СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методические рекомендации по подготовке урока согласно новым образовательным стандартам "Готовим ФГОС урок"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Готовим ФГОС урок

Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Современный ученик школы в процессе обучения не только приобретает знания, а учится применять их на практике.

Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:

  1. анализировать свои действия;
  2. самостоятельно принимать решения, прогнозируя их возможные последствия;
  3. отличаться мобильностью;
  4. быть способны к сотрудничеству;
  5. обладать чувством ответственности за судьбу страны, ее социально-экономическое процветание.

В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?

Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.

Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.

Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?

Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.

Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.

Общие положения реализации проекта урока.

  1. Реализуя свой проект, учитель должен его корректировать по ходу урока;
  2. В ходе урока учитель соотносит свою активность и активность детей. Если вопрос задан, то учитель терпеливо ждет ответа столько, сколько потребуется детям;
  3. Если ребенок задает вопрос или высказывает свое соображение, учитель всегда обращает внимание на его адресованность (либо классу, либо – другому ребенку). Нужно научить ребенка поворачиваться лицом к классу, собеседнику, называть его по имени;
  4. Добивайтесь, чтобы школьники смело высказывали свою точку зрения, не боясь ошибиться. Используйте несколько правил:

- презумпция правильного ответа. Всякий ответ, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл, должен считаться правильным.

- пусть ученик говорит, как может, а учитель пусть всегда говорит правильно;

- на любой интересный творческий вопрос может быть больше одного правильного ответа. Не следует бояться разных ответов учеников, многие из них оказываются верными.

5) Учитель старается избегать оценок личности детей. Учитель соглашается и корректирует самооценку и взаимооценки детей. Обращает внимание на достижения друг друга. Дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя ко всем детям.

Какие требования предъявляются к современному уроку:

  1. хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание.
  2. учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
  3. урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
  4. учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
  5. вывод делают сами учащиеся;
  6. минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
  7. времясбережение и здоровьесбережение;
  8. в центре внимания урока - дети;
  9. учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
  10. умение демонстрировать методическое искусство учителя;
  11. планирование обратной связи;
  12. урок должен быть добрым.

При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:

  1. свобода выбора (в любом обучающем или управляющем действии ученику предоставляется право выбора);
  2. открытости (не только давать знания, но и показывать их границы, сталкивать ученика с проблемами, решения которых лежат за пределами изучаемого курса);
  3. деятельности (освоение учениками знаний, умений, навыков преимущественно в форме деятельности, ученик должен уметь использовать свои знания);
  4. идеальности (высокого КПД) (максимально использовать возможности, знания, интересы самих учащихся);
  5. обратной связи (регулярно контролировать процесс обучения с помощью развитой системы приемов обратной связи).

Урок может считаться удавшимся, если:

а) реализован замысел урока (т.е. достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты запланированные достижения), даже, если спроектированный ход урока нарушен;

б) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.

Желаю творческих успехов!

Категория: Всем учителям
10.04.2016 13:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!