СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МАСТЕР-КЛАСС

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Методы активной педагогики

в деятельностном подходе к обучению»

Кто-то из мудрых сказал: «Есть много методов обучения кадров. Обучение в деятельности приносит самые убедительные результаты».

Цель нашего мастер-класса - познакомиться с перспективной образовательной технологией развития критического мышления в технике этой же технологии.

Аудитория участников: педагоги.

Время: 45мин.

«У каждого из нас есть свой любимый способ обучения и любимый стиль работы. Кто-то относится к ученикам – зрителям…, других можно назвать «аудиоучениками»… Кто-то «печатно-ориентирован»: учится, читая книги. Кто-то «интерактивен»: учится, взаимодействуя с другими». Г. Драйден, Д. Вос

Ход

1. Информационный блок:

Современного ребенка чрезвычайно трудно мотивировать к познавательной деятельности, к поиску пути к цели. Происходит это потому, что дети часто испытывают серьезные затруднения в восприятии учебного материала. Причина этого - в недостаточно высоком уровне развития мышления и, прежде всего, критического.

Современное занятие - это занятие, на котором максимум ребенка и минимум педагога, на котором больше работают дети, а педагог только направляет их работу. Школа не должна научить на всю жизнь, она должна научить учиться всю жизнь.

Жан Жак Руссо когда-то отметил: « Ребенок должен делать то, что он хочет, но хотеть он должен то, чего хочет учитель». Поэтому педагогу так необходимо умело направлять ребенка, чтобы он думал, что самостоятельно пришел до определенной основы, вывел формулу, сформулировал тему. Этому как нельзя кстати способствует технология критического мышления.

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с педагогом активно работают и сознательно размышляют над процессом обучения.

Критичность ума – это умение объективно оценивать свои и чужие мысли, тщательно и всесторонне проверять все выдвигаемые положения и выводы. Критическое мышление самостоятельное, творческое, личностно-ориентированное. Оно помогает человеку определить собственные приоритеты, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры.

В чем же инновационность представленной модели?

Особенностью данной педагогической технологии является то, что ребенок в процессе обучения сам конструирует этот процесс, исходя из реальных и конкретных целей, сам отслеживает направления своего развития, сам определяет конечный результат.

Технология учит современного ребенка:

-критически мыслить;

-проявлять активность в познании окружающего мира;

-владеть разнообразными способами интерпретации и оценки информации;

-аргументировать свою точку зрения, опираясь не только на логику (что уже немаловажно), но и на представления собеседника;

-добывать информацию из различных источников.

Технология дает педагогу:

-умение создать в классе атмосферу открытости и сотрудничества;

-возможность использовать эффективные методики;

-стать практиком, который умеет грамотно анализировать свою деятельность;

-стать источником ценной профессиональной информации для других педагогов.

Структура технологии

1 стадия

2 стадия

3 стадия

Вызов:

Вызов уже имеющихся знаний по изучаемому вопросу; активизация детей; мотивация для дальнейшей работы.

Осмысление содержания:

Организация работы с новым материалом; сохранение интереса к теме; постепенное продвижение от знания старого к новому.

Рефлексия:

Размышление и обобщение того, что узнали. Задача-

соотнести новую информацию

со старой, используя знания, полученные на стадии осмысления.

Некоторые приемы критического мышления, используемые мною на занятиях.

1.«Кластер».

Понятие «кластер» переводится как «гроздь, пучок». Суть приема - представление информации в графическом оформлении. В центре записывается ключевое понятие, рядом записываются понятия, связанные с ключевым. Цель приема: кластер используется, когда нужно собрать у детей все идеи или ассоциации, связанные с каким-либо понятием. Он подходит для любой стадии занятия.

2. « Корзина идей».

Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии занятия. Он позволяет выяснить все, что знают или думают дети по обсуждаемой теме занятия. Педагог выделяет ключевое понятие изучаемой темы и предлагает учащимся за определенное время выписать как можно больше слов или выражений, связанных, по их мнению, с предложенным понятием. Важно, чтобы дети высказывали все, приходящие им на ум ассоциации (факты, мнения, имена, проблемы, понятия, имеющие отношение к теме занятия). Педагог фиксирует реплики на доске. Основное условие – не повторять то, что уже было сказано другими.

3.«Инсерт».

Инсерт – разметка для эффективного чтения и размышления. Прием используется на стадии осмысления. При работе с текстом в данном приеме используется два шага:

А) чтение с пометками и Б) заполнение таблицы. Во время чтения текста учащиеся делают на полях пометки: «V» – уже знал; «+» – новое; « – » – думал иначе; «?» – не понял, есть вопросы.

Таблица «Инсерт», число граф которой соответствует числу пометок.

«V»

поставьте « V » (да) на полях, если то, что вы читаете, соответствует тому, что вы знаете, или думали, что знаете;

«+»

поставьте «+» (плюс) на полях, если то, что вы читаете, является для вас новым;

« – »

поставьте « – » (минус), на полях, если то, что вы читаете, противоречит тому, что вы уже знали, или думали, что знаете;

«?»

поставьте «?» на полях, если то, что вы читаете, непонятно, или же вы хотели бы получить более подробные сведения по данному вопросу.

4.«Таблица «Плюс – минус - интересно».

Используем на стадии осмысления при осмысленном чтении нового материала.

- «Плюс» (+) записываем те факты, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом хорошего?».

- «Минус» (-) записываем все те факты и мысли, которые могут отвечать на вопрос «Что в этом плохого?».

- «Интересно» (?) - предназначается для записи различных интересующих ученика фактов и мыслей «Что в этом интересного?».

5.«Ромашка вопросов» («Ромашка Блума»).

Предлагаемые детям вопросы связаны с классификацией уровней познавательной деятельности: знание, понимание, применение, анализ, синтез и оценка. Шесть лепестков – шесть типов вопросов.

Знание

Простые

Кто? Когда? Где? Как?

Понимание

Уточняющие

Правильно ли я понял.?

Применение

Практические

Как можно применить.? Что можно сделать из.?

Анализ

Интерпретационные

Почему?

Синтез

Творческие вопросы

Что будет, если…?

Оценка

Оценочные

Как вы относитесь… ?

6.«Верные и неверные утверждения».

Педагог зачитывает верные и неверные утверждения. Обучающиеся выбирают «верные утверждения» из предложенных педагогом, обосновывая свой ответ, описывают заданную тему (ситуацию, обстановку, систему правил).

7.«Синквейн».

Это стихотворение из пяти строк, которое строится по правилам:

- в первой строчке тема называется одним словом (обычно существительным).

- вторая строчка - это описание темы в двух словах (двумя прилагательными).

- третья строчка - это описание тремя словами(глаголами или деепричастиями).

- четвертая строка - это фраза из четырех слов, показывающая отношение к теме.

- пятая строка - это синоним из одного слова, который повторяет суть темы.

Синквейны полезны в качестве инструмента для синтезирования сложной информации, в качестве среза оценки понятийного и словарного багажа обучающихся, это быстрый и мощный инструмент для рефлексии.

8. «Трехчастный дневник».

Дневник имеет третью графу – «вопросы педагогу». Этот прием позволяет работать не только с текстом, но и проводить диалог с педагогом по поводу прочитанного.

Цитата

Комментарии

Вопросы педагогу

9. «Ассоциация».

Чаще применяется на стадии вызова. Детям предлагается прочитать тему занятия и ответить на вопросы:

- О чем может пойти речь на занятии?

- Какая ассоциация у вас возникает, когда вы слышите слово: « »?.

10. «Тонкие» и «толстые вопросы».

Прием может быть использован на любой из трех фаз занятия.

Тонкие вопросы ?

Толстые вопросы?

Кто ? Что ? Когда ? Может.? Будет.? Мог ли. ? Как звать.? Было ли.? Согласны ли Вы.? Верно ли.?

Дайте 3 объяснения, почему.? Объясните, почему.? Почему Вы думаете.? Почему Вы считаете.? В чем различие.? Предположите, что будет, если. ? Что, если. ?

11. «Бортовой журнал».

Форма фиксации информации с помощью ключевых слов, графических моделей, кратких предложений и умозаключений, вопросов, пишется на стадии осмысления информации. В качестве задаваемых педагогом частей «бортового журнала», которые будут заполняться обучающимися, могут быть: ключевые понятия темы, причинно-следственные связи, важные вопросы.

2. Практический блок:

• Обратите внимание на доску. Я разделила ее на 3 колонки, озаглавив соответственно «Знаем», «Хотим узнать», «Узнали». Давайте определим, что мы знаем по теме, исходя из моего вступительного слова и ваших имеющихся знаний. Запишите это в первую колонку. • Что хотим узнать? Заносите это во вторую колонку.

• Прочитайте текст «Методы активной педагогики» и определите новые для себя понятия. Для того чтобы найти ответы на поставленные вопросы, мы воспользуется приемом взаимообучения. Участники делятся на группы по 3 человека, причем каждому присваивается номер: 1,2,3. Разделим материал, подлежащий изучению, на 3 части. Первые номера каждой группы будут отвечать за 1-ю часть, вторые – за вторую и так далее. Сформируем группы первого состава: для этого все первые номера образуют 1-ю группу, все вторые номера – 2-ю группу, все третьи номера – 3-ю группу. Каждая группа изучает свою порцию учебного материала и готовится к ее объяснению остальным участникам. Время работы в группах первого состава 5-7 минут. • Образуйте группы второго состава таким образом, чтобы в каждой был участник с номером 1, участник с номером 2, участник с номером 3. Задача каждого участника нового состава группы состоит в том, чтобы дать информацию по своей порции учебного материала, т.е. научить друг друга. Время выполнения задания 15 минут. • Переходим к третьей колонке нашей таблицы: «Узнали». Запишите, какую информацию вы получили из запрашиваемой во 2-й колонке.

• Задание для всех участников: составьте синквейн по теме « Критическое мышление».

3. Подведение итогов:

- Итак, чему вы сегодня научились?

Технология развития критического мышления учащихся располагает огромным арсеналом приемов. Готовы ли вы попробовать ее в индивидуальной практике? Отвечая на вопрос, воспользуйтесь приемом «перекрестная дискуссия»: Я готов применять технологию развития критического мышления учащихся на своих занятиях: да -- нет

- Приведите по 3-4 аргумента «за» и «против» ; - Обменяйтесь мнениями со своими коллегами; - Используя их аргументы, которые кажутся вам убедительными, продолжите заполнение таблицы; - Когда аргументы иссякнут, сделайте выводы.7

4. Литература.

1. Агапов И. А. Учимся продуктивно мыслить. – М., Про-Пресс, 2001.

2. Хуртова Т. В. Обучающие семинары. Методическая поддержка компетентностного обучения. – Волгоград: «Учитель», 2007.

3. Хуртова Т. В. Мастер-класс: технология проведения. – Волгоград: «Учитель», 2008.

01.08.2016 12:28


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!