СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Готовим ФГОС урок
Большие надежды на кардинальные изменения в образовательном процессе возлагаются на стандарты второго поколения (ФГОС), где на смену ведущего лозунга прошлых лет «Образование для жизни» пришёл лозунг «Образование на протяжении всей жизни». Современный ученик школы в процессе обучения не только приобретает знания, а учится применять их на практике.
Современному обществу нужны образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут:
В чем же новизна современного урока в условиях введения стандарта второго поколения?
Как проходил обычный урок? Учитель вызывает ученика, который должен рассказать домашнее задание – параграф, прочитанный по учебнику. Затем ставит оценку, спрашивает следующего. Вторая часть урока – учитель рассказывает следующую тему и задает домашнее задание.
Теперь же, в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни.
Уроки должны строиться по совершенно иной схеме. Если раньше больше всего распространен объяснительно-иллюстративный метод работы, когда учитель, стоя перед классом, объясняет тему, а потом проводит выборочный опрос, то в соответствии с изменениями упор должен делаться на взаимодействие учащихся и учителя, а также взаимодействие самих учеников. Ученик должен стать живым участником образовательного процесса. На сегодняшний день некоторые дети так и остаются незамеченными в течение урока. Хорошо, если они действительно что-то услышали и поняли во время занятия. А если нет?
Если говорить о конкретных методиках, обучающих универсальным учебным действиям, они могут включать в себя и экскурсии, и поиск дополнительного материала на заданную тему, и обмен мнениями, и выявление спорных вопросов, и построение системы доказательств, и выступление перед аудиторией, и обсуждение в группах, и многое другое.
Чаще организуются индивидуальные и групповые формы работы на уроке. Групповая форма работы имеет множество плюсов: ребенок за урок может побывать в роли руководителя или консультанта группы. Меняющийся состав групп обеспечит гораздо более тесное общение одноклассников. Мало того, практика показывает, что дети в общении раскрепощаются, ведь не каждый ребенок может легко встать перед всем классом и отвечать учителю. «Высший пилотаж» в проведении урока и идеальное воплощение новых стандартов на практике – это урок, на котором учитель, лишь направляя детей, дает рекомендации в течение урока. Поэтому дети ощущают, что ведут урок сами. Постепенно преодолевается авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Общие положения реализации проекта урока.
- презумпция правильного ответа. Всякий ответ, в котором можно найти хоть какой-нибудь смысл, должен считаться правильным.
- пусть ученик говорит, как может, а учитель пусть всегда говорит правильно;
- на любой интересный творческий вопрос может быть больше одного правильного ответа. Не следует бояться разных ответов учеников, многие из них оказываются верными.
5) Учитель старается избегать оценок личности детей. Учитель соглашается и корректирует самооценку и взаимооценки детей. Обращает внимание на достижения друг друга. Дети должны чувствовать доброжелательность и спокойный настрой учителя ко всем детям.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
При посещении урока необходимо обратить внимание на принципы педагогической техники:
Урок может считаться удавшимся, если:
а) реализован замысел урока (т.е. достигнут запланированный сдвиг в способах работы детей, достигнуты запланированные достижения), даже, если спроектированный ход урока нарушен;
б) этот результат получен не насильственным по отношению к детям путем, то есть дети работали инициативно, с интересом, говорили на уроке больше, чем учитель; ушли с урока, желая продолжить это занятие.
Желаю творческих успехов!
© 2016, Ломанова Анна Юрьевна 589