СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические посиделки « Нетрадиционные формы проведения открытого урока»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Карагандинский агротехнический колледж Байсаринова Толкын Абаевна Методические посиделки « Нетрадиционные формы проведения открытого урока» Участники: мастера производственного обучения, преподаватели спецдисциплин. Оборудование 1.учебный кабинет 2. столы ученические, стулья, расставленные полукругом 3. цветы 4. проектор 5. А 3, маркеры 6. презентационная доска 7. 2 компьютера с выходом в Интернет 8. методическая литература, справочники Форма проведения: круглый стол. Технологическая карта круглого стола № Этапы проведения Задача Время реализации 1 Предварительная подготовка Вспомнить понятийный аппарат, сформировать мнение по теме круглого стола За 3 дня Вводная часть 2 Приветствие участников. Определение правил и регламента круглого стола. 5 мин. Игра «Согласен, не согласен, может быть» Пробудить интерес участников круглого стола к теме, настроить на размышление и конструктивное групповое взаимодействие. 10 мин. Дискуссионная часть 3 Основная характеристика открытого урока Сформировать единое мнение в группе по предложенному вопросу с опорой на собственный опыт 10 мин. 4 «Изюминка»открытого урока. « Нетрадиционные формы проведения уроков производственного обучения». Представить участникам свои знания о нетрадиционных формах уроков п /о и взять на заметку предложения других участников. 20 мин. 5 Методическая задача Умение определить форму урока на основе фрагмента занятий, описать технологию проведения деловой игры 15 мин Заключительная часть 6 Рефлексия участников подведение итогов – выработка решений; – установление общих результатов проводимого мероприятия. 10 мин. Модератор: Открытый урок - это урок, на котором учитель имеет возможность применить необычные технологии, методы, которые способствуют развитию ЗУН у учащихся. К необычным элементам на уроке выдающиеся педагоги относились по-разному. В античной и средневековой педагогике необычное, т.е. выходящее за рамки установленных канонов преподавания, было фактически недопустимым, а учителя, нарушавшие это требование, жестоко наказывались. Бывали и редкие исключения, только подтверждающие незыблемость правила: диалогистика Сократа, уроки на природе в "Доме радости" Витторино де Фельтре. Первые, как бы "узаконенные" элементы необычного вносит в урок "Великая диалектика" Я.А.Каменского. Прежде всего - это принцип наглядности. Введение этого принципа в строгую канву урока произвело революцию в педагогическом сознании и поколебало уверенность в неизменности классических правил. Появилась возможность не просто давать положенные знания, но и "раскрашивать" их, представлять с необычной стороны. Урок необходимо проектировать, тем более открытый. Для чего нужны открытые уроки? Для кого они проводятся? Что это такое – открытый урок и чем он отличается от обычного, вроде как неоткрытого? Каким быть открытому уроку? Что на нем показывать? Что и как обсуждать после того, как действо состоялось? Эти вопросы вставали всегда перед учителем, пусть он будет молодым или с опытом работы. Основная цель нашей встречи –определить современные требования к открытым урокам, раскрыть мнения педагогов по обсуждаемой теме с разных точек зрения, обсудить неясные и спорные моменты, связанные с проведением открытых уроков, систематизировать понятие о нестандартных уроках, приемах, формах уроков, которые ставятся на сегодня. Прежде чем приступить к обсуждению вопроса, предлагаю игру «Согласен, не согласен, может быть». Как вы видите, в разных местах помещения прикреплены таблички с надписями: «Согласен», «Не согласен», « Может быть». Участникам круглого стола необходимо выразить своё отношение к той фразе, которую я сейчас произнесу, следующим образом: если участник согласен с произнесённым утверждением, он встаёт радом с табличкой «Согласен», если он лично не согласен с данным утверждением, то ему нужно переместиться к табличке «Не согласен» в случае затруднения с ответом – к табличке «Может быть». 6 утверждений: 1. Открытый урок – это показуха в чистом виде, это то, чего никогда не бывает на обычных уроках. 2. Открытый урок – это средство распространения передового педагогического опыта, это творческий отчет учителя перед коллегами. 3. Это сильнейший стресс для учителя, дополнительное нервное напряжение, плохо сказывающееся на всей его работе. 4. Открытые уроки позволяют держать себя в форме, дисциплинируют учителя. А волнение, говорят, полезно для любого человека. 5. Это бессмысленная трата времени на подготовку различного рода «театральных спецэффектов»: наглядных пособий, костюмов, украшения кабинета и т.д. и т.п. 6. Открытый урок помогает состояться учителю как специалисту, способствует творческому росту и, что греха таить, прибавлению категории и зарплаты. 7. Открытый урок – это открытие. Модератор: Как мы видим, сколько здесь педагогов, столько же и мнений. Как любое изучение материала, предлагаю вам начать с определения « открытый урок». Составьте ассоциативный ряд- определение к понятию " Открытый урок". Участники должны разбиться на 2 группы и высказать свою точку зрения в определении понятий, как вариант - можно предложить педагогам использовать разные источники - словари, Интернет и др., а затем предлагается пример определения в презентации. Модератор: То есть, если расширить понятие, то тему нашего круглого стола можно озвучить так: "Как можно провести показательно и результативно открытый урок?". Открытое учебное занятие является формой распространения и пропаганды передового опыта. Целью открытого учебного занятия является показ передовых форм и методов учебно-воспитательной работы, обобщение приемов научной организации и контроля качества учебного процесса. Задачей преподавателя, готовящего открытое занятие, является оценка эффективности применяемых методов; совершенствование отдельных приемов, педагогических находок; создание своей системы учебно-воспитательной работы. Открытый урок обязательно должен иметь новизну. Открытый урок нельзя рас¬сматривать как форму контроля над работой учителя, это демонстрация передового опыта, творческий поиск, совершен¬ствование мастерства учителя, на уроке должна отражаться методическая тема преподавателя. Открытые уроки – это всегда испытание, и прежде всего для учителя. Конечно, невозможно за время нашей работы охватить все грани этого процесса, так как многое зависит от предмета, уровня подготовки группы, технических возможностей. Но есть несколько общих рекомендаций, которые помогут всем, кто готовится к открытому уроку. Давайте поговорим об этом. Участники высказываются по теме: подготовка к открытому уроку. Модератор: При подготовке и проведении открытого урока учтите следующие рекомендации: 1. Выбор темы. Желательно, чтобы тема не была архисложной. Можно подгадать так, чтобы выпала тема, которая вам самим интересна. Отступление от плана на 2-3 шага вперед или назад не критично и допускается. 2. Предварительная работа с группой. Хорошо, если вы уже знаете детей. Если сомневаетесь, то лучше провести мини-тестирование по следующим направлениям: А) знание учащимися предмета, предыдущих тем. Б) психологическая диагностика класса. 3. Не натаскивайте их! Поверьте, урок "выстрелит" только тогда, когда у ребят будут гореть глаза. А если они все будут знать заранее, интереса от них уже не дождетесь. Да и вычисляются такие уроки сразу, что, конечно, вредит общему впечатлению. 4. Не стоит включать в урок типы заданий, непривычные для учащихся. Больше времени уйдет на объяснения. 5. Если остановились на традиционном уроке, стоит включить какие-то элементы из нестандартного: мини-игру, аукцион, тестирование. 6. Без использования ТО любой открытый урок сейчас, увы, смотрится архаикой. 7. Но нельзя заменять компьютером весь дидактический материал. Раздаточный материал, наглядный, демонстрационный тоже обязательно должен быть. 8. Еще одна ошибка, которую часто допускают молодые учителя – когда наглядность есть, но никак не работает. Например, повесили таблицу, а в процессе урока ни разу к ней не обратились. Это не правильно. Не забывайте про принцип: "Если ружье на стене висит, оно должно выстрелить". 9. Обязательная привязка к жизни, к современности. Неважно, какой предмет вы преподаете, урок будет неполным, если из него не следует никакой практической привязки к обычной жизни. 10. Заранее подготовьте самоанализ урока. По крайней мере - подсказку-опору. 11. Составьте открытку-презентацию урока. Сделайте небольшой буклетик, где будут прописаны тема урока, форма, основные этапы, ваши находки. Раздайте буклеты до урока, так гостям будет проще ориентироваться в уроке и такая ваша предусмотрительность наверняка им понравится. Да и уйдут они не только с впечатлениями, а с маленьким взносом в методическую копилку. 12. В конце урока сделайте резюме. Похвалите детей, расскажите о предстоящих планах, улыбнитесь. Вообще, позитивный, энергичный учитель располагает детей и нравится гостям. Они видят вас уверенным в себе, а значит доверяют. 13. Не бойтесь экспромтов. Если урок идёт по плану, но вы видите необходимость что-то переиначить, ожидая большего эффекта, делайте это смелее. Раз всё хорошо, вы уверены в себе, а дети работают отлично, вряд ли ваши идеи будут лишними. Вы настроились, вы чувствуете «душу» урока, в его автор, а значит можно преобразовать свою работу. Модератор: Итак, открытый урок – визитная карточка учителя. Сколько бы мы не спорили о «показном» характере таких уроков, об исключительности форм и методов и объёмной подготовке, именно открытые уроки покажут вас как профессионала. Для многих педагогов подобные мероприятия – головная боль. Они порой забывают про наработки, про свои сильные стороны, про наиболее удачные моменты, а ищут всё новые и новые идеи, ту самую изюминку. В чём изюминка? Изюминку в «тесто» урока пытаются заложить практически все педагоги. Почему бы нет? Например, нестандартная форма урока. Нестандартный урок – это импровизированное учебное занятие и по-прежнему занимают значительное место. При проведении открытых уроков нетрадиционная форма проведения является всегда выигрышной, так как в ней представлены не только игровые моменты, оригинальная подача материала, занятость учащихся не только при подготовке уроков, но и в проведении самих уроков через различные формы коллективной и групповой работы. Каждому типу соответствуют разнообразные виды уроков. Вид урока зависит, в первую очередь, от содержания учебной, производственной деятельности учащегося на уроке, от применения различных методических приемов и форм проведения урока. С какими видами уроков вы знакомы? Предлагаю провести "аукцион идей". Группы предлагают свои варианты нестандартных уроков. Модератор: При организации современных педагогических технологий особую значимость приобретает нестандартные, нетрадиционные уроки. Краткий обзор форм организации учебных занятий поможет сориентироваться в их многообразии при подготовке к уроку. Интересным является опыт мастеров в организации и проведении нетрадиционных уроков производственного обучения, таких как: 1. Урок-конкурс профмастерства 2. Урок-зачет 3. Урок-практикум (самостоятельная работа учащихся) 4. Семинар производственного обучения 5. Производственная конференция 6. Производственная экскурсия 7. Урок упражнений 8. Урок инструктирования 9. Урок-праздник первой детали, продукции 10. Урок с участием новаторов производства 11. Бинарный урок 12. Интегративный урок 13. Урок изобретательства и рационализации 14. Урок-аукцион ученических изделий 15. Урок-отчет 16. Урок «деловая игра» 17. Уроки- соревнования 18. Уроки- консультации 19. Уроки – взаимообучения 20. Уроки творчества 21. Уроки-аукционы 22. Уроки- творческие отчеты 23. Уроки- конкурсы 24. Уроки- фантазии 25. Уроки- ролевые игры 26. Уроки –« Поле – чудес » Модератор: уважаемые коллеги, предлагаю вам методическую задачу: определить по данному фрагменту урока производственного обучения форму занятия, охарактеризовать ее. Фрагмент урока производственного обучения: Заказчик, приехавший в наш город желает наладить поставки продукции на своё предприятие. Но для того, что бы определить, с каким предприятие ему лучше сотрудничать, каждому предприятию предстоит выполнить предложенные задания. I тур. «Вопрос - ответ». Здесь заказчик предлагает предприятиям пройти некую проверку имеющихся знаний, что бы удостоверится, что здесь работают настоящие специалисты, компетентные в данной сфере производства. Предлагается 9 вопросов по теме, на которые требуется устный ответ. Предложенные вопросы не должны вызвать затруднения у команд, так как они являются основополагающими в изучении темы «Понятия о сталях, их классификация и принципы маркировки». Команды отвечают на них по очереди, в случае все же незнания правильного ответа или неполного ответа предоставляется возможность ответить или дополнить другой команде и получить дополнительные очки. Вопросы: 1) Дать определение стали? 2) Как классифицируют стали? 3) Какие стали выделяют по химическому составу? 4) Перечислить основные легирующие элементы в сталях? 5) Что значит понятие «раскисление» стали? 6) Как называется сталь с содержанием углерода 0,8%? 7) Что обозначает буква «Р» в маркировке стали, например Р18, Р6М5? 8) При добавлении легирующего элемента никеля, как изменяются свойства материала? 9) Какие стали относятся к коррозионно-стойким сталям? Предполагаемые правильные ответы: 1) Сталь – это сплав железа с углеродом, испытывающий только эвтектоидное превращение. 2) Основная классификация сталей: 1. по химическому составу; 2. по назначению; 3. по качеству; 4. по структуре; 5. по степени раскисления; 3) По химическому составу стали делят на: углеродистые и легированные. 4) Основными легирующими элементами являются: хром, марганец, кремний, никель, вольфрам, титан, кобальт. 5) Раскисление стали – это процесс удаления из жидкого металла кислорода. 6) Сталь с содержанием углерода 0,8 % называется эвтектоидной. 7) Буква «Р» в маркировке означает, что данная сталь относится к быстрорежущим сталям. 8) При добавлении в сталь никеля увеличивается твердость, вязкость, прочность, коррозионная стойкость. 9) К коррозионно-стойким сталям относятся хромистые и хромоникелевые стали. На данном этапе оценивание ответа осуществляется следующим образом: максимальное количество баллов может получить группа, у которой ответ был правильный и полный (то есть был полностью раскрыт). Максимальное число очков в I туре равняется – 2. То есть если ответ был озвучен не совсем полно, то жюри оценивает его в 1 балл. Дополнения также оцениваются 1 баллом. II тур. «Профессиональные навыки». На этом этапе заказчик предлагает одно общее задание: разработать подробный рекомендации по изготовлению резца для обработки высокопрочной стали, с учетом того, что каждое предприятие базируется на производстве изделий только из одного материала: твердый сплав, быстрорежущая сталь, инструментальная легированная сталь. Каждому предприятию необходимо показать профессиональные знания и навыки в данной области: в выборе 1) условий работы данного инструмента; 2) свойств, которыми должен обладать материал для изготовления резца; и непосредственно 3) выбор материала, то есть марки стали или сплава. Таким образом, две первые задачи у команд будут одинаковыми, а третья различна, по условию игры в ходе разделения участников на команды на этапе подготовки. Предполагаемые правильные ответы для предприятие N., предприятие Х. и предприятие Y.: 1) Основными условиями работы данного резца для обработки высокопрочной стали являются: - высокое тепловыделение при работе, - трение стружки о поверхность резца, - возникающие вибрации при работе; 2) Основные свойства материала – твердость, прочность, вязкость, теплостойкость, износостойкость, прокаливаемость; 3) В этом задании участники предлагает по одной марке сталей или сплавов. В нашем эталоне ответов предложены марки наиболее часто встречаемые и применяемые для изготовления такого типа резцов. Для предприятия N.: варианты марок сплавов, исходя из предложенных условий и свойств материала – основным является твердый тантало-вольфрамовый и вольфрамовый сплавы, например ТТ7К12, ВК3, ВК8. Для предприятия X.: варианты марок сталей, исходя из предложенных условий и свойств материала – основными являются марки из быстрорежущей стали, например Р6М5К5, Р6М5, Р18. Для предприятия Y.: варианты марок сталей, исходя из предложенных условий и свойств материала – основными являются, марки из легированной инструментальной стали, например ХВ4Ф, ХВГ, 13Х. VI Подведение итогов. После подсчета экспертной комиссией всех правильных ответов групп, слово дается преподавателю (заказчику), который подводит итоги всей проделанной ребятами работой, объявляя свое решение, с каким предприятием он будет сотрудничать. Заказчик делает свой выбор в пользу того предприятия, которое наиболее правильно и точно определило условия работы резца, свойства материала и указало марку материала, точно подходящую для изготовления резца для обработки высокопрочной стали. То предприятие, которое набрало наибольшее количество правильных очков удостаивается оценкой в общий рейтинг учащихся; остальным участникам по усмотрению преподавателя также могут быть выставлены оценки. Модератор: Давайте попробуем проанализировать данный фрагмент. Наводящие вопросы: 1. Какая педагогическая технология использована на уроке? ( игровая) 2. Какой вид игровой технологии использован? ( деловая игра) 3. Дайте описание метода деловой игры (Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами). 4. Кто или что выступает в качестве имитационной модели? ( Заказчик- Предприятие) 5. Назовите структуру деловой игры. (1 этап – формулируется цель игры и дается необходимая информация, 2 этап – самостоятельная работа слушателей в командах, 3 этап- анализ и обобщение: вывод из игры, анализ, рефлексия, оценка и самооценка работы, выводы и обобщения, рекомендации). Заключительная часть ( рефлексия ) Модератор: рефлексивный этап круглого стола закончим игрой «Согласен, не согласен, может быть», которая проводилась на первом этапе. Я предлагает выразить своё отношение к тем предложенным шагам по решению обсуждаемой на круглом столе темой проведения открытого урока и рекомендациям, следующим образом: если участник согласен с предложенными решениями, он встаёт рядом с табличкой «Согласен», если он лично не согласен с данными шагами по решению проблемы, то ему нужно переместиться к табличке «Не согласен». В случае затруднения с ответом – к табличке «Не знаю». Утверждения: 1. Если вы ещё молодой учитель, вряд ли можете похвастаться уникальным стилем преподавания и общения с учениками. 2. У вас есть возможность начать совершенствование в проведении открытого урока. 3. Даже если ваш урок проходит необычно: в виде интеллектуальной игры или путешествия, основные этапы урока должны быть выдержаны. 4. Подготовка к уроку - это творчество, направленное не на идею развлечения на уроке, а на идею познания в наиболее приятной и легкой форме. 5. Для проведения открытого занятия может использоваться любой вид учебных занятий по любой форме обучения. 6. За 40 минут вводного инструктажа и за 15 минут заключительного инструктажа предоставляется возможность продемонстрировать не только структурные элементы урока, но и педагогические находки преподавателя.
Категория: Завучу
19.09.2015 14:38


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!