СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Мастер-класс в рамках IV Всекубанского Семеновского слета

Нажмите, чтобы узнать подробности

Тема: Проектно-исследовательская деятельность на уроках русского языка в 8 классе.

Современный этап развития общества ставит перед российской системой образования целый ряд новых проблем. Основной целью является воспитание, социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина России. Международные исследования доказали, что современный успешный человек – это человек, обладающим проектным мышлением и овладевший навыками проектно-исследовательской деятельности. Отсюда развитие индивидуальности каждого отдельного ученика. Его успех определяется во многом его способностью организовать свою жизнь как проект: определить перспективу, найти и привлечь необходимые ресурсы, наметить план действий и осуществить его. Одним из приоритетов современного образования является организация проектно-исследовательской деятельности, которая дает уникальную возможность превратить пассивного созерцателя в активного творца.

Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. В средней и старшей школе основой интересов и потребностей обучающихся является ориентация на пробу своих возможностей в разных сферах: интеллектуальной, социальной, межличностной и личностной. На сегодняшний день, чтобы вовлечь обучающихся в проектно-исследовательскую работу – необходимы новые формы проведения уроков, которые формируют познавательную активность.

Хочу поделиться опытом организации проектно-исследовательской работы в 8 классе.

В проектно-исследовательском обучении русскому языку моделируются те же обобщенные этапы, что и в работе над проектом в любой другой деятельности. Изучение русского языка на базовом уровне среднего образования направлено на достижение нескольких целей: воспитание гражданина и патриота, развитие способности к социальной адаптации, освоение знаний о русском языке, овладение умениями анализа, но самое главное – это применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике. Вся система образования направлена на развитие у учеников самостоятельности, умения находить нужный материал, использовать его в соответствии с темой и целью работы. Использование проектной деятельности на уроках русского языка и литературы позволяет работать над формированием всех выше перечисленных целей.

Работу по организации  проектно-исследовательской деятельности я начинаю с определения стартовых возможностей учащихся. Диагностируются следующие качества:

  • мотивация к изучению предмета;
  • уровень внимания;
  • свойства памяти;
  • мыслительные способности;
  • творческое воображение;
  • уровень развития лингвистического мышления;
  • формирование  компонентов учебной деятельности.

   Уровень развития лингвистического мышления проверяю по тесту Айзенка (в книге «Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. - М.:  Аст-Пресс, 1999). На основе полученных данных создается образ класса, планируется дальнейшая работа. Отдельно на каждого ученика создаётся портфолио, в котором накапливаются работы, отражаются  результаты.

Исследовательская деятельность является врождённой потребностью, нужно только её развивать.  В этом определённую роль играют окружающая среда, родители и образовательные учреждения.

Хочется отметить, что исследовательская работа начинается с создания проблемной ситуации на уроке, решая которую, школьник должен учиться отстаивать своё мнение, приводить в его защиту аргументы, доказательства, факты, побуждающие его задавать вопросы учителю, товарищам, выяснять непонятное, давать качественную оценку своим действиям и действиям своих одноклассников. Для второго создается экспертная группа, куда входят ученики, увлеченные предметом.  

Учебное исследование становится реальным, когда к этому уровню работы готов и учитель, и ученик. Речь идет о постепенном освоении исследовательского подхода к темам, о работе, требующей настойчивости в накоплении знаний и умений. По новому Стандарту современный учитель должен не только «владеть содержанием избранной научной области и уметь эффективно использовать его в профессиональной деятельности, но и быть мотивированным к непрерывному совершенствованию своих знаний и компетенций, владеть разнообразными педагогическими технологиями, в том числе ИКТ».

Проектно-исследовательская деятельность – образовательная технология, предполагающая решение учащимися исследовательской, творческой задачи под руководством специалиста,  в ходе которого реализуется научный метод познания.  В процессе выполнения  учащиеся приходят к выводу, что от успеха  каждого зависит успех всего проекта. А это огромный стимул к активному усвоению знаний. Совместная работа сплачивает коллектив: растет взаимопонимание, взаимодействие учащихся, ответственность не только за свою деятельность, но и за работу всей группы. Это способствует развитию социальной и рефлексивной компетентностей.

Роль учителя различна на разных этапах проектирования. Он выступает в роли консультанта, наблюдателя, источника информации. Задача учителя передать не конкретные знания, а научить получать их самостоятельно.

Учебный проект, с точки зрения обучающихся, – это деятельность, которая позволяет попробовать свои силы и увидеть результаты.  С точки зрения учителя,  – это средство развития, обучения и воспитания школьников одновременно. Средство, которое выполняет основной принцип обучения – научить школьника самостоятельно добывать знания, самостоятельно учиться. А для родителей – это уникальная возможность активного участия в процессе обучения. Таким образом, в применении этой инновационной образовательной технологии заинтересованы все участники образовательного процесса.

Многие считают, что исследователем человек может стать только тогда, когда приобретёт жизненный опыт, будет иметь определённый запас знаний и умений. На самом деле для исследования не нужен запас знаний, тот, кто исследует, должен сам «узнать», «выяснить», «понять», «сделать вывод».

 На своих уроках я стараюсь предоставлять ученикам реальную возможность самостоятельного выбора форм и видов деятельности, формировать у них чувство ответственности за результаты своей деятельности. Например: задание к уроку по теме «Жаргон»: составьте список слов из профессиональных жаргонов, разделив их на группы соответственно профессиям. Для выполнения этого задания проведите опрос родителей и их знакомых и узнайте у них, какие жаргонизмы принято использовать в их профессии.

Положительные стороны проектно-исследовательского метода описаны подробно в трудах целой школы ведущих педагогов (таких, какС.Т.Шацкий, В.Н.Шульгин, М.В.Крупенин).

По моему глубокому убеждению, за такой формой работы с обучающимися – будущее, потому что проектно-исследовательская деятельность:

  • личностно ориентирована;
  • характеризуется возрастанием интереса и вовлечённости в работу по мере её выполнения;
  • позволяет реализовать педагогические цели на всех этапах;
  • позволяет учиться на собственном опыте, на реализации конкретного дела;
  • приносит удовлетворение ученикам, видящим продукт собственного труда.

     Только при таких условиях обучающиеся почувствуют себя успешными.    

Категория: Русский язык
01.02.2015 01:01


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!