СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Первое направление.
Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:
–учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы) ;
–знать предметы санитарии и гигиены и их местоположение;
– учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.
В это направление может быть включено проведение коррекционных занятий с обучающимися, в ходе которых необходимо отрабатывать полученные навыки для наилучшего закрепления.
В ходе работы над этим направлением целесообразней проводить занятия с обучающимися. Проводить такие занятия необходимо два – три раза в неделю, что закрепить полученные ранее знания и приобрести новые умения.
Нами разработано занятие, включающее в себя задания и игровую деятельность по развитию навыков самообслуживания.
Занятие по развитию навыков самообслуживания для обучающихся младшего школьного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями
Тема: «Навыки самообслуживания»
Цель: продолжать учить детей самостоятельно ухаживать за своим внешним видом и состоянием одежды.
Задачи:
1. Закрепление умения детей убирать вещи на свои места
2. Формирование навыков по уходу за одеждой;
3. Формирование стремления к опрятности; к умению замечать и исправлять несовершенства внешнего вида у себя и других детей;
4. Совершенствование умения самостоятельно одеваться в правильной последовательности;
5. Обогащение словаря с помощью пословиц и поговорок по теме
Ход занятия
Этапы |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
Примечани |
Организационный момент
Работа в ходе занятия
Заключительная часть
Рефлексия
Итог занятия |
–Дети, утром нам пришло письмо, не подписано, обратного адреса нет. Почитаем что там написано: «Здравствуйте! Нужна ваша помощь! Приду утром!» Очень интересно! (звонок в домофон) А вот, наверное, и наш гость! «Здравствуйте! Меня зовут кукла Катя. Я расстроена. Мои подружки не приглашают меня к себе в гости! Они говорят, что я неаккуратная, неряшливая! Что это за слова такие, что они означают? И что мне теперь делать? Вы здесь всё знаете, вот я и решила к вам за помощью обратиться! –Мы знаем, Катя, как тебе помочь! Во-первых, дети, что означают эти слова- неаккуратный, неряха? Что Катя сделала неправильно когда вошла? (Разбросала свои вещи.) Давайте расскажем, что с ними на самом деле нужно делать. Индивидуальные ответы детей: - сапоги поставить под лавочку, - куртку повесить на вешалку, - шапку положить на полку. Кукла: Ой, а у меня тут ещё много вещей! Они все перепутались, и я не знаю, что с ними делать! Научите меня вещи раскладывать! –«Вещи надо убирать, не придётся их искать». Дети, вы знаете, что вещи нужно не только аккуратно раскладывать на свои места, но и аккуратно их носить, следить за своим внешним видом. Посмотрите на нашу гостью- что не так в её наряде?
Кукла: Молодцы! Да, много знаете! Мне вы всё рассказали, а теперь я хочу посмотреть- сами-то вы всё это умеете делать? Я вам устрою испытание- кто правильно оденется на прогулку? –Молодцы, ребята! Теперь я тоже знаю как правильно одеваться! Вот и помогли мы кукле Кате! Надеюсь, теперь у неё не будет проблем! Давайте вспомним чему мы сегодня научили нашу гостью?
–Спасибо, ребята, вы мне очень помогли! Я запомню ваши советы! |
Приветствуют учителя
Несколько детей помогают кукле разложить вещи по парам, а непарные вещи аккуратно сложить или развесить на стуле.
Дети замечают недостатки в одежде куклы, и по - очереди выходят их исправлять - развязанный бант на голове, - носки разного цвета, - тапки не на ту ногу, - блузка заправлена не до конца.
|
В класс входит кукла, представляется, начинает снимать верхнюю одежду и на ходу разбрасывает вещи
Слайд 1
Слайд 2
Слайд 3
Слайд 4
|
Второе направление.
Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:
–уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;
– уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу. Это направление подразумевает в себе включение игровых приемов на уроке, и в ходе внеурочной деятельности. Как педагог, так и воспитатель должен в ходе своей работы отслеживать сформированность данных умений. Мы предлагаем следующие варианты игровых ситуаций.
Игровая ситуация «Столик, накройся!»
Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.
Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.
Рисунок 2.3. Иллюстрация к игровой ситуации «Столик накройся»
Игровая ситуация «Напоим куклу Катю чаем»
Цели:
-учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку
-формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;
-развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.
Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.
Содержание игры:
Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, детивыбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Катенька.
Игровая ситуация « Накормим куклу Катю обедом »
Цели:
-учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;
-учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;
-формировать элементарные умения передавать отношение к кукле как к ребенку: понимать состояние куклы: хочет кушать, проголодалась и т.п.
-обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед едой.
Материал: кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - для каждого участника игры.
Желательно использовать крупные игровые наборы, чтобы детям было удобно пользоваться в процессе игры.
Содержание игры:
Взрослый говорит о том, что куклы хотят обедать, им надо приготовить обед и накормить их.
Уточняет с детьми, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо наливать суп и т.п. Далее взрослый показывает, как надо варить суп на плите: «Кастрюлю ставлю на плиту, в ней суп варится. Суп сварился. Крышку открываю, суп наливаю. Осторожно, суп горячий, проливать нельзя. Вот налила суп в тарелку».Педагог сажает куклу на левое колено, придерживает ее левой рукой и дальше действует правой. Дети будут делать так же. Если, им трудно, то можно посадить куклу на стул, а самим, сидя или стоя, кому как удобно, расположиться рядом, действуя двумя руками. Педагог показывает речевой образец, обращенный к кукле, например: «Ешь, Катя. Ложку держи ровно. не проливай суп, хорошо! Молодец! Все съела».
После демонстрации игрового действия детям раздаются плиты, кастрюли, тарелки, ложки, поварешки; выясняется попутно название и назначение этих предметов; игровое действие производится детьми самостоятельно
Третье направление.
Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:
–во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;
– при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;
– в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;
–в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;
–приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения. Это направление предполагает самостоятельную деятельность обучающихся. Здесь под руководством педагога или воспитателя каждодневно необходимо выполнять задания связанные с формированием навыков самообслуживания.
Четвертое направление.
Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:
–сформировать умение различать предметы одежды и обуви;
– учить одеваться и обуваться без участия педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;
– учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки;
– учить правильно и последовательно одеваться.
Последнее направление, включенное в цепь работы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями,предполагает проведение внеурочного мероприятия, которое должно содержать не только теоретическое объяснение, но и наглядный материал, игровые и проблемные ситуации
Проблемная ситуация «Нарядиться на праздник»
Ход ситуации: Детям предложено пойти на праздник, для них педагог приготовил нарядные вещи. Входе одевания педагог следит за детьми отмечая, как ведут себя дети в ходе сасостоятельного одевания, как относятся к вещам. Такая проблемная ситуация может быть окончена совместным чаепитием и уборкой посуды.
Занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:
–создание положительно-эмоционального отношения к навыку;
– игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыков с персонажем);
–демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании каждого действия) ;
–совместные действия педагога с ребенком;
–действия ребенка по подражанию действиям взрослого;
– самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).
Основными методами по формированию навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью являются игры и упражнения, практические занятия.
Занятия по формированию навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.
В процессе обучения ребенка с выраженной умственной отсталостью навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы:
- детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, то есть его практическое участие в выполнении данного действия;
- сохранение неизменным одного и того же способа, одной и той же последовательности действий для выработки алгоритма;
- многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности;
- постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.
Каждый урок по формированию навыка включает следующие этапы:
Предложенные нами методические приемы предполагают, что при их применении обучающиеся с выраженными интеллектуальными нарушениями смогут не только усвоить навыки самообслуживания, но и применять их на практики.
© 2023, Жданова Екатерина Николаевна 231