СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические приемы по формированию навыков самообслуживания детей младшего школьного возраста с интеллектуальными нарушениями

Нажмите, чтобы узнать подробности

Первое направление.

Формирование гигиенических навыков. В этом направлении решаются следующие задачи:

–учить различать и называть части тела (голова, глаза, волосы, нос, рот, зубы, уши, шея, грудь, живот, руки, ноги, пальцы) ;

–знать предметы санитарии и гигиены и их местоположение;

– учить проводить утренний и вечерний туалет: мыть руки, лицо, вытираться полотенцем.

В это направление может быть включено проведение коррекционных занятий с обучающимися, в ходе которых необходимо отрабатывать полученные навыки для наилучшего закрепления.

В ходе работы над этим направлением целесообразней проводить занятия с обучающимися. Проводить такие занятия необходимо два – три раза в неделю, что закрепить полученные ранее знания и приобрести новые умения.

Нами разработано занятие, включающее в себя задания и игровую деятельность по развитию навыков самообслуживания.

Занятие по развитию навыков самообслуживания для обучающихся младшего школьного возраста с выраженными интеллектуальными нарушениями

Тема: «Навыки самообслуживания»

Цель: продолжать учить детей самостоятельно ухаживать за своим внешним видом и состоянием одежды.

Задачи:

1. Закрепление умения детей убирать вещи на свои места

2. Формирование навыков по уходу за одеждой;

3. Формирование стремления к опрятности; к умению замечать и исправлять несовершенства внешнего вида у себя и других детей;

4. Совершенствование умения самостоятельно одеваться в правильной последовательности;

5. Обогащение словаря с помощью пословиц и поговорок по теме

Ход занятия

Этапы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Примечани

Организационный момент

Работа в ходе занятия

Заключительная часть

Рефлексия

Итог занятия

–Дети, утром нам пришло письмо, не подписано, обратного адреса нет. Почитаем что там написано: «Здравствуйте! Нужна ваша помощь! Приду утром!»

Очень интересно! (звонок в домофон) А вот, наверное, и наш гость!

«Здравствуйте! Меня зовут кукла Катя. Я расстроена. Мои подружки не приглашают меня к себе в гости! Они говорят, что я неаккуратная, неряшливая! Что это за слова такие, что они означают? И что мне теперь делать? Вы здесь всё знаете, вот я и решила к вам за помощью обратиться!

–Мы знаем, Катя, как тебе помочь! Во-первых, дети, что означают эти слова- неаккуратный, неряха?

Что Катя сделала неправильно когда вошла? (Разбросала свои вещи.) Давайте расскажем, что с ними на самом деле нужно делать.

Индивидуальные ответы детей:

- сапоги поставить под лавочку,

- куртку повесить на вешалку,

- шапку положить на полку.

Кукла: Ой, а у меня тут ещё много вещей! Они все перепутались, и я не знаю, что с ними делать! Научите меня вещи раскладывать!

–«Вещи надо убирать, не придётся их искать». Дети, вы знаете, что вещи нужно не только аккуратно раскладывать на свои места, но и аккуратно их носить, следить за своим внешним видом. Посмотрите на нашу гостью- что не так в её наряде?

Кукла: Молодцы! Да, много знаете! Мне вы всё рассказали, а теперь я хочу посмотреть- сами-то вы всё это умеете делать? Я вам устрою испытание- кто правильно оденется на прогулку?

–Молодцы, ребята! Теперь я тоже знаю как правильно одеваться!

Вот и помогли мы кукле Кате! Надеюсь, теперь у неё не будет проблем! Давайте вспомним чему мы сегодня научили нашу гостью?

–Спасибо, ребята, вы мне очень помогли! Я запомню ваши советы!

Приветствуют учителя

Несколько детей помогают кукле разложить вещи по парам, а непарные вещи аккуратно сложить или развесить на стуле.

Дети замечают недостатки в одежде куклы, и по - очереди выходят их исправлять

- развязанный бант на голове,

- носки разного цвета,

- тапки не на ту ногу,

- блузка заправлена не до конца.

В класс входит кукла, представляется, начинает снимать верхнюю одежду и на ходу разбрасывает вещи

Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Второе направление.

Формирование навыка приема пищи. В этом направлении решаются следующие задачи обучения детей:

–уметь различать предметы, необходимые для приема пищи, продукты питания;

– уметь действовать с этими предметами: мыть руки перед едой, во время приема пищи пользоваться ложкой, вилкой, есть опрятно, не разливая и не роняя пищу, тщательно пережевывать пищу. Это направление подразумевает в себе включение игровых приемов на уроке, и в ходе внеурочной деятельности. Как педагог, так и воспитатель должен в ходе своей работы отслеживать сформированность данных умений. Мы предлагаем следующие варианты игровых ситуаций.

Игровая ситуация «Столик, накройся!»

Цель: Закрепить навыки сервировки детского стола.

Ход игры: участники вытягивают листочки с изображением блюд на разные этапы питания (завтрак, обед, полдник, ужин) и при помощи плоскостных фигур накрывают столы.

Рисунок 2.3. Иллюстрация к игровой ситуации «Столик накройся»

Игровая ситуация «Напоим куклу Катю чаем»

Цели:

-учить детей поить чаем куклу (позже и другие игрушки: мишку, зайку

-формировать умение последовательно выполнять действия, называть предметы и действия с ними;

-развивать ласковое, заботливое отношение к кукле.

Материал: куклы, чашки, блюдца, ложки, сахарница и чайник из чайного сервиза, игрушечное печенье.

Содержание игры:

Педагог - мама накрывает стол для детей, показывает и называет каждое действие. На первом занятии целесообразно накрыть общий стол по числу играющих детей. Взрослый приглашает детей за стол, еще раз уточняет, что стоит на столе, как называется каждый предмет и для чего он нужен, как им можно пользоваться. Педагог говорит детям о том, что за этим столом дети будут поить чаем своих дочек (кукол). Из-за ширмы появляются куклы, детивыбирают себе их по желанию, усаживают на левое колено и придерживают левой рукой (показ дает педагог на своей кукле, помогает каждому ребенку взять правильно куклу, если возникает такая необходимость). Взрослый говорит со своей куклой и приглашает каждого ребенка тоже поговорить со своей куклой: «Сейчас будем пить чай, Катенька.

Игровая ситуация « Накормим куклу Катю обедом »

Цели:

-учить детей наливать суп поварешкой из кастрюли;

-учить кормить куклу ложкой из глубокой тарелки, в мелкую тарелку класть второе (макароны-палочки, кружки-котлеты и пр.), поить компотом;

-формировать элементарные умения передавать отношение к кукле как к ребенку: понимать состояние куклы: хочет кушать, проголодалась и т.п.

-обучать детей культурно - гигиеническим навыкам, которые нужно выполнять перед едой.

Материал: кастрюля, поварешка, сковородка, ложка, вилка, глубокая и мелкая тарелки, чашка - для каждого участника игры.

Желательно использовать крупные игровые наборы, чтобы детям было удобно пользоваться в процессе игры.

Содержание игры:

Взрослый говорит о том, что куклы хотят обедать, им надо приготовить обед и накормить их.

Уточняет с детьми, что для этого надо. Задает вопросы о том, для чего нужен каждый предмет: плита, кастрюля, поварешка; в какую посуду надо наливать суп и т.п. Далее взрослый показывает, как надо варить суп на плите: «Кастрюлю ставлю на плиту, в ней суп варится. Суп сварился. Крышку открываю, суп наливаю. Осторожно, суп горячий, проливать нельзя. Вот налила суп в тарелку».Педагог сажает куклу на левое колено, придерживает ее левой рукой и дальше действует правой. Дети будут делать так же. Если, им трудно, то можно посадить куклу на стул, а самим, сидя или стоя, кому как удобно, расположиться рядом, действуя двумя руками. Педагог показывает речевой образец, обращенный к кукле, например: «Ешь, Катя. Ложку держи ровно. не проливай суп, хорошо! Молодец! Все съела».

После демонстрации игрового действия детям раздаются плиты, кастрюли, тарелки, ложки, поварешки; выясняется попутно название и назначение этих предметов; игровое действие производится детьми самостоятельно

Третье направление.

Формирование навыка опрятности. В этом направлении решаются следующие задачи:

–во время еды аккуратно есть пищу, пользоваться салфеткой;

– при раздевании – научить складывать в определенной последовательности одежду на свой стульчик;

– в туалетной комнате пользоваться туалетной бумагой, мыть руки с мылом после туалета, вытирать полотенцем, уметь самостоятельно расчесываться;

–в игровой комнате убирать на место игры и игрушки;

–приучить убирать помещения: вытирать пыль, поливать комнатные растения. Это направление предполагает самостоятельную деятельность обучающихся. Здесь под руководством педагога или воспитателя каждодневно необходимо выполнять задания связанные с формированием навыков самообслуживания.

Четвертое направление.

Формирование навыка одевания и раздевания. В этом направлении решаются следующие задачи:

–сформировать умение различать предметы одежды и обуви;

– учить одеваться и обуваться без участия педагога, складывать и вешать снятую одежду и обувь;

– учить шнуровать ботинки, завязывать и развязывать шнурки, различать обувь для правой и левой ноги, застегивать крупные и мелкие пуговицы, молнии, кнопки;

– учить правильно и последовательно одеваться.

Последнее направление, включенное в цепь работы по формированию навыков самообслуживания у обучающихся с выраженными интеллектуальными нарушениями,предполагает проведение внеурочного мероприятия, которое должно содержать не только теоретическое объяснение, но и наглядный материал, игровые и проблемные ситуации

Проблемная ситуация «Нарядиться на праздник»

Ход ситуации: Детям предложено пойти на праздник, для них педагог приготовил нарядные вещи. Входе одевания педагог следит за детьми отмечая, как ведут себя дети в ходе сасостоятельного одевания, как относятся к вещам. Такая проблемная ситуация может быть окончена совместным чаепитием и уборкой посуды.

Занятия по формированию навыков самообслуживания должны включать следующие этапы:

–создание положительно-эмоционального отношения к навыку;

– игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыков с персонажем);

–демонстрация действия педагогом (показ на себе и комментировании каждого действия) ;

–совместные действия педагога с ребенком;

–действия ребенка по подражанию действиям взрослого;

– самостоятельные действия ребенка (планирование своей деятельности, комментирование поэтапности выполнения действий самим ребенком).

Основными методами по формированию навыков самообслуживания у детей с умственной отсталостью являются игры и упражнения, практические занятия.

Занятия по формированию навыков самообслуживания должны носить игровой характер, однако они имеют определенные цели и задачи, средства их осуществления и тем самым принципиально отличаются от игры. Для обучения через игру и созданы дидактические игры. Главная их особенность состоит в том, что задание ребенку предлагается в игровой форме. Дети играют, не подозревая, что осваивают какие-то знания, овладевают навыками действий с определенными предметами, учатся культуре общения друг с другом. Дидактическая игра хороша еще и тем, что воспитанник сразу видит конечный результат своей деятельности. Достижение результата вызывает чувство радости и желание помочь тому, у кого пока что-то не получается. Дидактическая игра хороша как для индивидуальной, так и для совместной деятельности детей.

В процессе обучения ребенка с выраженной умственной отсталостью навыкам самообслуживания целесообразно использовать следующие методы и приемы:

- детальный показ и подробное объяснение каждого движения в их последовательности. Решающее значение при этом имеет активное поведение ребенка, то есть его практическое участие в выполнении данного действия;

- сохранение неизменным одного и того же способа, одной и той же последовательности действий для выработки алгоритма;

- многократное повторение одних и тех же действий в определенной последовательности;

- постепенный переход от показа к подробным словесным объяснениям. Они способствуют закреплению навыков, выработке точных движений, обеспечивают возможность действовать согласно каждому слову педагога.

Каждый урок по формированию навыка включает следующие этапы:

  1. Создание положительно-эмоционального отношения к навыку.
  2. Игра с куклой или другими игрушками (обыгрывание навыка с персонажем).
  3. Демонстрация действия учителем (показ на себе и комментирование каждого действия).
  4. Совместные действия учителя с ребенком.
  5. Действие ребенка по подражанию действиям взрослого.
  6. Самостоятельные действия ребенка.

Предложенные нами методические приемы предполагают, что при их применении обучающиеся с выраженными интеллектуальными нарушениями смогут не только усвоить навыки самообслуживания, но и применять их на практики.

05.01.2023 20:37


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!