СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методическая проблема: " Дифференцированный подход в преподавании национальных языков в русско язычной школе"

Нажмите, чтобы узнать подробности

У каждой былинки на земле есть место, откуда она берет свою жизненную силу. Так и человек. У каждого есть свои корни, которые дают ему жизнь. Для большинства живущих здесь – это Республика Мордовия.

Поэтому изучение языка, культуры, истории своего народа – святая обязанность каждого из нас. Если об этом не помнить, то можно исчезнуть с лица земли, как постепенно растворились в русском море обитавшие некогда в этих местах народы: меря, мурома, голядь. Где теперь они? Тем более вызывает восхищение, что мордовский народ не только не растворился, но и сохранил во времени и в пространстве и свою самобытность, и свой язык.

Неслучайно несколько лет тому назад в школах республики было введено преподавание мордовских языков. Конечно же, как и все новое, оно встретило много трудностей. Нужны были учебники нового поколения, наглядный материал, методические пособия и разработки. Всё это собиралось по крупицам. Начался поиск методов и приёмов, которые способствовали бы лучшему усвоению мордовского языка.

Шестой год я веду уроки эрзянского языка в начальной школе, где подавляющее большинство детей русские, говорящих на эрзянском языке всего лишь 6% от общего количества учащихся.

Психологические особенности младших школьников, их природная отзывчивость, особая расположенность к усвоению нового создают благоприятные условия для изучения языка. Но семи – восьмилетний ребенок может внимательно слушать речь учителя несколько минут. Поэтому необходимо вкладывать много сил, энергии, проявлять выдумку и творчество, чтобы ни одна минута урока не прошла даром, чтобы учащиеся всё время были в работе.

Учитывая это, подбираю к урокам наиболее интересный языковой материал, излагаю его как можно ярче, эмоциональнее, стараюсь тем самым вызвать у учащихся удивление, любопытство, внимание к своему рассказу.

Следуя программе, строю уроки эрзянского языка так, чтобы они раскрывали темы, близкие ученикам: «Моя школа». «Я и моя семья», «Мои друзья», «Я и моё здоровье» и др. Ученик, его жизнь, проблемы, интересы находятся в центре изучаемого на уроке.

Если на уроке говорится о семье, то дети с гордостью рассказывают о своих родственниках: родителях, дедушках и бабушках, приносят фотографии, рисунки, узнают об увлечениях и интересах близких людей, задумываются о своем отношении к ним. При изучении темы «Продукты питания» не только узнаём новые слова, но и ведём разговор о правильном питании, о пользе овощей и фруктов, говорим о рецептах национальных блюд. Изучая тему «Мой четвероногий друг», создаём творческие проекты, где ребята рисуют и рассказывают о своих питомцах.

Основополагающее место в системе обучения эрзянскому языку занимаетформирование речевой деятельности на уроке. Обучение языку осуществляется в первую очередь через общение. Считаю, что правомерны лишь уроки на языке, а не о языке. Научить говорить можно только говоря, слушать – слушая, читать – читая.

Обогащение словарного запаса, а затем и его активизация - про​цесс длительный и сложный. Сделать его продуктивным и привлекательным помогают такие приёмы работы, как игра, создание игровых ситуаций, разучивание стихотворений, считалок, загадок, пословиц, инсценировки.

Основным видом работы на уроке является игра. Но игра, вбирающая в себя одновременно и учебные прие​мы работы. В формулировку учебной задачи вносятся элементы игрового сюжета, учебным действиям придается характер иг​ровых. Включение ребенка в игровую и учебную деятельность, естест​венно, приводит его к речевой деятельности, к говорению. Такая работа не вызывает у детей скуки и утомления.

Учитывая, что игровые интересы в младшем школьном возрасте являются ведущими, на уроке отвожу время на небольшие инсценировки с использованием кукол, масок, сделанных самими же учащимися. Дети любят изображать сказочных героев, которые говорят по-эрзянски. Частыми гостями на уроках бывают герои сказок «Колобок», «Рукавичка», «Репка».

Определенное место в речевом развитии младших школьников за​нимаетиллюстрация. Она заставляет ребенка запомнить — вспомнить. На уроке мы не работаем по памяти, используется самая разнообразная наглядность. Итогом определенного этапа накопления сло​варного запаса могут стать игровые упражнения типа кроссворда, лото, домино.

Кроме этого, использую в работе и творческие виды неречевой деятельности,обеспечивающие работу над языковым материалом и способствующие нравственно-эстетическому воспитанию детей: рисование, лепку, пантомиму, аппликацию.

На одном из первых занятий дети оформляют обложки тетрадей аппликацией «Мордовские узоры», продолжается эта работа и при изучении других тем. Во втором классе много рисуем, подписываем рисунки, создавая картинный словарь. В 3-м, 4-м классах появляется еще больше сюжетных рисунков, которые дети сопровождают своими рассказами. Такие работы собираем в альбомы, используем для выпуска стенгазеты «Баягине». Дети с удовольствием их рассматривают, читают.

Итак, преподавание мордовского языка строится во взаимосвязи с изобразительным искусством, музыкой, технологией. Таким образом, соблюдается метапредметность, которая является одним из условий преподавания в рамках ФГОС.

Говоря о ценностно-смысловой ориентации обучающихся, предлагаю детям различные формы работы. Так, например, во 2 классе одно из требований ФГОС - эторазвитие личностных универсальных учебных действий они и обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Действия в личностном самоопределении (описать любимое животное, выбрать понравившийся персонаж, задать вопрос одному из одноклассников).

Перед обучающимися ставлю следующие задачи: действия смыслообразования (объяснить, для чего я изучаю эрзянский язык, в какой ситуации мне пригодятся знания, полученные сегодня на уроке).

Действия нравственно-этического оценивания материала (заполнить языковой портфель (портфолио).

Задания № 1

1. Сопоставить правильно два словосочетания, чтобы получились краткие предложения?

Эйзюро Чуди

Лов Эжди

Чудикерькс Ливти

Чипаесь Моры

Нармунтне Пижелгады

Лопатне Солы

Задание № 2. Работа с текстом

Сась тундось. Чипаесь эжди моданть. Солы ловось. Лато прясо эйзюрот. Нармутне морыть тундонь морост. Чудить чудикерькст. Курок штаты модась. Пижелгадыть чувто прясо лопатне.

В 3 классе проводится работа по развитию коммуникативных универсальных учебных действий. Важным моментом здесь является развитие сотрудничества.

Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками (определить цели, функции участников групповой работы, способы взаимодействия друг с другом и с учителем).

Инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации (самостоятельно найти материал во внешних источниках для оформления стенда, открытки, газеты и др.).

Управление поведением партнера (контролировать партнера при составлении диалога; проверить и оценить работу соседа).

Предлагаю такие формы работы для формирования различных умений.

1.Умение выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Задание № 1. Ответить на вопросы.

​ nМезесь вансты кудо?

​ nМезесь сталмот ускси ды соки мода?

​ nМезесь кунды чеерть?

​ nМезесь максы сывель?

​ nМезесь максы пона?

​ nМезесь максы ловсо?

​ ·В 4 классе учу вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуациях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о своих планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;

​ ·рассказывать о себе, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;

​ ·представлять социокультурный портрет своей республики, страны; делать сообщения;

​ ·владеть навыками грамотного толкового, эмоционального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприятия чужой речи, в частности, учебном информации, передач радио и телевидения.

Задание № 1 Перевод стихотворений и выучить наизусть.

Каткинем

Каткинем, ашо лапинем,

Сон пек вечки налксеме

Вальма лангсо удсеме

Ды чеернень кундсеме. Нумолнэ

Сеельне Нумолнэ, нумолнэ

Мон кудов кандынь сеельне, Нурькине пулыне

Иля кольне иля эльне, Кувака пильгине

Сон капшазь кундась чеерне Ашыне шубине

Монь кармавтоман стувтынзе

Истя те човине нернесь

Катканть кежензэ пувтынзе

Задание № 2

Тонь кудосо улить налкшкеть?

Монь кудосо улить ламо налкшкем.

-​ Сынь тонь кодат?

-​ Сынь монь мазыйть, покшт, вишкинеть.

-​ Мезе теить тонь налкшкеть?

-​ Сынь чить оймсеть мон школасан чокшне мартом налксеть.

-​ Мон молян налксеме.

-​ Монгак молян налксеме.

В рамках ФГОС, которые выдвигают требования к уровню владения мокшанским языком в четвёртый год обучения ставятся следующие задачи:

- применять информационные умения, обеспечивающие самостоятельное приобретение знаний;

- ориентироваться в письменном и аудиотексте на мокшанском языке;

- выделять, обобщать и фиксировать необходимую информацию из различных источников;

- понимать контекстуальное значение языковых средств, отражающих особенности мордовской культуры;

- пользоваться языковой и контекстуальной догадкой (определять содержание текста по его заголовку или началу), использовать текстовые опоры различного рода (сноски, комментарии, схемы, таблицы и др.), а также двуязычные словари;

- давать аргументированную оценку изученной в классе темы, формулировать свою позицию, отстаивать ее, участвуя в диалоге или дискуссии.

​ · В 6 классе дети учатся вести диалог, используя оценочные суждения, в ситуа​циях официального и неофициального общения (в рамках тематики старшего этапа обучения), беседовать о себе, о сво​их планах; участвовать в дискуссии при обсуждении проблем или в связи с прочитанным (прослушанным) текстом, в том числе профильным, соблюдая правила речевого этикета;

​ ·рассказывать о себе, о своем окружении, рассуждать в рамках пройденной тематики и проблематики;

​ ·представлять социокультурный портрет своей респуб​лики, страны; делать сообщения;

​ ·владеть навыками грамотною толкового, эмоцио​нального выражения своих мыслей в устной и письменной речи при разных условиях общения; адекватного восприя​тия чужой речи, в частности, учебном информации, передач радио и телевидения;

В качестве примера предлагаю следующие задания:

Задание № 1. Составить простые и сложные предложения.

Роштуваста мошетне пицесть пачат, пярякат, аноклакшнесть поза. Од стирхне, цёратне и ёмла иттне якасть ульцява, сувсесть кудга, морсесть калядань моронят: -Щакай, пидек пяштенят, Тячиень шинясь каляда, Трёшниконя каяда! -Щака, пидек пяряка, Шумбраняста эряка! Тячиень шинясь каляда, Тейнековок каяда!

Задание № 2 Выучить слова.

​ ØПуромомань кудса

​ ØКойхнень, кой

​ ØУликсшит

​ ØКаванякшнезь

​ ØШужярень

​ ØПълхнесть

​ ØВ доме общения

​ ØОбряды, обычаи

​ ØБогатство, достаток

​ ØУгощали

​ ØСоломенное

​ ØСжигали

Конечно же, уроки эрзянского языка сегодня должны соответствовать веянию времени, прививать любовь к родному с помощью современных технологий. Вижу, как горят глаза детей, когда они с помощью компьютерной мышки выбирают правильный ответ, выполняя тестовые задания. Такие уроки вызывают живой интерес у учащихся. Они помогают детям понять, что эрзянский язык – это не что–то древнее, устаревшее, связанное с пожелтевшими картинками, с чем-то трудным и непонятным, а это интересно, это современно, это стоит изучать.

Уроки провожу в кабинете эрзянского языка. Оформление кабинета способствует быстрому и полному переключению учащихся с предмета, которые они изучали на прошлом уроке, на изучение эрзянского языка. Кабинет содержит множество подсказок – информацию, которая будет предложена детям, когда в ней возникнет необходимость. Это надписи предметов по – эрзянски, стенд «Ловтано вейсэ», «Ледстясынек ютазенть» и др. Здесь имеются постоянные экспозиции: «Писатели Мордовии», «Иллюстрации работ Ф. В. Сычкова и С. Д. Эрьзи», «Художники нашей республики», «Эрзянь оршамот»; временные экспозиции: «Времена года», выставка «Лучшие работы учащихся», «Выставка рисунков», «Знаете ли вы?» (занимательный краеведческий материал). Имеются в кабинете комплекты игрушек: «Куклы», «Посуда», «Домашние и дикие животные», тестовые задания, раздаточный материал.

На занятиях использую не только практический языковой материал, но и решаю воспитательные задачи. Дети знакомятся с обычаями и традициями мордовского народа.

Уроков для этого не хватает. Продолжается работа во время внеклассных мероприятий. Проводим с детьми фольклорные праздники – путешествия, готовим инсценировки сказок, различные конкурсы. Расширить представление о своем родном крае помогают произведения писателей, художников, рассказы о знаменитых людях земли мордовской. Чем больше будут дети знать о своей малой Родине, тем сильнее любить. Хочу, чтобы каждый ребёнок ощутил на себе силу вечной истины:

Люблю и знаю, знаю и люблю

И чем сильней люблю, тем больше знаю.

Разучивание мордовских песен, миниспектакли, викторины, видеопутешествия по Мордовии, конкурсы рисунков – всё это включаю в свою работу, потому что знаю, что путь к основной национальной сокровищнице – языку лежит через фольклор, музыку, живопись, знакомство с родным краем и его народом.

Согласитесь, это верный путь к истокам малой Родины, к постижению и пониманию национальной культуры.

Категория: Прочее
04.09.2017 17:50


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!