьте 3 задания для цифрового диктанта. Предложите для нашего решения самое интересное из них.
Географию невозможно хорошо выучить без карты, атласа, контурных карт. Дети приучены с ними работать, легко в них ориентируются, поэтому каждый урок проходит с их обязательным применением.
Задание №2 про Великие американские озера
Физкультминутка (Проверь свою наблюдательность)
И, конечно же, незаменимым помощником на уроке является метод наглядности, потому что в памяти человека запечатлевается, до 50% того, что он видит.
Задание №3 наглядная очевидность
Какие идеи доказывают данные изображения?
Задание №4 ключевые слова — опора характеристики
Охарактеризуйте климат материка Австралия, используя следующие слова и словосочетания: «засушливый», «тропический климатический пояс», «пустыни», «южный тропик», «малое количество осадков», «наветренные склоны гор», «высокие температуры воздуха», «пассаты»
Задание №5 Модель понятия – «коэффициент увлажнения».
Задание №6 Математическое моделирование.
Задание №7 Наблюдение, эксперимент, моделирование.
Солёность морской воды в левом стакане - 50 г/л, в правом - 75 г/л. В каком море яйцо не утонет? (такого моря нет, так как максимальная солёность поверхностных вод Мирового океана отмечается в Красном море - 41 г/л, а яйцо всплывает на поверхность воды при солёности более 70 г/л).
Итог. Вывод. Резюме.
Какова ЦЕЛЬ школьного географического образования в современных условиях (читай внедрения ФГОС)?
Авторская интерпретация (понимание)
Цель ШГО – ПОЗНАНИЕ географического пространства
Овладение МЕТОДАМИ ПОЗНАНИЯ Сформированность адекватной
окружающей действительности: географической картины мира
как непосредственно, так и (Предметный результат)
на основе её отображений
(Метапредметный результат)
Ориентация в окружающем мире через ПРИМЕНЕНИЕ МЕТОДОВ ПОЗНАНИЯ И ГЕОГРАФИЧЕСКИХ ЗНАНИЙ И УМЕНИЙ; возможность принимать верные решения
С благодарностью за внимание и пожеланиями творческих педагогических успехов в новом учебном году.
Рефлексия.
© 2021, Чернышова Ольга Николаевна 435