СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методические рекомендации по педагогическому сопровождению проектно-исследовательской деятельности учащихся

Содержание

I. Введение

1. Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности

учащихся общеобразовательных школ

  • Значение работы по проектированию и проведению исследований в школе
  • Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности
  • Различия проектной и исследовательской деятельности
  • Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ

II. Рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности учащихся

2. Непрерывная профессиональная подготовка учителя в области

инновационных педагогических технологий

3. Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской

деятельности

4. Проектная деятельность учащихся в 5-7 классах

5. Организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 8-11 классов

  • Рекомендации по выполнению исследовательской работы

III. Приложения

Приложение № 1: Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных и исследовательских работ

Приложение № 2: Методы исследования

Приложение № 3: Исследовательские работы учащихся

Приложение №4: Результат исследовательской деятельности учащихся

IV. Литература и ресурсы Интернет

I. Введение

1.Общие вопросы организации проектной и исследовательской деятельности учащихся общеобразовательных школ.

  • Значение работы по проектированию и проведению исследований в школе

Новый стандарт основного общего образования ФГОС - это совокупность трех систем требований: 1) требования к результату образования; 2) требования к структуре основных образовательных программ; 3) требования к условиям реализации стандарта.

Образовательные результаты:

ЛИЧНОСТНЫЕ - ценностно-смысловые установки личностной позиции, основы российской и гражданской идентичности, социальной компетентности, мотивации

МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ – универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные) – основа умения учиться; межпредметные понятия.

ПРЕДМЕТНЫЕ – опыт получения, преобразования и применения предметных знаний;

Одним из путей повышения мотивации и эффективности учебной деятельности в школе является включение учащихся в исследовательскую и проектную деятельность. Основная задача исследовательской и проектной деятельности направлена на практическое применение предметных знаний. В исследовательских и проектных работах востребованы практически любые способности подростков, сочетаются различные виды познавательной деятельности. Исследовательская и проектная деятельность побуждает подростка к творчеству как индивидуальному, так и коллективному; способствует их предварительной профессиональной ориентации.

  • Общие характеристики исследовательской и проектной деятельности

- общественно-значимые цели и задачи;

- структура включает многие общие компоненты:

- требование от разработчиков творчества, целеустремленности, высокой мотивации;

- итогами проектной и исследовательской деятельности являются не только предметные их результаты, но и интеллектуальное, личностное развитие школьников.

  • Различия проектной и исследовательской деятельности

-Сущность любой проектной деятельности можно обозначить русским словом «замысел». В ходе научного исследования организуется поиск в какой-то определенной области, на начальном этапе лишь обозначается его направление

-Реализацию проектных работ предваряет точное умозрительное представление будущего продукта. На начальных этапах исследовательской деятельности формулируется лишь гипотеза, которая сопровождена с постановкой проблем исследований. Далее следуют проверка выдвинутых предположений.

  • Основные этапы проведения научного исследования и проектных работ

Проект

Научное исследование

Выбор сферы деятельности, доказательство актуальности планируемых работ

Формулировка замысла проекта: описание продукта проектной работы и его соответствие условиям будущего использования

Осознание проблемы, существующей в данной научной сфере.

Формулировка гипотезы, направленной на разрешение данной проблемы

Формулировка целей

Направлены на выполнение замысла проекта

Направлены на решение научной проблемы

Постановка задач

Нацелены на получение конкретного продукта проектных работ

Нацелены на разностороннее научное исследование объекта изучения

Выбор методов

Выбор методов обработки изделия.

Выбор основных и вспомогательных материалов. Выбор инструментов, приспособлений и оборудования.

Выбор общенаучных методов исследовательской деятельности.

Выбор специфических методов исследовательской деятельности.

Проведение проектных или исследовательских работ

Реализация проектных работ в соответствии с замыслом, целями и задачами, с использованием выбранных материалов и инструментов.

Получение конкретного продукта проектной деятельности.

Проведение научного исследования, направленного на решение существующей научной проблемы. Экспериментальная проверка выдвинутой гипотезы, достижение поставленных целей исследования. Решение задач, конкретизирующих цели исследования.

Оценка свойств разработанного продукта. Разработка рекомендаций к использованию полученного продукта

Анализ, обработка результатов научного исследования. Оформление результатов исследования.

Проверка возможности использования изделия в конкретных условиях.

Обсуждение полученных результатов исследования с компетентными лицами.

Практическое использование полученного продукта.

Прогноз дальнейшего развития научных исследований данного направления.

II. Рекомендации по организации проектной и исследовательской деятельности учащихся на уроках и во внеурочной деятельности учащихся

2. Непрерывная профессиональная подготовка учителя в области инновационных педагогических технологий

Центральное место в принципиально обновленных квалификационных требованиях и квалификационных характеристиках учителей занимают профессиональные педагогические компетентности. В должностные обязанности учителя входит планирование и осуществление учебного процесса в соответствии с образовательной программой образовательного учреждения, разработка рабочей программы по предмету, организация самостоятельной деятельности обучающихся, в том числе исследовательской.

ФГОСы ориентируют на инновационные технологии и, в частности, проектную и исследовательскую технологии, потому что они формируют самостоятельность мышления, заставляет мыслить творчески, нарабатывая опыт мыслительной деятельности, определенные алгоритмы действий и мыслительных операций, добывая самостоятельно логическим путем новые знания. Педагогу для успешного сопровождения проектной и исследовательской деятельности школьников необходимо знать основы методики, принципы и сущность проектного и исследовательского обучения, быть носителем культуры научного исследования.

3. Рекомендации для педагога при организации проектной и исследовательской деятельности

  1. Стремитесь развить в каждом ребенке его индивидуальные наклонности и способности
  2. Ориентируйтесь больше на процесс исследовательского поиска
  3. Учите выявлять связи между предметами, событиями и явлениями
  4. Учите детей способности добывать информацию, а также умениям анализировать, синтезировать и классифицировать получаемую ими информацию
  5. Не делайте за детей то, что они могут сделать самостоятельно
  6. Обучайте школьников анализу ситуаций и решению проблем исследования
  7. Оценивая, помните – лучше похвалить ни за что, чем ни за что критиковать.

4. Проектная деятельность учащихся в 5-7 классах

Включение учащихся среднего звена в исследовательскую и проектную деятельность - отличный путь повышения мотивации и эффективности учебной деятельности.

Начиная с 5 класса, учащиеся самостоятельно отыскивают те или иные сведения из различных дополнительных источников информации, в том числе и Интернет. Формы исследовательской деятельности учащихся на уроке – это лабораторные опыты и работы, которые учащиеся выполняют на уроках самостоятельно или в группах. Особенно эффективна работа в группах, так как совместное творчество способствует формированию у обучающихся коммуникативных, информационных и общекультурных компетенций. Результатом исследовательской деятельности учащихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности, могут стать различные виды работ: творческий проект, исследовательская работа, проектно-исследовательская работа и др.

5. Организации проектно-исследовательской деятельности учащихся 8-11 классов

Выбор объектов и заданий для практических исследований и проектной деятельности осуществляется с учетом интересов и склонностей учащихся.

  • Рекомендации по выполнению исследовательской работы

1. Вводная часть. Оценивается в целом значимость и актуальность темы, рассматривается история изучения темы. Следует обратить внимание, какой материал и какая исследовательская методика по данной теме уже использовалась. Необходимо осветить уровень осмысления темы и вопросы, которые так и не получили должного освещения, что стало основой для обоснования собственной темы. Важно указать, на какие достижения можно опереться, какой уже известный материал использовать, то есть показать, что в таком плане, как вы хотите, тема ещё не ставилась. Необходимо четко сформулировать цель работы, задачи, объект и предмет исследования. Указываются методы исследования, теоретическая и практическая ценность полученных результатов, возможности их использования. Данный раздел определяет структуру и последовательность реализации работы. Оценивается и классифицируется комплекс произведений и источников, на базе которых реализуется тема. Необходимо показать, что совокупность этих произведений и источников оптимальна для того, чтобы достичь цели исследования. В конце вводной части желательно раскрыть структуру исследовательской работы, перечислить основные структурные элементы и обосновать последовательность их расположения. 2. Основная часть. В зависимости от темы реализуется по-своему, но есть общая логика её построения. Раздел открывает оценка ситуации, определяется возникшая проблема. Затем выдвигается гипотеза, которых может быть несколько. В главах основной части исследовательской работы дается анализ теоретического материала, полученного из литературных источников по данной проблеме. Затем излагается методология исследовательской деятельности, то есть перечисляются методы исследования, излагается подробно ход исследования, обобщаются результаты. Примеры методов исследования:

1) краеведческий поиск;

2) источниковедческий, историографический, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический и содержательный анализ и синтез;

3) методы атрибуции, фиксации, реконструкции;

5) поиск материала в Internet и др.

3. Заключение. Итоги подводятся с учетом тех позиций, которые были изложены в ''обосновании темы''. При этом принимается во внимание не только цель, но и задачи исследования, методы их решения. Автор должен четко изложить свою концепцию, подчеркнув её новизну, а также обозначить, какие новые исследовательские возможности открывает достигнутый им результат. 4. Примечания. В примечаниях приводятся сноски и комментарии по проблемам, требующим отдельных характеристик и оценок. Их выносят в примечания тогда, когда они перегружают основной текст.

5. Список литературы. Дается строго в алфавитном порядке. Если используются архивные материалы, их список предваряет список литературы.

Примечание: Уже в начале творческого пути по созданию проектно-исследовательских работ можно ознакомить учащихся с требованиями к ооцениванию «Критерии оценивания проектов». Критерии оценивания могут сопровождать каждый этап работы над проектом или быть представленными на заключительном этапе работы.

III. Приложения

(Приложение № 1)

Методические рекомендации учащимся по выполнению проектных

и исследовательских работ

1. Проект или исследовательская работа – это твоя самостоятельная творческая разработка. Выполняя его, привлекай к работе родителей, друзей и других людей. Помни, что главное для тебя – развить твои творческие способности.

2. Работай в следующем порядке:

а) выбери с помощью родителей и учителя тему;

б) подбери информацию (книги, журналы, компьютерные программы и т.д.);

в) планируй весь объем работы и организацию её выполнения с помощью учителя;

г) выполни теоретическую и практическую части проекта;

д) внеси коррективы в теоретическую часть по результатам выполнения изделия;

е) напечатай графическую часть проекта;

ж) подготовься к защите и оценке качества твоей работы, выполни для защиты демонстрационные наглядные материалы; з) защити проект.

3. Используй в работе справочную литературу: каталоги, словари, журналы, книги и т.п., а также материалы музеев и выставок; материалы сети Интернет

4. Старайся применять в работе современную технику: видеокамеру, компьютер, видео- и аудиотехнику, фотоаппараты, Интернет.

5. Думай о том, как твоя работа пригодится тебе в будущем, старайся связать её с выбранной профессией.

6. Учитывай традиции и обычаи округа и города, в котором ты живешь.

7. Всегда помни об экологии родного города и своем здоровье.

8. Используй знания по любым предметам, а также свой бытовой опыт. Проявляя творчество, основывайся только на научных знаниях.

9. Не стесняйся по всем вопросам обращаться к руководителю проекта.

Приложение № 2

Методы исследования

Что такое метод научного познания?

Метод - это совокупность действий, призванных помочь достижению желаемого результата. Ни один проект не должен остаться без того или иного вида исследования, иначе он превратиться в обычный реферат.

Метод

Суть метода

1.

Анализ

Расчленение целостного предмета на составляющие части (стороны, признаки, свойства или отношения) с целью их всестороннего изучения. Может использоваться источниковедческий, историографический, искусствоведческий, архитектурный, стилистический, семантико-семиотический, содержательный анализ.

2.

Дедукция

Вид умозаключения от общего к частному, когда из массы частных случаев делается обобщенный вывод о всей совокупности таких случаев.

3.

Индукция

Метод исследования и способ рассуждения, в котором общий вывод строится на основе частных посылок (от частного к общему).

4.

Классификация

Разделение всех изучаемых предметов на отдельные группы в соответствии с каким-либо важным для исследователя признаком.

5.

Моделирование

Изучение объекта путем создания и исследования его копии (модели), замещающей оригинал с определенных сторон, интересующих познание. Модель всегда соответствует объекту-оригиналу в тех свойствах, которые подлежат изучению, но в то же время отличаются от него по ряду других признаков.

6.

Наблюдение

Целенаправленное восприятие явлений объективной действительности, в ходе которого получают знания о внешних сторонах, свойствах и отношениях изучаемых объектов.

7.

Обобщение

Прием мышления, в результате которого устанавливаются общие свойства и общий признак объектов.

8.

Описание

Фиксация средствами естественного или искусственного языка сведений об объектах.

9.

Прогнозирование

Специальное научное исследование конкретных перспектив развития какого-либо явления.

10

Синтез

Соединение ранее выделенных частей (сторон, признаков, свойств или отношений) предмета в единое целое.

11.

Эксперимент

Метод познания, при помощи которого в контролируемых и управляемых условиях исследуются явления действительности. В зависимости от способа проведения выделяют главным образом три вида экспериментов:

· Лабораторный эксперимент.

· Полевой, или естественный эксперимент.

· Формирующий, или психолого-педагогический эксперимент.

12.

Опыт

Исследование какого-либо явления природы с вмешательством в процесс явления со стороны исследователя.

13.

Опрос

Наиболее распространенная и важнейшая форма сбора данных в маркетинге. Опрос может быть устным (личным) или письменным.

14.

Интервью

Наиболее гибкий метод сбора социологической информации, предполагающий проведение беседы (по определенному плану), основанной на непосредственном, личном контакте с респондентом. При формализованном интервью используется опросный лист, содержащий заранее подготовленные четкие формулировки вопросов и продуманные модели ответов на них.

15.

Анкетирование

Метод получения информации с помощью специального набора вопросов, на которые испытуемый дает письменные ответы.

Анкета - социологический инструментарий, представляющий собой структурированную систему вопросов, логически связанных между собой, а также с задачами и целями исследования.

16.

Краеведческий поиск

Комплексное научно-исследовательское изучение определенной территории и накопление знаний о ней. При этом на географической базе объединяются знания по географии, экологии, истории, археологии, геральдике, этнографии, филологии, искусствознания.

17.

Атрибуция

Проблема атрибуции какого-либо произведения заключается в определении его автора. Под произведением может пониматься любой связанный набор знаков, в том числе фильм, картина, аудио-произведение, письмо.

18.

Реконструкция

Воспроизведение процессов, происходивших в прошлом, на основе некоторой модели и предпосылок.

Для каждого проекта отбираются свои методы исследования.

Общие критерии отбора методов исследования:

1) адекватность объекту, предмету, общим задачам исследования, накопленному материалу;

2) соответствие современным принципам научного исследования;

3) прогностичность, т.е. научная обоснованность, что выбранный метод даст новые и надежные результаты;

4) соответствие логическому этапу исследования;

5) комплексная взаимосвязь с другими методами.

Категория: История
21.12.2015 20:52


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!