СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ «ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ЯКУТИИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 9 КЛАССЕ

Нажмите, чтобы узнать подробности

МЕТОДИКА ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ

«ОТКРЫТИЯ И ИССЛЕДОВАНИЯ ЯКУТИИ» С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ В 9 Классе

Содержание

Введение.................. 3

Глава 1. Теоретические основы изучения персоналий в школьной географии

1.1. Понятия о персоналиях и персоналии в географии...... 5

1.2. Персоналии в школьных учебниках географии...... 6

1.3. Использование компьютерных технологий в обучении географии.

Глава 2. Методика изучения портретов исследователей Якутии с помощью компьютерных технологий.................

2.1. Методические условия изучения портретов исследователей Якутии с помощью компьютерных технологий.............

2.2. Педагогический эксперимент и его результаты.......

Заключение.................

Литература.................

Введение

Актуальность избранной темы объясняется существом и общечеловеческой значимостью затрагиваемого материала. Дело в том, что проблема информатизации и непосредственно связанной с ней компьютеризации всех сфер человеческой деятельности является одной из глобальных проблем современного мира. Причина тому - неслыханное для предшествующих эпох повышение роли информации, превращение ее в одну из важнейших движущих сил всей производственной и общественной жизни. Происходящий параллельно стремительный скачок в развитии аппаратных средств, т.е. собственно компьютеров как технических устройств за последние 2-3 года сделал эту технику достаточно доступной. Поэтому внедрение компьютерных технологий в образование можно охарактеризовать как логичный и необходимый шаг в развитии современного информационного мира в целом.

С другой стороны существует проблема падения интереса школьников к получению фундаментальных знаний в области естественных наук. Компьютер вносит в учебный процесс принципиально новые познавательные средства, позволяет сблизить сферу образования с реальным миром.

Все чаще учителя делятся опытом преподавания математики, истории, географии, русского языка и т.д. с использованием компьютеров. Широкое применение получил метод проектов.

Использование современных информационных технологий позволяет значительно увеличить внимание, запоминаемость в процессе усвоения новых знаний при значительном сокращении длительности процесса передачи знаний от учителя к ученику.

Целью исследования является повышения знаний о исследователях Якутии с использованием компьютерных технологий и формирование творческой деятельности

Объект исследования: Учебно-воспитательный процесс на уроках географии

Предмет исследования: методика изучения исследователей Якутии с помощью компьютерной технологии

Задачи исследования:

  1. Изучить научно-методическую литературу по проблеме исследования;
  2. Определить методику использования компьютерных технологий при изучении портретов исследователей Якутии;
  3. Провести педагогический эксперимент

Методы исследования: теоретические – анализ научно-методической литературы; эмпирические – опрос, анкетирование, контрольные тесты, педагогический эксперимент

Структура выпускной квалификационной работы состоит из введения, двух глав, заключения, литературы,

Глава 1. Персоналии в географической науке и образовании.

  1. Понятие о персоналиях.

Понятие «персоналий» используется несколькими направлениями, такими как философия, психология, искусство. Если рассматривать «персоналий» по отношению к географической категории, то она описывает биографию какого либо человека. Приведем определения понятия «персоналий».

«Персоналий» (в Большой Советской энциклопедии)- издания, содержащие материалы, посвященные жизни и деятельности какого либо лица, как объекты для подборки в библиотечном каталоге под именем этого лица.

В нашей литературе вопрос о научных школах разработан еще недостаточно. Сошлемся на определение, которое дает научной школе акад. Н.Н. Моисеев. Он называет научную школу неформальным объединением людей вокруг талантливого исследователя или некой идеи, в котором неизбежно возникает лидер, поддерживающий такое объединение. Но оно лишь тогда превращается в школу, когда в нем возникает ощущение взаимной ответственности. Примеры таких научных школ мирового значения, например, в физике или математике, общеизвестны.

В географической литературе более других касались вопроса о географических школах Ю.Г. Саушкин, И.А. Витвер, Ф.Н. Мильков, Л.С. Абрамов, Б.С. Хорев. В работах этих, да и других ученых можно встретить примеры отечественных (школы П.П. Семенова-Тян-Шанского, В.В. Докучаева, Д.Н. Анучина) и зарубежных (немецкая школа антропогеографии, французская школа «географии человека») школ. Иногда затрагивается и вопрос об иерархии научных географических школ с выделением среди них общенациональных, региональных и даже местных. Тем не менее, в наиболее принятой трактовке школы обычно «привязываются» к научным направлениям (например, школа экономического районирования) и именуются по лидеру или лидерам этого направления.

Ю.Г. Саушкин выделяет всего шесть научных школ, в том числе пять в области физической географии (школы Берга — Борзова, Вернадского — Полынова, Глушкова — Муравейского, Шокальского — Зубова, Сукачева) и одну — в области экономической географии (школа Баранского — Колосовского). А Ф.Н. Мильков предлагает перечень школ по пяти направлениям физической географии. «Персоналия» этих школ, что вполне естественно, отчасти совпадает с предложениями Ю.Г. Саушкина. Но есть и существенные дополнения в виде школы физического страноведения Б.Ф. Добрынина, ландшафтно-географической школы акад. А.А. Григорьева, геоморфологической и палеогеографической школы академиков К.К. Маркова и И.П. Герасимова.

Нетрудно заметить, что вопрос о научных школах тесно связан с проблемами структуры географической науки. [13]

  1. Персоналии в школьных учебниках географии.

Научные персоналии в базовой школьной географии 1990 г. было названо всего 15 фамилий. Для 6 классов это Колумб, Магеллан, Миклухо-Маклай, для 7 класса-Ливингстон, Гумбольдт, Беллинсгаузен и Лазарев, Семенов, Тянь-Шанский, Пржевальский, Козлов, Вавилов, для 8-9 классов - Докучаев, Берг, Баранский. Однако сборник разноуровневых программ пошел по этом отношении гораздо дальше. Например, в программе Т.П. Герасимовой фигурирует 35 фамилий, в программе В.Я. Рома и В.П. Дронова- 20 фамилий. В еще большой мере это относится к ряду новых учебников. Особенно для 7 класса. Так персоналия учебника О.В. Крылова и Т.П. Герасимовой для этого класса включает 43 имени, учебника В.А. Коринской, И.В. Душиной и В.А. Щенева- 52 имени, а учебника И.В. Душтной, В.А. Коринской и В.А. Щенева, изданного «Дрофой»- более 100 имен!

В учебниках по курсам социально-экономической географии персоналия, как правило, меньше, но и этот уровень значительно выше того, который был в учебниках «третьей волны». Достаточно сказать, что в учебнике А.В. Даринского с соавторами по географии России-24 имени. В учебнике В.Я. Рома и В.П. Дронова по населению и хозяйству России 19, а в параллельном учебнике А.И. Алексеева и В.В. Николаевой 25 фамилий. В первом издании учебника В.П. Максаковского для 10 класса было 45 фамилий ученых в области географии и ряда смежных наук. При этом подборки фамилий нередко преобретали характер перечислительных «поминальников». Во втором и последующих изданиях число фамилий было сильно уменьшено. Что же касается учебника Ю.Н. Гладкого и С.Б Лаврова для того же класса, то в нем какая-либо персоналия вообще не было.

Название учебника

всего

путешественники

ученые

негеографические персоналии

опосредованно

6 класс

Кошевой В.А., Душина И.В., Летягин А.А. «Мир Земли» - М.: «С-Инфо» «Баллас», 1999

24

2

12

4

4

Сухов В.П. «Физическая география: Начальный курс» - М.: Просвещение, 2001

20

13

4

3

0

Финаров Д.П. «Физическая география» - М.: Астрель, 2002

22

15

5

2

0

Герасимова Т.П., Гранберг Г.Ю., Неклюкова Н.П. «Физическая география: Начальный курс» - М.: Просвещение, 1994

16

6

4

3

3

Крылова О.В. «География: Физическая география» - М.:Просвещение,2000

19

2

17

-

-

7 класс

Коринская В А., Душина И А., «География Материков и Океанов» - М.: Дрофа, 2005

70

43

10

3

14

Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом-Земля: Материки и океаны, народы и страны. – М: Дрофа, 1996

97

59

14

7

17

Крылова О.В., Герасимова Т.Л. «Географии Материков и Океанов» - М: Просвещение, 1998

51

41

5

2

3

Финаров Д.П., Васильев С.в., Шипунов З.И., Чернихова Е.я, «География материков и океанов», - М.: Просвещение, 1996

55

45

4

6

-

8 класс

География России (8-9 кл.) – М.: Дрофа, 2003

44

11

14

1

18

Раковская Э.М. «География: природа России» - М.: Просвещение, 1997

65

39

6

2

18

9 класс

Даринский А.В. «Экономическая и социальная география России» - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001

68

1

1

27

39

10 класс

Кузнецова А.П. «География. Население и хозяйство мира», 1997

27

4

2

21

11

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. «Экономическая и социальная география мира» - М.: Просвещение, 1993

19

7

1

6

5

В учебниках профильных школ старшего звена вопрос о научной персоналии решается по-разному. Например, в учебнике «Природопользование» приводится 37 фамилий, из которых 2/3 –новые. В учебнике «География человеческой деятельности» всего 12 фамилий, но это не привычные перечни и беглые упоминания, а достаточно подробные творческого вклада ученых в мировую науку [7].

В действовавших до 1980-х гг. учебниках географии фамилий географов было сравнительно немного. Достаточно сказать, что в учебнике для V класса упоминались только Птолемей, Афанасий Никитин, Колумб, Магеллан, Бехайм, Пржевальский, Миклухо-Маклай и опосредствованно (через мемориальные географические названия) еще Ломоносов и Федченко. В VI классе до 1979 г, назывались 14 фамилий: Веспуччи, Васко да Гама, Кук, Лазарев и Беллинсгаузен, Ливингстон и др. В тексте учебника для VII класса было 9 фамилий и еще 3 доходили до школьников через географические наименования. В VIII классе упоминались Ломоносов, Баранский и Колосовский, а в IX классе, да и то вскользь,— только Баранский. Всего, таким образом, за пять лет обучения мы упоминали (не считая повторных) о 36 географах— в основном путешественниках эпохи великих географических открытий. В среднем, следовательно, приходится по одной фамилии на 10—11 уроков, но на самом деле, как мы видели, есть целые почти «бесфамильные» курсы.

Несмотря на все это, В. А. Жучкевич считает что «загружать» школьную географию фамилиями географов не следует. «Перегружать», конечно, не следует, но немного «догрузить» вполне можно. Например, в нашей школьной географической персоналии явно недостает имен П. П. Семенова-Тян-Шанского, А. И. Воейкова, Д. Н. Анучина, В. И. Вернадского, Л. С. Берга, да и некоторых современных ученых. Разумеется, речь идет о вкладе этих ученых в науку. Отрадно, что в переработанных учебниках (например, для VI класса) число фамилии несколько возросло.

Для анализа изменений, были проанализированы учебники по географии 6-10 классов разных авторских коллективов. Всего проанализировано 19 учебников. Получены следующие результаты:

Был проведен анализ пяти учебников 6 класса. Среди учебников 6 класса наибольшее количество персоналий было упомянуто в учебнике Кошевой В.А., Душина И.В., Летягин А.А. «Мир Земли» - М.: «С-Инфо» «Баллас», 1999 (24 персоналий), на втором месте - Финаров Д.П. «Физическая география» - М.: Астрель, 2002 (22), на третьем - Сухов В.П. «Физическая география: Начальный курс» - М.: Просвещение, 2001 (20).

Наибольшее количество географических персоналий рассматривается в учебнике Финарова Д.П. «Физическая география» - М.: Астрель, 2002 (20), на втором - Крылова О.В. «География: Физическая география» - М.:Просвещение,2000 (19).

Среди учебников 7 класса наибольшее количество персоналий упомянуто в учебнике Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом-Земля: Материки и океаны, народы и страны. – М: Дрофа, 1996 ( 97 персоналий ), на втором месте - Коринская В А., Душина И А., «География Материков и Океанов» - М.: Дрофа, 2005 (70), на третьем - Финаров Д.П., Васильев С.В., Шипунов З.И., Чернихова Е.Я, «География материков и океанов», - М.: Просвещение, 1996 (55).

Наибольшее количество географических персоналий рассматривается в учебнике Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом-Земля: Материки и океаны, народы и страны. – М: Дрофа, 1996 (73), на втором - Коринская В А., Душина И А., «География Материков и Океанов» - М.: Дрофа, 2005 (53).

Наибольшее количество географических персоналий рассматривается в учебнике Душина И.В., Коринская В.А., Щенев В.А. География: Наш дом-Земля: Материки и океаны, народы и страны. – М: Дрофа, 1996 (73), на втором - Коринская В А., Душина И А., «География Материков и Океанов» - М.: Дрофа, 2005 (53).

Среди учебников 8 класса было проанализировано 3 учебника. Наибольшее количество персоналий имеет учебник по географии России Бариновой И.И. – 107 персоналий, на втором – учебник Раковской Э.М., на третьем – в учебнике под редакцией А.И. Алексеевой.

Наибольшее количество географических персоналий встречается в учебнике Бариновой И.И. (57).

Из учебников географии 9 класса было проанализировано 3 учебника. Наибольшее количество персоналий было упомянуто в учебнике Даринского А.В. «Экономическая и социальная география России» - М.: ООО «Изд-во АСТ», 2001. - 68 персоналий.

18 географических персоналий (наибольшее количество) упомянуто в учебнике под редакцией Алексеева А.И. Для учебников 9 класса, т.е. курса экономической и социальной географии России характерно наименьшее количество персоналий встречающихся в учебнике.

Среди учебников 10 класса было проанализировано 4 учебника: наибольшее количество персоналий упоминается в учебнике Герасимовой Т.П Общая география, 2001г. (49 персоналий), среди них географических персоналий встречается 33 раза.

Средняя нагрузка учебников персоналиями, без опосредованных, по классам. Наиболее нагруженным является 7 класс – курс географии материков и океанов. Загруженность курса персоналиями объясняется с тем, что в этом курсе проходят темы История освоения и изучения какого-либо материка и океана. В среднем на один материк или океан приходится по 6 персоналий.

Наиболее незагруженным курсом является 6 – введение в физическую географию, 9 – курс экономической и социальной географии России и 10 – курс – социально-экономической географии мира.

Категория: География
17.03.2015 10:51


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!