СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер - класс«Социальное проектирование как эффективное средство формирования гражданственности и патриотизма при создании газеты «Моё Отечество» с подростками 15-16 лет»

Нажмите, чтобы узнать подробности

План- конспект проведения мастер – класса

Этапы

Деятельность педагога

Деятельность участников мастер-класса

1этап.

Организационно-мотивационный.

Постановка проблемы

(приём синквейн)

-Здравствуйте, уважаемые участники мастер-класса. У человека всё предназначено для самого себя: глаза, чтобы видеть, уши, чтобы слышать, руки, чтобы делать, и только улыбка предназна­чена для других. Я дарю Вам свою улыбку и очень надеюсь на Ваше со мной сотрудничество. Мы собрались на мастер-класс, и я предлагаю отве­тить на вопрос «Мастер-класс-это хорошо или плохо?»

-Положительных ответов больше, значит мастер-класс-это хорошо!

- Начать свой мастер-класс я хочу с высказываний известных людей об одном важном обществоведче­ском понятии. Постарайтесь опреде­лить его.

ОНА - «назначение человека» (Аристотель)

ОНА становится - «бесплодной и ничтожной, когда не воодушевлена высокою идеею»

(Н.Г. Чернышевский)

Через неё « лежит единственный путь к знанию» (Б. Шоу)

- Великий китайский мудрец Конфуций говорил:

« Скажи мне - и я забуду, покажи мне - и я за­помню, дай мне сде­лать - и я пойму». Эти слова очень ярко характеризуют значение системно - деятельностного подхода, положен­ного в основу учебно-воспитательного процесса современной школы. Всесторонне реализо­вать его позволяет технология социального проектирования

-Сейчас мы будем участвовать в деятельности.

-Предлагаю Вам выбрать один предмет из тех, что находятся у меня на столе (военный самолёт, танк, пистолет). По выбранным предметам попрошу объединиться в группы.

-Рассмотрите газеты, которые лежат на Ваших сто­лах (на столах – газеты разных издательств, отра­жающие историю и современность нашей страны).

-Для чего используют газеты?

-Предлагаю вам выразить свое отношение к ней, используя приём синквейна («стихотворение», со­стоящее из пяти строк).

К основным правилам составления синквейна относятся следующие:

1 строка – одно ключевое слово – существитель­ное.

2 строка – два слова – прилагательные.

3 строка – три слова - глаголы.

4 строка одно слово-ассоциация.

5 строка- предложение.

- Подумайте, чем мы будем заниматься?

Тема мастер-класса выбрана не случайно и звучит так: Создание газеты «Моё Отечество»

Возможные ответы:

мы встретились, общаемся, получаем новые знания, делимся опытом, развиваем свои способности.

Нервничаем, не уверенны в себе

Это понятие-деятельность

Участники объединяются в три группы

Кто-то читает, кто-то просматривает, кто-то размещает информацию и объявления

Возможные ответы.

Газета.

Интересная, познавательная.

Учит, сообщает, представляет.

Светило.

Газеты - это важное средство массовой информации в современном мире.

Мы будем работать с газетой, находить необходимую информацию, возможно, мы будем создавать свою газету

2 этап

Основной

  1. Определение темы выпуска

Каждый номер газеты – это отдельный проект, в основе которого лежит творческая, поисковая деятельность.

- С чего начинается выпуск любой газеты?

- Определить её я Вам предлагаю самостоятельно.

-Посмотрите на игрушки, которые Вы выбрали вначале нашего занятия и те, что лежат у меня на столе (военный вертолёт, корабль, солдатик). Что объединяет их? Назовите ключевое слово.

-Сформулируйте тему выпуска газеты.

-С окончательным вариантом мы определимся чуть позже.

Вывод: такой приём помогает грамотно подвести учащихся к любой актуальной теме,

её осмысливанию и обобщению

С определения темы выпуска газеты

Ключевое слово-Армия, Вооружённые Силы

Возможные названия темы выпуска:

«Армия: история и современность»;

«Держава армией сильна»;

«Дорога длиною в 100 лет»

2. Поисково-проектировочный этап

- Любая газета имеет рубрики, посвященные определённой тематике.

- Вам предлагается определить их названия, используя приём логического мышления - крос­сенс.

Кроссенс - это загадка, головоломка, цепочка ассо­циаций.

У вас на столах лежит лист бумаги, он разделён на 9 квадратов. В конвертах находится 14 картинок. Вам нужно выбрать и разложить в квадраты только те из них, которые объединены общим смысловым содержанием.

Определите ключевое слово, их объединяющее.

Ключевое слово: РККА - Советская Армия - Российская Армия

Какой период в истории нашей армии представлен на Ваших картинках?

-А теперь вернёмся обратно к предложенным те­мам нашей газеты, и подумаем, какая из них подходит больше.

-Сформулируйте название рубрики. Информацию разместите на своих листах.

- Каждая страница нашей газеты будет посвящена одному из периодов в истории Вооруженных сил.

Наша задача проследить историю становления ар­мии, которая родилась в далёком 1918 году, про­шла боевое крещение на фронтах Гражданской войны, не дрогнула в суровые годы Великой Отечественной и продолжает мужественно стоять на защите Российских рубежей сегодня

Участники распределяют картинки и определяют ключевые понятия

Кроссенс для 1-й группы

В.И.Ленин

Маршалы Советского Союза

Л.Д. Троц­кий

Буденовка

?

Военная форма

Чонгарско-Перекоп­ская опера­ция

Наступление Германии на Петроград

Плакат «Ты записался добровольцем»

Ключевое слово: Рабоче - Крестьян­ская Красная Армия.(1918-1940).

Кроссенс для 2-й группы

Афганская война

Смоленское сражение.

Города-герои

Танк Т-34

?

Реактивная установка-катюша

Памятник героям-панфиловцам

Г.К. Жуков

Памятник советскому солдату в Берлине

Ключевое слово : Красная - Советская Армия (1941-1990)

Кроссенс для 3-й группы

Чеченская война

Грузино-Абхазский конфликт

Участие в событиях в Сирии

Танк Армата

?

Россий­ский са­молёт

Министр обороны

Генераль­ный штаб РФ

Верховный главнокомандующий

Ключевое слово: Российская Армия (1992-2018)

  • 1-я группа- 1918-1940
  • 2-я группа- 1941-1990
  • 3-я группа- 1992-2018

«Дорога длиною в 100 лет»

Возможные варианты.

1-я группа- « В боях рождённая».

2-я группа-«Слава тебе, советский солдат»

3-я группа - «Защитники Земли- Отечества сыны»

Участники подписывают названия на ватмане

3. Работа по содержанию рубрик

На столах участников мастер-класса лежат кон­верты с материалами. В них документы, отражающие историю нашей армии.

-Вам предлагается, используя документы, обсу­дить в группах содержание Вашей рубрики, составить её план

В плане отразите следующие вопросы.

А) О ком или о чем Вы будете писать?

Б) Какие события отразите?

В) Почему это важно?

Вывод: приём работы над планом позволяет развивать критическое мышление

-Используя план, напишите статьи по содержа­нию Вашей рубрики.

В качестве иллюстративного материала, исполь­зуйте картинки кроссенса.

-Статью разместите на листе

Участники высказывают своё мнение о содержании рубрик, обмениваясь идеями.

1-я группа. История РККА

2-я группа. История Красной - Советской Армии.

3-я группа. История Российской Армии.

Возможный план содержания рубрики 1-й группы

  • Создание РККА. Боевое крещение.
  • Легендарные командиры Красной Армии.
  • Решающие победы Красной Армии в борьбе с интервентами и белогвардейцами в годы Гражданской войны.

Возможный план содержания рубрики 2-й группы

  • По дорогам Великой Отечественной (крупные сражения).
  • Великий подвиг советского солдата.
  • Афганистан-страница истории нашей.

Возможный план содержания рубрики 3-й группы

  • Рождение Вооружённых Сил РФ.
  • Герои Чеченской войны (о под­виге псковских десантников)
  • На страже мира (обеспечение мира и безопасности в Сирии.)

Участники создают одну из страниц га­зеты, используя документы, картинки кроссенса

4.Презентация полученного продукта совместной деятельности.

-Давайте посмотрим, что у Вас получилось.

Презентация работы 1-й группы.

Презентация работы 2-й группы.

Презентация работы 3-й группы.

- Нынешняя армия – преемница славных традиций и побед Красной Армии и в тоже время наследница боевой славы и опыта Советских Вооружённых Сил, одержавших блестящую победу в борьбе с фашизмом.

-Защита Отечества - священное дело каждого гражданина, потому что Отечество - это «земля отцов». А каждый отец передаёт свои знания, опыт своим сыновьям, встаёт на защиту сынов и «земли отцов»

Звучит песня «Служить России»

Предлагаю оценить работу в группах

-Соответствует ли содержание Вашей статьи заданному плану?

Оцените свою работу. Поставьте метки в сектора соответственно оценке результата: чем ближе к центру мишени, тем ближе к пятёрке, на краях мишени оценка ближе к нулю

Участники показывают результаты своей работы

3 этап

Рефлексия

Рефлексию предлагаю провести, используя приём «Чемодан, мясорубка, корзина».

-Если Вас заинтересовала работа по этой теме, Вы выбираете чемодан, если требуется время на осмысление-мясорубку, если считаете, что мате­риал неинтересный - корзину

Благодарю за работу!

На доске вывешиваются рисунки чемо­дана, мясорубки, корзины

Чемодан – всё, что пригодится в дальнейшем

Мясорубка – информацию переработаю

Корзина – всё выброшу.

Участникам предлагается выбрать, как они поступят с информацией, получен­ной на занятии

04.01.2019 13:17


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!