СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по организации математических факультативов

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по организации математических факультативов

  • Факультативные занятия – это занятия, не входящие в обязательную программу, служащие для дополнительной специализации (Толковый словарь русского языка, С.И.Ожегов)

С 2008-09 учебного года Единые типовые учебные планы УО определяют факультативные занятия в качестве единственной формы дифференциации обучения в общеобразовательной школе. Факультативные занятия – это форма организации учебных занятий во внеурочное время, направленная на расширение, углубление и коррекцию знаний учащихся по учебным предметам в соответствии с их потребностями, запросами, способностями и склонностями, а также на активизацию познавательной деятельности.

  1. Учебно-методическое обеспечение организации факультативных занятий по математике в 2013/14 учебном году

На поддержку и углубление содержания основной учебной программы направлены следующие учебно-методические комплексы (учебные программы, дидактические материалы для учащихся, методические рекомендации для учителей) для факультативных занятий:

«Тропинками математики» (авторы-составители: С.А.Гуцанович, Н.В.Костюкович);

«Путешествия с математикой» (авторы-составители: С.А.Гуцанович, Н.В.Костюкович);

VII - XI классы

«Алгебра учит рассуждать» (автор-составитель К.О.Ананченко, Л.Г.Королева, И.А.Корнеева, А.И.Караневская, В.Н.Криштапович, Т.Т.Талькова),

«Школьная геометрия: многообразие идей и методов» (авторы-составители: Н.М.Рогановский, Е.Н.Рогановская, О.И.Тавгень);

Использование на факультативных занятиях указанных учебно-методических комплексов поможет системно развивать и поддерживать у учащихся интерес к математике, формировать умения рассуждать, доказывать, овладевать общими методами и принципами решения задач, а также подготовить учащихся к продолжению образования в высших учебных заведениях.

Наряду с указанными выше учебно-методическими комплексами при организации факультативных занятий используются программы, размещенные на сайте Национального института образования.

Организация факультативных занятий

факультативные занятия создаются под учеников, а не под учителей; тематика факультатива должна выбираться учителем и учитывать уровень учащихся

При организации факультативного обучения вряд ли можно надеяться на значительный педагогический эффект, если учитель формально руководствуется установленными нормами. Важно их переосмысление и адаптация к реальным условиям школы, класса, факультативной группы.

  1. Примерный алгоритм организации предметных факультативных занятий
  • Изучение администрацией и педагогами правовых нормативных документов, инструктивно-методических писем, методических рекомендаций, соответствующей литературы и опыта, в которых раскрываются нормы и рекомендации по организации факультативного занятия. Для этого проводятся установочные педсоветы, инструктивно-методические совещания, семинары-практикумы, совещания при директоре и заместителе директора, индивидуальные беседы и консультации.
  • Проводится глубокая разъяснительная работа с учителями, учащимися и их родителями через систему лекций, бесед, консультаций и т.п. Важно, чтобы каждый понимал свои права и возможности их реализации, меру ответственности за свой выбор и участие в большом общем деле.
  • Изучение и систематизация образовательных потребностей и запросов учащихся. Составление карты образовательных запросов.
  • Инвентаризация и систематизация имеющихся факультативных курсов разной направленности, предлагаемых учителями УО;
  • Составление таблицы соответствия «Выбор учащихся – предложение педагогов». На ее основе составляется перечень факультативов для ознакомления учащихся и их родителей.
  • Ознакомление родителей и учащихся с перечнем факультативов. Сбор и систематизация заявлений родителей.
  • Формирование факультативных групп. Финансовый расчет необходимого количества часов.
  • Работа комиссии по распределению имеющихся часов на факультативные занятия.
  • Составление учебного плана учреждения образования и его утверждение в районном отделе образования.
  • Тарификация учителей. Составление учебного расписания.
  • Составление, утверждение и корректировка учебных программ факультативных курсов. Разработка календарно-тематических планов.
  • Организация и проведение занятий. Мониторинг учебного процесса и его результатов. Коррекция деятельности.
  1. Секреты успешного функционирования факультативных занятий
  • Показ новых идей и способов действий;
  • Разнообразие форм проведения факультативных занятий;
  • Предпочтение поисковым методам и исследованиям;
  • Обучать на наивысшем уровне, познав возможности учащихся;
  • Акцент на самоанализ и самооценку
  1. Возможные формы проведения факультативных занятий
  • Лекции;
  • Практикум;
  • Семинар;
  • Дискуссия;
  • Соревнование;
  • Деловая игра;
  • Интегрированное занятие;
  • Театрализованное занятие.
  1. Критерии эффективности факультативных занятий
  • Критерий обученности учащихся:
  • Динамика учебных достижений учащихся, посещающих факультатив, успехи на ЦТ, результаты административных контрольных работ, промежуточной аттестации;
  • Динамика количества учащихся, прибегающих к услугам репетитора;
  • Возрастание количества победителей олимпиад и творческих конкурсов различного уровня;
  • Критерий личностного развития:
  • Приверженность учащихся ценностям, владение ими учебными и социальными компетенциями, которые отражены в миссии учреждения или модели выпускника;
  • Демонстрации учащимися норм этического поведения;
  • Характер потребностей учащихся;
  • Стабильность профессиональных приоритетов школьников;
  • Оригинальность образовательных продуктов учащихся;
  • Владение учащимися новыми способами деятельности;
  • Критерий здоровья, т.е.влияние занятий учащихся на факультативах на динамику:
  • Количества пропусков занятий по здоровью;
  • Числа учеников в группе здоровья;
  • Количество жалоб учащихся на утомляемость;
  • Числа учащихся, которые занимаются в спортивных секциях;
  • Уровня тревожности учащихся;
  • Критерий удовлетворенности субъектов образовательным процессом:
  • Учащихся (динамика учебной мотивации и отношения к обучению);
  • Родителей (динамика приверженности к факультативным занятиям);
  • Учителей (динамика в активизации самообразовательной деятельности и в отношении к работе в условиях данной модели дифференциации обучения школьников);
  • Критерий повышения компетентности педагогов.

О безотметочном обучении на факультативных занятиях

С уходом отметок оценивание остается

  1. Виды и формы оценочной деятельности учащихся на факультативных занятиях:
  • «оценочный лист»

Учебные элементы

Не знаю

Знаю

Понимаю

Могу объяснить другим людям

Мои выводы:

  • Самооценка уровня владения умениями (исследовательскими, работы с текстом, решением задач и т.п.)

Учебные умения

Владею

Не владею

Мои выводы:

  • «Мои образовательные достижения» (дневник, в котором он может записывать, чего он достиг при изучении факультативного предмета)

Образовательные достижения

Дата

Краткая характеристика достижения

Мои планы:

  • Презентация учащимися образовательного продукта: проектов, исследований, идей, схем и т.п.
  • «Эталонный продукт». Учитель предлагает учащимся познакомиться в превосходной работой их сверстников.
  • Демонстрация учителем больших ожиданий от учащихся. Учитель выражает надежду, что учащийся в следующий раз сможет подобную работу сделать значительно лучше. Вместе с учащимся обсуждают, что для этого надо изменить.
  • Похвала. Важно к месту похвалить и поддержать учащегося. Такая оценка выступает самым сильным средством стимулирования познания.
  • Выставки и конференции. Это значимый фактор внешней оценки образовательных продуктов учащихся и их творческой деятельности.
  • Портфолио учащегося представляет собой комплексное средство оценки ребенком своих достижений
  • Рефлексия (лат.»обращение назад») – процесс самопознания, позволяющая учащемуся осознать свою индивидуальность, уникальность.

Заключение

  • Обеспечивать взаимосвязь (по содержанию) уроков и факультативных занятий
  • Использовать различные формы проведения факультативов
  • Обучать на наивысшем уровне
  • Придерживаться проблемного изучения материала
  • Применять системы ключевых задач
  • Активизировать самостоятельную работу учащихся
  • Строить учебный процесс как совместную исследовательскую деятельность учащихся
  • Использовать историко-математический материал
  • Придерживаться принципов занимательности занятий
  • Проводить мониторинг эффективности факультативных занятий
  • С уходом отметок оценивание остается

Не в количестве знаний заключается образование,

а в полном понимании и искусном применении всего того, что знаешь. А. Дистервег

Категория: Математика
12.03.2015 14:00


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!