Методические рекомендации по организации математических факультативов
- Факультативные занятия – это занятия, не входящие в обязательную программу, служащие для дополнительной специализации
(Толковый словарь русского языка, С.И.Ожегов)
С 2008-09 учебного года Единые типовые учебные планы УО определяют факультативные занятия в качестве единственной формы дифференциации обучения в общеобразовательной школе. Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.
- Учебно-методическое обеспечение организации факультативных занятий по математике в 2013/14 учебном году
На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей) для факультативных занятий:
«Тропинками математики» (авторы-составители: С.А.Гуцанович, Н.В.Костюкович);
«Путешествия с математикой» (авторы-составители: С.А.Гуцанович, Н.В.Костюкович);
VII - XI классы
«Алгебра учит рассуждать» (автор-составитель К.О.Ананченко, Л.Г.Королева, И.А.Корнеева, А.И.Караневская, В.Н.Криштапович, Т.Т.Талькова),
«Школьная геометрия: многообразие идей и методов» (авторы-составители: Н.М.Рогановский, Е.Н.Рогановская, О.И.Тавгень);
Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к математике, формировать умения рассуждать, доказывать, овладевать общими методами и принципами решения задач, а также подготовить учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях.
Наряду с указанными выше учебно-методическими комплексами при организации факультативных занятий используются программы, размещенные на сайте Национального института образования.
Организация факультативных занятий
факультативные занятия создаются под учеников, а не под учителей;
тематика факультатива должна выбираться учителем и
учитывать уровень учащихся
При организации факультативного обучения вряд ли можно надеяться на значительный педагогический эффект, если учитель формально руководствуется установленными нормами. Важно их переосмысление и адаптация к реальным условиям школы, класса, факультативной группы.
- Примерный алгоритм организации предметных факультативных занятий
- Изучение администрацией и педагогами правовых нормативных документов, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций, соответствующей литературы и опыта, в которых раскрываются нормы и рекомендации по организации факультативного занятия. Для этого проводятся установочные педсоветы, инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы, совещания при директоре и заместителе директора, индивидуальные беседы и консультации.
- Проводится глубокая разъяснительная работа с учителями, учащимися и их родителями через систему лекций, бесед, консультаций и т.п. Важно, чтобы каждый понимал свои права и возможности их реализации, меру ответственности за свой выбор и участие в большом общем деле.
- Изучение и систематизация образовательных потребностей и запросов учащихся. Составление карты образовательных запросов.
- Инвентаризация и систематизация имеющихся факультативных курсов разной направленности, предлагаемых учителями УО;
- Составление таблицы соответствия «Выбор учащихся – предложение педагогов». На ее основе составляется перечень факультативов для ознакомления учащихся и их родителей.
- Ознакомление родителей и учащихся с перечнем факультативов. Сбор и систематизация заявлений родителей.
- Формирование факультативных групп. Финансовый расчет необходимого количества часов.
- Работа комиссии по распределению имеющихся часов на факультативные занятия.
- Составление учебного плана учреждения образования и его утверждение в районном отделе образования.
- Тарификация учителей. Составление учебного расписания.
- Составление, утверждение и корректировка учебных программ факультативных курсов. Разработка календарно-тематических планов.
- Организация и проведение занятий. Мониторинг учебного процесса и его результатов. Коррекция деятельности.
- Секреты успешного функционирования факультативных занятий
- Показ новых идей и способов действий;
- Разнообразие форм проведения факультативных занятий;
- Предпочтение поисковым методам и исследованиям;
- Обучать на наивысшем уровне, познав возможности учащихся;
- Акцент на самоанализ и самооценку
- Возможные формы проведения факультативных занятий
- Лекции;
- Практикум;
- Семинар;
- Дискуссия;
- Соревнование;
- Деловая игра;
- Интегрированное занятие;
- Театрализованное занятие.
- Критерии эффективности факультативных занятий
- Критерий обученности учащихся:
- Динамика учебных достижений учащихся, посещающих факультатив, успехи на ЦТ, результаты административных контрольных работ, промежуточной аттестации;
- Динамика количества учащихся, прибегающих к услугам репетитора;
- Возрастание количества победителей олимпиад и творческих конкурсов различного уровня;
- Критерий личностного развития:
- Приверженность учащихся ценностям, владение ими учебными и социальными компетенциями, которые отражены в миссии учреждения или модели выпускника;
- Демонстрации учащимися норм этического поведения;
- Характер потребностей учащихся;
- Стабильность профессиональных приоритетов школьников;
- Оригинальность образовательных продуктов учащихся;
- Владение учащимися новыми способами деятельности;
- Критерий здоровья, т.е.влияние занятий учащихся на факультативах на динамику:
- Количества пропусков занятий по здоровью;
- Числа учеников в группе здоровья;
- Количество жалоб учащихся на утомляемость;
- Числа учащихся, которые занимаются в спортивных секциях;
- Уровня тревожности учащихся;
- Критерий удовлетворенности субъектов образовательным процессом:
- Учащихся (динамика учебной мотивации и отношения к обучению);
- Родителей (динамика приверженности к факультативным занятиям);
- Учителей (динамика в активизации самообразовательной деятельности и в отношении к работе в условиях данной модели дифференциации обучения школьников);
- Критерий повышения компетентности педагогов.
О безотметочном обучении на факультативных занятиях
С уходом отметок оценивание остается
- Виды и формы оценочной деятельности учащихся на факультативных занятиях:
Учебные элементы
|
Не знаю
|
Знаю
|
Понимаю
|
Могу объяснить другим людям
|
Мои выводы:
- Самооценка уровня владения умениями (исследовательскими, работы с текстом, решением задач и т.п.)
Учебные умения
|
Владею
|
Не владею
|
Мои выводы:
- «Мои образовательные достижения» (дневник, в котором он может записывать, чего он достиг при изучении факультативного предмета)
Образовательные достижения
|
Дата
|
Краткая характеристика достижения
|
Мои планы:
- Презентация учащимися образовательного продукта: проектов, исследований, идей, схем и т.п.
- «Эталонный продукт». Учитель предлагает учащимся познакомиться в превосходной работой их сверстников.
- Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Вместе с учащимся обсуждают, что для этого надо изменить.
- Похвала. Важно к месту похвалить и поддержать учащегося. Такая оценка выступает самым сильным средством стимулирования познания.
- Выставки и конференции. Это значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности.
- Портфолио учащегося представляет собой комплексное средство оценки ребенком своих достижений
- Рефлексия (лат.»обращение назад») – процесс самопознания, позволяющая учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность.
Заключение
- Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий
- Использовать различные формы проведения факультативов
- Обучать на наивысшем уровне
- Придерживаться проблемного изучения материала
- Применять системы ключевых задач
- Активизировать самостоятельную работу учащихся
- Строить учебный процесс как совместную исследовательскую деятельность учащихся
- Использовать историко-математический материал
- Придерживаться принципов занимательности занятий
- Проводить мониторинг эффективности факультативных занятий
- С уходом отметок оценивание остается
Не в количестве знаний заключается образование,
а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь.
А. Дистервег