СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Метод проектов как один из способов повышения мотивации на уроках английского языка.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Современные психологи и педагоги едины в том, что качество выполнения деятельности и её результат зависят, прежде всего, от побуждения и потреб-ностей индивида, его мотивации; именно мотивация вызывает целенаправ-ленную активность, определяющую выбор средств и приёмов, их упорядоче-ние для достижения целей. Мотивация является «запускным механизмом» () всякой человеческой деятельности: будь то труд, общение или познание. Пи-тает и поддерживает мотивацию осязаемый, реальный, этапный и конечный успех. Если успеха нет, то мотивация угасает, и это отрицательно сказывается на выполнении деятельности. Проблема мотивации в учении возникает по каждому школьному предмету. В соответствующих методиках и учебных пособиях разработаны способы её развития и стимулирования с учётом специфики предмета. Однако особо остро стоит проблема мотивации изучения иностранных языков. При этом примечательно, что до момента изучения иностранного языка и в самом начале у учащихся, как правило, высокая мотивация. Почти у всех есть жела-ние владеть иностранным языком, уметь общаться. Но как только начинается процесс овладения иностранным языком, и отношение учащихся к предмету меняется, многие разочаровываются. Ведь этот процесс предполагает период накопления «строительного материала», стадию неизбежно примитивного содержания, преодоления разнообразных трудностей, что отодвигает дости-жение целей, о которых мечталось. В результате уменьшается мотивация, пропадает встречная активность, ослабевает воля, направленная на овладение иностранным языком, снижается в целом успеваемость, которая, в свою оче-редь, негативно влияет на мотивацию. I. Приемы и способы повышения мотивации на уроках английского языка. 1.1. Методы эмоционального стимулирования Педагогический такт и мастерство педагога, которые позволяют создать ат-мосферу оптимизма и веры учащихся в собственные силы. Позитивное от-ношение самого педагога к предмету способно «заразить» и учащихся, со-здание на уроке ситуаций успеха позволяет учащимся раскрепоститься и по-верить в собственные возможности и способности. Очень важно ставить пе-ред учащимися или помогать им самим ставить перед собой реалистичные и выполнимые цели и задачи, обеспечить проблемные задания, а также моде-лировать процесс, необходимый для достижения поставленных целей, обес-печивая необходимые опоры для того, чтобы предусмотреть успешный ре-зультат. 1.2. Работа с аутентичными материалами Обучение иностранному языку преследует важную образовательную цель – ввести учащихся в мир культура страны изучаемого языка, подготовить их к общению на межкультурном уровне. Развитие умений адекватного общения и взаимопонимания с носителями языка подразумевает сформированность социокультурной компетенции. Для этого современные УМК по иностранным языкам включают аутентичные материалы, Аутентичным традиционно принято считать текст, который не был изначально предназначен для учебных целей. Благодаря таким текстам, учащиеся знакомятся с реалиями страны изучаемого языка, получают дополнительные знания в области географии, образования, культуры и т.д. В качестве аутентичных материалов, нацеленных на формирование коммуникативной компетенции, используются письмо, открытка, объявление, страничка из дневника, программа телевидения, рецепт, рекламный текст, анкета, интервью, научно-популярные и стра-новедческие тексты. Использование аутентичных материалов повышает ин-терес к изучению иностранного языка, помогает активизировать все виды ре-чевой деятельности, приобщает к культуре страны изучаемого языка. 1.3. Применение информационно-коммуникационных технологий Эта технология делает обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность. Использование ИКТ позволяет: 1) обеспе-чить положительную мотивацию обучения; 2) проводить интегрированные уроки с использованием музыки, анимации; 3) обеспечить высокую степень дифференциации учения; 4) усовершенствовать контроль знаний ; 5) активи-зировать процесс обучения; реализовать идеи развивающего обучения, 6) формировать навыки исследовательской деятельности учащихся; 7) повысить темп урока; 8) реализовать идеи развивающего обучения; 9) увеличить объем самостоятельной работы учащихся. Немаловажным по значимости является работа с электронными пособиями. Преподаватели используют на своих уро-ках интерактивные презентации и видеосюжеты. Ещё одна возможность сде-лать урок необычно-познавательным – это использовать, например, в предъ-явлении материала виртуальные экскурсии. Основными достоинствами ком-пьютерной презентации является то, что она позволяет работать с большим числом таблиц и схем (не надо рисовать на доске), позволяет всем участникам принимать участие в диспутах с речевыми опорами (работа в рабочих группах). Ещё одна из возможностей унифицировать учебный процесс – это использование электронных тестов. 1.4. Сетевое общение Существуют сайты переписки с зарубежными сверстниками, где заинтересо-ванные учащиеся могут завести друзей по переписке. Это прекрасная воз-можность практиковаться в иностранном языке, совершенствовать свои язы-ковые навыки. 1.5. Музыка Музыка это — один из наиболее мощных способов воздействия на чувства и эмоции учащихся. Песни являются средством более прочного усвоения и расширения лексического запаса, т. к. включают новые слова и выражения. В песнях уже знакомая лексика встречается в новом контекстуальном окруже-нии, что помогает ее активизации. В песнях лучше усваиваются и активизи-руются грамматические конструкции. Песни способствуют совершенствова-нию навыков произношения. 1.6. Художественный перевод стихотворений Художественный перевод стихотворений формирует мотивационные потреб-ности учащихся разного уровня знаний. Не подлежит никакому сомнению, что творческие работы повышают интерес учащихся к изучению языка. В ре-зультате работы с рифмованными текстами активизируется познавательная деятельность, что способствует их самореализации. Бесспорно, что при такой работе расширяется филологический кругозор учащихся и соответственно запас лексических единиц. 1.7. Проектная методика Работа над проектами дает возможность учащимся размышлять, самостоя-тельно искать, анализировать, обобщать, обрабатывать необходимую инфор-мацию. Во время проектной деятельности обучающиеся реализовывают свои творческие способности. Проектная деятельность помогает воспитывать в учащихся толерантное отношение к собеседникам, а также взаимодействовать друг с другом. Они овладевают навыками поисковой деятельности, учатся работать с литературой, искать необходимую информации в сети Интернет; обобщать её; учатся представлять свои проекты в виде презентации, готовить выступление; в том числе реагировать на вопросы, вступать в дискуссию; учатся анализировать работу и давать самооценку; развивают творческие способности. Игра Коммуникативно-деятельностная методика предполагает создание на уроках иностранного языка условий, приближенных к реальному общению. Такие условия создаются с помощью учебно-речевых ситуаций: они стимулируют общение, мотивируют высказывания учащихся и позволяют активизировать изучаемый языковой материал. Одним из лучших способов создания игровых ситуаций на этапе тренировки являются языковые и речевые игры. При ре-шении игровых задач речевая активность сочетается с мыслительной и эмо-циональной: в игре необходимо быстро принять решение, проявить находчи-вость и смекалку, фантазию, сыграть роль. Во время игры учащиеся находятся в постоянной речевой готовности, внимательно слушают учителя и друг друга; могут многократно повторять речевые образцы и изучаемые слова. В этих условиях непроизвольное внимание и запоминание обеспечивают хоро-шее усвоение лексического и грамматического материала. Игровые ситуации ценны не только тем, что мотивируют употребление конкретного языкового материала на каждом уроке, но и тем, что создают благоприятный психоло-гический климат. Драматизация Приемы драматизации способствуют развитию как основных видов речевой деятельности, так и формированию ассоциативного мышления, памяти, навыков общения в коллективе, творческой инициативы учащихся. В процессе драматизации учащиеся совершенствуют умения и навыки диалогической речи. В ходе драматизации устанавливаются прямые связи с конкретной си-туацией, что создает благоприятные условия для усвоения языкового матери-ала и формирования способности общаться на изучаемом языке. Наглядный материал Применение на уроках образных наглядных материалов так же поддерживает интерес учащихся к теме, развивает у них чувственное восприятие и вообра-жение. Индивидуальная работа Применение индивидуальной работы с учащимися помогают раскрыть инди-видуальные, личностные особенности учащегося, дают возможность самовы-ражения, пробуждают у них чувство ответственности к учебе. Интегрированные уроки Интегрированные уроки вовлекают каждого учащегося в учебный процесс, способствуют развитию аналитического мышления, логики и познавательного интереса, побуждают учащихся к активному творческому познанию окру-жающей действительности. Форма проведения таких уроков нестандартна, что и делает сам урок ярким и запоминающимся. Внеурочная деятельность Основная задача педагога при организации внеурочной работы по иностран-ному языку - это развитие потребности учащихся в использовании иностран-ного языка как средства общения, познания и социальной адаптации за пре-делами урока. Внеурочная работа увеличивает пространство, в котором уча-щиеся могут развивать свою творческую и познавательную активность, реа-лизовывать свои лучшие личностные качества, т.е. демонстрировать те спо-собности, которые зачастую остаются невостребованными на уроках. Все это создает благоприятный фон для достижения успеха, что, в свою очередь, по-ложительно влияет на учебную деятельность.

Метод проектов На своих уроках я использую различные методы и приемы. И проектная деятельность, по моему мнению, является одним из самых результативных способов формирования и повышения мотивации. В развитии интереса к предмету нельзя полагаться только на содержание изучаемого материала. Ес-ли учащиеся не вовлечены в активную деятельность, то любой содержатель-ный материал вызовет у них созерцательный интерес к предмету, который не будет познавательным интересом. Для того чтобы разбудить в школьниках активную деятельность, им нужно предложить проблему интересную и зна-чимую. Основными преимуществами проекта являются: • повышение мотивации учащихся при изучении английского языка; • наглядная интеграция знаний по различным предметам школьной про-граммы; • простор для творческой и созидательной деятельности. М.Ю.Бухаркина предложила типологию проектов при обучении ино-странным языкам, которая с учетом специфики формирования коммуни-кативной компетенции выглядит следующим образом. I. Социокультурные: 1. Социолингвистические 2. Культуроведческие (страноведческие): а) историко-географические; б) этнографические; в) политические; г) экономические. 3. Социальные. II. Ролево-игровые и игровые: а) воображаемые путешествия; б) имитационно-деловые; в) драматические; г) имитационно-социальные. Проект ценен тем, что в ходе его выполнения, школьники учатся самостоя-тельно приобретать знания, получать опыт познавательной и учебной дея-тельности. Данный метод позволяет реализовать личностно ориентированный подход в обучении, обеспечивая индивидуализацию и дифференциацию обучения с учётом способностей учащихся, их уровня обученности, интерсов. Проектная методика характеризуется высокой коммуникативностью и предполагает вы-ражение учащимися своих собственных мнений, чувств, включение в реаль-ную деятельность. Любой из видов проекта предполагает активизацию уча-щихся: они должны писать, вырезать, наклеивать, рыться в справочниках, разговаривать с другими людьми, искать фотографии и рисунки. Учащиеся с разным уровнем языковой подготовки могут участвовать в проектной работе в соответствии со своими возможностями. Например, уче-ник, который недостаточно хорошо говорит по-английски, может прекрасно рисовать. В курсе иностранных языков метод проектов может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме. Большинство проектов выполняется в ходе итоговых уроков, когда оцени-вается усвоение учащимися определенного учебного материала. Для этого можно использовать краткосрочные информационные и практико-ориентированные проекты. При выполнении проектов учащиеся открывают для себя ценность англлийского языка как языка международного общения. Они могут оказаться в ситуации, где им потребуется описать свою семью или город иностранцам, и проектная работа готовит их к этому. На своих уроках, в рамках проектной деятельности, я ввожу элементы патриотического воспитания и в том числе связанные с развитием казачества.

Метод проектов, будучи комплексным методом, предполагающим по своей сути использование широкого спектра проблемных, исследовательских, поисковых методов, обучение в сотрудничестве, способен решить целый комплекс задач, связанных с оптимизацией учебного процесса по иностран-ному языку и повышения мотивации его изучения. Список литературы 1) Божович А.И. Отношение обучающихся к изучению как психологическая проблема. /Изв. АПНРСФСР. - М. 2) Бреслав Г.М. Психология эмоций. - М.: Смысл, 2004. 3) Дубровин М.И. «Мотивация при обучении иностранному языку и учебные материалы» - «Иностранные языки в школе» №1, 1978. 4) Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателя иностранного языка // Из-дательство "Вышейшая школа", 2004. 5) Зимняя И.А.Психология обучения иностранным языкам.- М.: Просвещение, 1991. 6) Комарова, Э.П., Трегубова, Е.Н. Эмоциональный фактор: понятие, роль и формы интеграции в целостном обучении иностранному языку// ИЯШ № 6, 2000. 7) Пассов Е.И. Основы коммуникативной методики. - М.: Русский язык, 1989. 8 ) Бабанский Ю.К., Поташник М.М. «Теория оптимизации обуче-ния».М.2009. 9) Биболетова М.З.: «Мультимедийные средства как помощник УМК “Enjoy English”». Изд. «Титул», 2010. 10) Томахин Г.Д. Лингвострановедение: что это такое? // Иностранные языки в школе№ 6,1996. 11) Климановой Л.Ф.: «Система, созданная на деятельностно-коммуникативной основе». // Иностранные языки в школе. № 3, 2008. 12) Пейперта С.П.: «Использование компьютеров в учебном процессе», // Иностранные языки в школе № 10, 2009.

09.03.2021 07:10


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!