СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
«МЕТАПРЕДМЕТНЫЙ ПОДХОД: ОСОБЕННОСТИ И ПЕРСПЕКТИВЫ РЕАЛИЗАЦИИ»Введение метапредметного подхода в образовании – это своего рода попытка постепенно развернуть современное образование навстречу новым потребностям и новым реалиям XXI века. В Федеральном образовательном стандарте среднего (полного) общего образования появился новый термин – метапредметный. Стандарт устанавливает требования к результатам освоения обучающимися основной образовательной программы: личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению, сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности, способность ставить цели и строить жизненные планы.
Современный учитель-предметник должен быть сегодня немного полипредметником, метапредметником. Здесь без освоения метапредметного подхода в образовании, который строится, как раз на рефлексии разных форм знания и методов работы, будет сложно. В качестве одного из вариантов решения был разработан метапредметный тип интеграции, связанный в первую очередь с разработкой нового содержания образования. Есть несколько особенностей такого типа интеграции. Это обязательно работа с деятельностью учащегося, передача учащимся не просто знаний, а именно деятельностных способов работы со знаниями и соответственно деятельностных единиц содержания. Например, понятие может рассматриваться в качестве деятельностной единицы содержания. Было обнаружено: в качестве деятельностных единиц содержания могут быть рассмотрены не только понятия, но также модели, идеализации, схемы, различения, системы и систематики знаний, задачи, проблемы и разные другие мыследеятельностные образования. Все они имеют универсальный (метапредметный) характер. Говоря это, я имею в виду, что, если мы, работая с определенным предметным понятием, передаем учащемуся, кроме данного предметного материала, обобщенный способ работы с любым предметным понятием, или с моделью как с особого типа мыследеятельным образованием, или с идеализацией, то мы поднимаемся с предметного уровня на метапредметный. Передаваемый нами способ является универсальным, то есть он применим в случае работы с понятием, с моделью или с идеализацией к разным предметным областям. Допустим, мы работаем на уроке истории или обществознания с понятием «государство», «общество». Предлагая учащимся разные источники, мы можем показать, что это понятие у разных ученых и политиков предполагает разную трактовку. В основе разных конструкций понятия лежат совершенно разные ряды различий: у Ленина - один, у Платона - другой, у Аристотеля – третий. Анализируя их тексты, мы вычленяем некое универсальное метапредметное правило: понятие создается на основе различений. Это правило можно потом проверить при работе с любым другим понятием на любом другом предметном материале.
Метапредметный подход - это очень хорошее знание своего предмета, что, собственно, и позволяет деятельностно собирать учебный материал и заново его интерпретировать с точки зрения деятельностных единиц содержания. Метапредметный подход хотя и помогает избежать опасностей узкопредметной специализации, при этом не предполагает отказ от предметной формы, но, напротив, предполагает развитие ее на рефлексивных основаниях.
Отказ от предметной формы организации мышления и, как следствие, от передачи предметных знаний, что предлагали сделать в начале, означает отказ от многовековых завоеваний человеческой культуры.
Ориентация на развитие у школьников таких базовых способностей, как мышление, воображение, различительная способность, способность целеполагания или самоопределения, идеализационная способность. Ориентация на развитие способностей как основной показатель качества образовательной работы также определяет специфику метапредметной интеграции. Этот подход предполагает новаторство в плане использования разного типа методических приемов. Мы сейчас стараемся активно использовать такие методические формы, как метапредметное осознание, занятие с рефлексивными остановками, занятие на выстраивание личной учебной стратегии детей, дискуссии с метапредметными комментариями и другие.
Учитывая перечисленные особенности метапредметной интеграции, уже понятно, как инсценировать учебное занятие с элементами метапредметного подхода. Такое занятие должно быть посвящено метапредметному вопросу, метапредметной теме, то есть такой теме, которая может быть раскрыта на разном предметном материале: «Рисунок и схема», «Знание и мнение», «Знающее незнание». Выбрав метапредметную тему, нужно в первую очередь определить, какому способу деятельности в ее рамках можно научить школьников. Если мы передаем универсальный способ, то должны показать учащимся выходы из своего учебного предмета в другие предметные области знания. Например, тема «Мнение и знание». Эта тема метапредметная, так как имеет отношение к эпистемологии - учению о знании как таковом, независимо от его предметной специфики. Раскрывая эту тему на своем учебном предмете, нужно не просто показать, чем мнение отличается от знания, но и передать средства работы, способ, с помощью которого учащиеся смогут в дальнейшем различать, чем они обладают или чем обладает их собеседник: поверхностным мнением или глубоким личностным знанием изучаемой темы. Такой способ, средство различения знания и мнения, присваиваемые учащимся не информативно, но деятельностно, и будут в этом случае деятельностной единицей содержания. Если в конце урока предложить учащимся применить такое средство на другом предметном материале, это позволит проверить, насколько это средство действительно освоено, а школьнику убедиться в том, что оно носит универсальный характер и может быть использовано на разных учебных предметах.
Хорошее знание своего предмета крайне необходимо при проведении метапредметного учебного занятия. Метапредметный разворот не означает, что нужно делать грубые предметные ошибки и показывать незнание своего учебного предмета. Нужно ясно представлять, какую базовую способность учитель собирается формировать у школьников во время учебного занятия. У него должна быть некоторая система показателей, позволяющих ему обнаруживать эту способность, диагностировать, что с ней происходит в ходе обучения школьников.
Учитель должен быть готов к импровизации. Настроенность на передачу определенного деятельностного способа и формирование способности предполагает, что он в своей работе будет опираться не просто на тематический план урока, но прежде всего на его сценарий. Отличие педагогического инсценирования от планирования состоит в том, что в первом случае учитель сохраняет свободу педагогического действия, во втором нет. Когда он будет инсценировать свое учебное занятие, важно учитывать эти особенности. Знание их позволит учителю не путать метапредметный тип интеграции с другими. Весьма распространенный тип ошибки - подмена работы с понятием как единицей мышления и стоящим за ним мыслительным объектом работой со словесными определениями, так как это приводит к вербализму. Вместо того чтобы передавать учащимся сложные интеллектуальные процедуры, учителя подменяли эту деятельность словесной эквилибристикой, выход же к работе с понятиями за рамки определений предполагает как раз метапредметный тип интеграции.
Значение метапредметного подхода в образовании состоит в том, что он позволяет сохранять и отстаивать в обществе культуру мышления и культуру формирования целостного мировоззрения. Метапредметный подход вбирает в себя лучшие дидактико-методические образцы развития предметной формы знания, но он при этом открывает новые перспективы развития для такой образовательной формы, как учебный предмет и учебное занятие. Более того, учебный предмет как образовательная форма, конечно, не умрет, но будет развиваться лишь в той мере, в какой эта образовательная форма будет пронизана метапредметным подходом.
Роль учебных предметов «история» и «обществознание» в подготовке учеников в современном обществе значительна, так как именно они помогают им найти ответы на сущностные вопросы миропознания и мировоззрения – «Кто мы?», «Что значит жить вместе в одном мире?», «Как связаны прошлое и современность?» и много других. Ответы предполагают восприятие школьниками исторических, моральных и духовных ценностей, исторического опыта своей страны, своей культуры. Полученные знания позволяют соотнести общество в культурной среде, соотнесения себя как личности с социальным опытом человечества. Современному школьнику надо дать возможность реализовать общекультурное, личностное и познавательное развитие, вооружить таким умением, как умение учиться. Результатом такого школьного образования должно стать формирование у детей целостной картины мира. Главной задачей новых образовательных стандартов является – научить ребенка получать и добывать знания. Принципы метапредметности – это и есть условия достижения высокого качества образования. Учитель сегодня должен уметь конструировать новые педагогические ситуации, новые знания, направленные на использование обобщенных способов деятельности и создание учащимися собственных продуктов в освоении знаний. Метапредметные результаты деятельности – это способы деятельности, применяемые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях. Высший уровень, на котором соприкасаются все учебные предметы, отражает взаимосвязи «Человек – общество – природа». Раскрытие его – задача гуманитарных предметов и предметов естественного направления. Уровень, включающий системы, законы, методы функционирования систем общепредметного направления внутри систем «природа», «общество», «предметный мир». Ему предшествует внутрипредметный уровень интеграции. Здесь мы формируем метазнания, метаспособы, метадеятельность. Учащиеся получают деятельностные способы работы со знаниями. В качестве деятельностых единиц содержания образования могут быть рассмотрены не только понятия, но также и модели, схемы, различия, системы, задачи, проблемы и другие мыследеятельностные образования. Метапредметный подход позволяет не только запоминать, а промысливать, прослеживать происхождение важнейших понятий, как бы заново открывать понятия и через это понять процесс возникновения того или иного знания. Метапредметный подход предполагает опору на мышление, воображение, способность целеполагания или самоопределения, идеализационную способность, речевую способность. Ориентация на развитие способностей ребенка – как основной показатель качества образовательной работы и специфики метапредметной интеграции. Метапредметный подход обеспечивает целостность общекультурного личностного и познавательного развития детей, преемственность всех ступеней образования. В основе организации и регуляции любой деятельности ученика независимо от ее специально-предметного содержания – преемственность всего образовательного процесса. В качестве метапредметов выделяем основные понятия – «знание», «знак», «проблема», «задача». Современные образовательные технологии предполагают реализацию деятельностного подхода в образовании, где возможно формирование метадеятельности. Это – интегративная надпредметная поисковая учебная деятельность, эвристическая, проектная, диалоговая, коммуникативная, дискуссионная, игровая. Суть деятельности – усвоение учебного материала происходит в процессе решения практической или исследовательской задачи, познавательной проблемной ситуации. Инновационные творческие проекты – это тоже механизм развития метадеятельности. Ученики, работая над такими проектами, как правило, формируют понятия, факты, идеи и законы, общие для всех наук, развивают способы, действия, которые они приобретают в процессе обучения. Здесь происходит интеграция знаний, приобретается опыт творческой деятельности. Принцип метапредметности реализуется также при обучении учеников общим приемам, техникам, схемам, образцам мыслительной работы, которые лежат над предметами. Это может быть составление кластеров, схем, конспектов, таблиц, графиков и так далее.
Метапредметные результаты изучения истории и обществознания выражаются в следующем –
- в способности сознательно организовывать и регулировать свою деятельность – учебную и общественную;
-владение умениями работать с учебной и школьной информацией – анализировать и обобщать факты;
-составлять простой и развернутый планы текста, составлять тезисы, конспекты, формулировать и обосновывать выводы и так далее;
-использовать современные источники информации, в том числе на электронных носителях;
-способность решать творческие и проблемные задачи, представлять результаты своей деятельности в различных формах – сообщение, эссе, презентация, реферат и другие;
-готовность к сотрудничеству с учениками, работа в коллективе, освоение основ межкультурного взаимодействия в школе и социальном окружении и так далее.
Ученики, усвоившие УУД должны уметь характеризовать человека в истории, условия жизни и быта людей в различные исторические эпохи, их потребности, интересы, мотивы действия, восприятие мира и ценностей. Формирование широкого круга компетентностей – социальной, социально-адаптивной (гражданственной), когнитивной (познавательной), информационно-технологической, коммуникативной и других. Предусматривается также овладение школьниками ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их в различных жизненных ситуациях.
Предполагается, что в результате изучения истории в основной школе учащиеся должны овладеть следующими знаниями, представлениями, умениями –
-знание хронологии, работа с хронологией;
-указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов истории, а также даты важнейших событий отечественной и всеобщей истории;
-соотносить элементы учебной деятельности школьников и ведущих процедур исторического познания – соотносить год с веком, устанавливать последовательность и длительность исторических событий;
-читать историческую карту с опорой на легенду;
-проводить поиск информации в одном или нескольких источниках;
-сравнивать данные источников, выявлять их сходства и различия;
-характеризовать условия и образ жизни людей в различные исторические эпохи;
-на основе иллюстраций, дополнительной литературы составлять описание исторических объектов, памятников;
-различать факты и их описания;
-называть характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;
-раскрывать смысл, значение важнейших исторических событий;
-сравнивать исторические события и явления, определять в них общее и различия;
-излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий;
-проводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;
-определять и объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям в истории жизни;
-применять знания и умения в общении и социальной среде;
-использовать знания об истории и культуре своего народа и других народов в общении с людьми в школе и внешкольной жизни как основу диалога в поликультурной среде;
-способствовать сохранению памятников истории и культуры, участвовать в создании школьных музеев, учебных и общественных мероприятиях по поиску и охране памятников истории и культуры.
Основную содержательную линию составляют-
1.Историческое время – хронология и периодизация событий и процессов.
2.Историческое пространство – историческая карта России и мира, ее динамика, отражение на исторической карте взаимодействия человека, общества и природы, основных географических, экологических, этнических, социальных, геополитических характеристик развития человечества.
3.Историческое движение;
-эволюция трудовой и хозяйственной деятельности людей, развитие материального производства, техники, изменение характера экономических отношений;
-формирование и развитие человеческих общностей – социальных, этносоциальных, религиозных и других; динамика социальных движений в истории (мотивы, движущие силы, формы);
-образование и развитие государств, их исторические формы и типы; эволюция и механизмы смены власти; взаимоотношения власти и общества; основные вехи политической истории;
-история познания человеком окружающего мира и себя в мире; становление религиозных и светских учений и мировоззренческих систем; развитие научного знания и образования; развитие духовной и художественной культуры; многообразие и динамика этических и эстетических систем и ценностей; вклад народов и цивилизаций в мировую культуру;
-развитие отношений между народами, государствами, цивилизациями (соседство, завоевания, преемственность); проблема войны и мира в истории.
Сквозная линия, пронизывающая и связывающая все названное выше, - человек в истории. Она предполагает характеристику: а) условий жизни и быта людей в различные исторические эпохи; б) их интересов и потребностей, мотивов действий; в) восприятия мира и ценностей.
Предполагается, что результатом изучения истории в основной школе является развитие у учащихся широкого круга компетентностей. Содержание подготовки школьников по истории на ступени основного общего образования определяется с учетом деятельностного и компетентностного подходов, во взаимодействии категорий «знание», «отношения», «деятельность». Предусматривается как овладение ключевыми знаниями, умениями, способами деятельности, так и готовность применять их для решения жизненных вопросов.
© 2015, Азанова Марина Рифовна 1794