СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методика подготовки и проведения уроков

Нажмите, чтобы узнать подробности

Начинающий преподаватель, какую бы дисциплину он не преподавал, нередко сталкивается с проблемой неправильного распределения времени занятия. Поэтому распределять время, затрачиваемое на объяснение новой темы, ее закрепление и опрос студентов следует заранее: это позволит избежать нежелательных пауз, а также «скомканных», торопливых объяснений. Именно поэтому преподаватели со стажем считают, что правильно составить план урока и придерживаться регламента гораздо полезнее, чем ориентироваться исключительно на собственный опыт.

Поурочный план - документ, регламентирующий деятельность на уроке:

• преподавателя - по организации учебного процесса;

• студентов - по овладению знаниями, умениями, и по дисциплине всоответствии с рабочей программой и требованиями ФГОС

Поурочный план составляется преподавателем в соответствии с

Рабочей программой и календарно- тематическим планированием по дисциплине

Основные задачи поурочного плана:

• определение места урока в изучаемой теме;

• определение цели урока;

• отбор содержания урока в соответствии с ФГОС

• группировка отобранного учебного материала и определение последовательности его изучения;

• отбор методов обучения и форм организации познавательной деятельности студентов, направленных на создание условий для усвоения ими учебного материала.

• формирование общих и профессиональных компетенций при освоении профессионального модуля

Разработка поурочного плана

Основными компонентами поурочного плана являются:

• целевой: постановка целей учения перед студентами, как на весь урок, так и на отдельные его этапы;

• содержательный: подбор материала для изучения, закрепления, повторения, самостоятельной работы и т. д.;

• технологический: выбор форм, методов и приемов обучения;

• контрольно-оценочный: использование оценки деятельности студента науроке для стимулирования его активности и развития познавательногоинтереса;

Определение цели на каждый урок обязательно.

Этапы планирования урока:

• определение типа урока, разработка его структуры;

• отбор оптимального содержания учебного материала урока;

• выделение главного материала, который студент должен понять и запомнитьна уроке;

• подбор методов технологий, средств, приемов обучения в соответствии стипом урока и каждым отдельным его этапом;

• выбор форм организации деятельности студентов на уроке,

форморганизации и оптимального объема их самостоятельной работы;

• организация контроля и оценки результатов освоения учебной дисциплины (модуля);

• определение форм и объема домашнего задания;

• продумывание форм подведения итогов урока, рефлексии;

• оформление поурочного плана;

Соблюдение правил, обеспечивающих успешное

проведениепланируемого урока:

• учет индивидуальных возрастных и психологических особенностей студентов, уровня их знаний, а также особенностей всей группы в целом;

• подборка разнообразных учебных заданий, целью которых является: узнавание нового материала, воспроизведение, применение знаний знакомой ситуации, применение знаний в незнакомой

ситуации, формирование компетенций, творческий подход к знаниям;

• дифференциация учебных заданий в соответствии с принципом «от простого к сложному»;

• определение способов развития познавательного интереса студентов продумывание приемов педагогической техники.

Оформление поурочного плана

Поурочный план содержит:

- название дисциплины;

- тему урока ( должна совпадать с КТП и Рабочей программой);

- цель урока;

- задачи урока;

- тип урока;

- вид урока;

- оборудование, ТСО;

- содержательную часть.

- итог.

Цель урока:

- цель урока - одна и выражена именем существительным, задачи - минимум 3 и выражены глаголом. То есть задачи формулируют, что нужно сделать, чтобы прийти к поставленной цели. У такой системы есть некоторые неудобства: не всегда цель конкретного урока формулируется существительным, да и одна бывает не всегда. - цель урока - несколько, выражены глаголами несовершенного вида (что делать?). Это так называемые "глобальные цели", некий идеал, ориентиры человеческой деятельности (воспитывать сознательного гражданина России). Задачи- это локальные цели, то есть цели конкретного момента деятельности, обозначаются глаголами совершенного вида (что сделать?), обладают свойствами диагностичности и операционности. Диагностичность цели означает, что имеются средства и возможности проверить, достигнута ли цель. Операционность означает, что в формулировке цели имеется указание на средства её достижения (сформировать умение записи и чтения десятичных дробей). При этом также ставится 3 основных локальных целей (задач) урока: - цель обучения(предполагает формирование у обучающихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний. Обучающая цель должна быть максимально конкретной; - цель воспитания предполагает формирование у обучающихся определённых свойств личности и черт характера; - цель развития предполагает развитие психических свойств и качеств, необходимых в деятельности (мышление, память, внимание, познавательные умения, самостоятельность и т.д.). Ещё один интересный способ поставить реальные, рабочие цели и задачи, этакая подсказка на все случаи, когда нужно это сделать: какая есть проблема? её решение - цель какие причины этой проблемы? их преодоление - задачи. Например, Студенты не участвуют в конкурсах. Цель: повысить массовость участия в конкурсах. Почему не участвуют? Плохо информированы, нет времени из-за перегрузки на уроках и больших домашних заданий, нет помощи от педагогов и т.д. Задачи: создать массовую, наглядную и доступную систему информирования о проводимых конкурсах, проверить уровень домашних заданий и оптимизировать их, повысить материальное стимулирование учителей, чьи учащиеся принимают участие в конкурсах и т.д.

Типы уроков:

  1. урок усвоения новых знаний;
  2. урок актуализации знаний и умений (урок повторения);
  3. урок комплексного применения знаний и умений (урок закрепления);
  4. урок систематизации и обобщения знаний и умений;
  5. урок контроля знаний и умений;
  6. урок коррекции знаний, умений и навыков;
  7. комбинированный урок;

Примерная структура каждого типа урока по ФГОС

1. Структура урока усвоения новых знаний:

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление.

7) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

8) Рефлексия (подведение итогов занятия)

3. Структура урока актуализации знаний и умений (урок повторения)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция знаний, навыков и умений студентов, необходимых для творческого решения поставленных задач.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

4) Актуализация знаний.

§ с целью подготовки к контрольному уроку

§ с целью подготовки к изучению новой темы

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6) Обобщение и систематизация знаний

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

2 Структура урока комплексного применения знаний и умений (урок закрепления)

1) Организационный этап.

2) Проверка домашнего задания, воспроизведение и коррекция опорных знаний студентов. Актуализация знаний.

3) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

4) Первичное закрепление

§ в знакомой ситуации (типовые)

§ в изменённой ситуации (конструктивные)

5) Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)

6) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

4. Структура урока систематизации и обобщения знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Актуализация знаний.

4) Обобщение и систематизация знаний

Подготовка студентов к обобщенной деятельности

Воспроизведение на новом уровне (переформулированные вопросы).

5) Применение знаний и умений в новой ситуации

6)Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

7) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Анализ и содержание итогов работы, формирование выводов по изученному материалу

5. Структура урока контроля знаний и умений

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Выявление знаний, умений и навыков, проверка уровня сформированности у студентов умений и знаний. (Задания по объему или степени трудности должны соответствовать программе и быть посильными для каждого студента).

Уроки контроля могут быть уроками письменного контроля, уроками сочетания устного и письменного контроля. В зависимости от вида контроля формируется его окончательная структура

4) Рефлексия (подведение итогов занятия)

6. Структура урока коррекции знаний, умений и навыков.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Итоги диагностики (контроля) знаний, умений. Определение типичных ошибок и пробелов в знаниях и умениях, путей их устранения и совершенствования знаний и умений.

В зависимости от результатов диагностики преподаватель планирует коллективные, групповые и индивидуальные способы обучения.

4) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

5) Рефлексия (подведение итогов занятия)

7. Структура комбинированного урока.

1) Организационный этап.

2) Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности студентов.

3) Актуализация знаний.

4) Первичное усвоение новых знаний.

5) Первичная проверка понимания

6) Первичное закрепление

7) Контроль усвоения, обсуждение допущенных ошибок и их коррекция.

8) Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению

9) Рефлексия (подведение итогов занятия)

Виды учебных занятий

1. Урок

2. Лекция (вводная, установочная, текущая, обзорная, заключительная)

3. Семинар (семинар-беседа, заслушивание и обсуждение докладов, рефератов, семинар-диспут)

4. Учебная экскурсия (вводная, текущая, заключительная)

5. Тематическая конференция (тематическая, обзорная, заключительная)

6. Лабораторная работа

7. Практическое занятие

8. Консультация

9. Курсовое проектирование

10. Дипломное проектирование

11. Учебная практика

Нетрадиционные формы урока:

  • ролевые игры;
  • урок-путешествие;
  • урок-спектакль;
  • круглый стол или конференция;
  • исполнение сказочного сюжета;
  • урок-состязание;
  • смотр знаний;
  • пресс-конференция;
  • урок фантазирования;
  • урок взаимообучения;
  • урок-игра;
  • урок открытых мыслей;
  • деловая игра;
  • урок-восхождение;
  • урок-зачет;
  • урок-соревнование;
  • урок взаимообучения;
  • урок-диалог;
  • урок-КВН;
  • мозговая атака;
  • урок-викторина;
  • урок-брифинг;
  • игра «Следствие ведут знатоки»;
  • актуальное интервью;
  • аукцион знаний;
  • имитационно-ролевое моделирование;
  • урок-диспут;
  • моделирование мышления учащихся;
  • урок-турнир;
  • ролевая деловая игра;
  • урок-эврика;
  • урок-лекция:
  • игра «Волшебный конверт»;
  • межпредметный интегрированный урок;
  • урок-конкурс;
  • лекция вдвоем;
  • урок творчества;
  • математический хоккей;
  • лекция-провокация;
  • лекция-диалог
  • лекция-конференция.

Содержательная часть конспекта включает описание этапов урока,названия, последовательность и содержание которых зависит от выбранного типа и вида урока.

Перечень этапов урока и их содержание в поурочном плане:

  1. Организационный момент. Мотивация.
  2. Этапы, выбранные преподавателем самостоятельно в зависимости от типа, вида урока.
  3. Рефлексия.

Преподаватель самостоятельно определяет объем содержательной части поурочного плана и форму его оформления. Выбор формы поурочного плана зависит от методической подготовленности педагога, профессионализма и опыта работы. Поурочный план может быть написан

• в форме структурно-логической схемы урока;

• в форме развернутого плана-конспекта;

• в форме полной методической разработки;

• в форме технологической карты.

Допускается использование ранее разработанного плана (в течение двух предыдущих лет), но в таком случае в обязательном порядке делается необходимая корректировка в конспекте (учитываются профессиональные особенности группы, уровень знаний, умений и навыков обучающихся и т.д.).

ПРИМЕРНОЕ ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ УРОКА

Дисциплина_______________________________________________________

Тема урока _______________________________________________________

Методическая(ие) цель(и) урока_______________________________________

Задачи урока_____________________________________________________

_________________________________________________________________

_________________________________________________________________

Планируемые результаты:

Знать____________________________________________________________

Уметь___________________________________________________________

Тип урока_______________________________________________________

Вид урока_____________________________________________________

Оборудование, ТСО_______________________________________________

Этапы урока

Содержание деятельности

Время

Организационный момент

Проверка посещаемости

Проверка готовности кабинета к уроку

Проверка готовности студентов к уроку

Проверка внешнего вида студентов

5 мин

Мотивационный момент

Сообщение темы, цели и задач урока

Создать проблемную ситуацию, необходимую мотивацию

5 мин

Проверка исходного уровня знаний (домашнего задания)

Фронтальный опрос или

Тестирование или

Логический диктант

(опрашивается не менее 30% студентов от присутствующих на уроке)

Изложение нового материала

Составляется план лекции, возможно с применением презентации, наглядных пособий и т.д.

Закрепление нового материала

Выборочный опрос по пройденному материалу или

Выборочная проверка конспектов или

Работа с учебником или раздаточным материалом или

Работа у доски

(заранее составляется перечень вопросов или заданий)

Рефлексия

Уточнение- что было не понятно и есть ли еще вопросы

Спросить у студентов какое впечатление от урока у них осталось.

Подведение итога урока:

Сообщение оценок

Указание на ошибки и достоинства

Домашнее задание

Сообщение домашнего задания

Проведение инструктажа по его выполнению

11.12.2015 13:39


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!