СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс на тему: «Применение кейс-технологий на уроках филологического цикла»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Я не ошибусь, если скажу, что каждый из вас коллег, присутствующих здесь, мечтает о проведении интересных уроков. Меня эта проблема волнует тоже, поэтому постоянно нахожусь в творческом поиске. И во второй год своей работы, я методом проб и ошибок пришла к выводу, что уроки будут интересны лишь с использованием современных обучающих технологий.

Лишь развиваясь сами, мы можем ждать развития от детей. А как развиваться? Повышая педагогическое мастерство учителя путём освоения современных образовательных технологий обучения и воспитания.

Наиболее интересной и удобной для меня стала кейсовая технология. Сказать, что я - мастер в применении этой технологии нельзя. Я делаю только первые шаги и пытаюсь найти единомышленников для обмена опытом.

В педагогической литературе даётся определение кейсовой технологии:

«Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.

…Это метод активного проблемно – ситуационного анализа, основанный на обучении путем решения конкретных задач-ситуаций (кейсов)».

Главное её предназначение: развивать способность разрабатывать проблемы и находить их решение (при этом акцент делается не на получение готовых знаний, а на их выработку, на совместно творчество учителя и ученика!)

Возможности кейс – технологии в обучении. При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

В некоторых случаях нужно найти не только решения, но и сформулировать задачу, так как формулировка ее представлена не явно.

Цели кейс-метода: отработка умений работы с информацией; активизация познавательной деятельности; повышение мотивации к учебному процессу; умение делать правильный вывод на основе группового анализа ситуации; приобретение навыков чёткого и точного изложения собственной точки зрения; выработка навыков критического оценивания различных точек зрения, осуществления самоанализа, самоконтроля и самооценки.

Виды кейсов:

-Практические

Реальные жизненные ситуации, детально и подробно отраженные. При этом их учебное назначение может сводиться к тренингу обучаемых, закреплению знаний, умений и навыков поведения (принятия решений) в данной ситуации. Кейсы должны быть максимально наглядными и детальными.

-Обучающие:

Отражают типовые ситуации, которые наиболее часты в жизни. Ситуация, проблема и сюжет здесь не реальные, а такие, какими они могут быть в жизни, не отражают жизнь «один к одному»

-Научно-исследовательские:

Они выступают моделями для получения нового знания о ситуации и поведения в ней. Обучающая функция сводится к исследовательским процедурам.

К методам кейс-технологий, активизирующим учебный процесс относятся:

1.Метод ситуационного анализа (метод анализа конкретных ситуаций, ситуационные задачи и упражнения)

2.Метод инцидента;

3.Метод ситуационно-ролевых игр;

4.Метод разбора деловой корреспонденции;

5.Игровое проектирование;

6.Метод дискуссии.

При использовании каждого из перечисленных методов обучающиеся получают пакет вопросов, на которые им необходимо найти ответы для понимания сути проблемы. Содержание кейсов может быть самым разнообразным: художественные произведения, фрагмент из мультфильма, конкретная жизненная ситуация, обобщение знаний по русскому языку по любой из тем и т. д. Использовать кейс-технологию возможно как на учебных занятиях, так и во внеурочной деятельности. Всё зависит от цели, которую хочет поставить учитель, применяя кейс-технологии.

При кейс-технологии не даются конкретные ответы, их необходимо находить самостоятельно. Это позволяет учащимся, опираясь на собственный опыт, формулировать выводы, применять на практике полученные знания, предлагать собственный (или групповой) взгляд на проблему. В кейсе проблема представлена в неявном, скрытом виде, причем, как правило, она не имеет однозначного решения.

Как создать кейс?

Вначале нужно ответить на три вопроса:

  1. Для кого и чего пишется кейс?
  2. Чему должны научиться дети?
  3. Какие уроки они из этого извлекут?

После этого процесс создания кейса будет иметь вид:

Цель обучения – Структурирование учебного материала - Выбор методов средств обучения

Вооружившись теоретическими знаниями, я начала с малого. После беседы по содержанию повести «Шинель», детям были предложены в группах пакеты с заданиями и через некоторое время они должны были высказать свои мнения – итоги обсуждения в группе.

Содержание практического кейса: Как уберечь себя от беды?

1. Почему у повести трагический конец?

2.Составьте план экономии для А. А. Башмачкина, на основе своих наблюдений.

3.Придумайте свой конец для повести и сделайте вывод, чему научит ваша повесть.

Итог работы: Создание плана экономии. Тезисный вывод: чему меня научила повесть «Шинель»? (по мнению детей)

Чему меня научила повесть?

1. Покупать зимние вещи летом.

2.Отказатьс от платных услуг, выполняя все самостоятельно.

3. Экономить на еде.

5.Учиться на чужом примере.

6.Устраивать дни без расходов.

Какой урок я вынесла для себя? Дети были все включены в работу, на примере знакомой жизненной ситуации, нехватка финансов, они смогли сделать правильные выводы.

Таким образом, в процессе такой работы, акцент переносится на выработку знаний, а не на овладение готовыми знаниями. Дети получают возможность сопоставлять конкретную, жизненную ситуацию с теоретическими знаниями.

Кейс-метод позволяет отойти от традиционной системы «ответы на вопросы учителя», «пересказ произведения». Он дает возможность мыслить, применять свой жизненный опыт на практике, опираясь на имеющиеся знания. В результате, данная технология способствует повышению интереса учащихся к предмету, развивает коммуникабельность, умение слушать товарища и грамотно излагать свои мысли. В кейс-метод можно включить и методы технологии развития критического мышления: толстые и тонкие вопросы, кластер, синквейн, двойной дневник.

Действия учителя в кейсе представлены таким образом:

  • создание кейса или использование уже имеющегося
  • распределение учеников по малым группам (4-6 человек)
  • знакомство учащихся с ситуацией, системой оценивания
  • решений проблемы, сроками выполнения заданий
  • организация работы учащихся в малых группах
  • определение докладчиков
  • организация презентации решений в малых группах
  • организация общей дискуссии
  • обобщающее выступление учителя, его анализ ситуации
  • оценивание учащихся учителем

Есть 3 возможные стратегии поведения преподавателя (учителя) в ходе работы с кейсом:

  1. Учитель будет давать ключи к разгадке в форме дополнительных вопросов или (дополнительной) информации;
  2. В определенных условиях учитель будет сам давать ответ;
  3. Учитель может ничего не делать, (оставаться молчаливым) пока кто-то работает над проблемой.

Кейс-метод является достаточно эффективным средством организации обучения, однако его нельзя считать универсальным, применимым для всех дисциплин и решения всех образовательных задач. Эффективность метода в том, что он достаточно легко может быть соединён с другими методами обучения.

1. Прием «Кластер»

2. Таблица

3. Учебно- мозговой штурм

4. Интеллектуальная разминка

5. Зигзаг, зигзаг -2

6. Прием «Инсерт»

7. Эссе

8. Приём «Корзина идей»

9. Приём «Составление синквейнов»

10. Метод контрольных вопросов

11. Приём «Знаю./Хочу узнать…/Узнал…»

12. Круги по воде

22.01.2021 09:09


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!