СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и формы работы с учащимися старшего звена на уроках математики в лицее-интернате для одаренных детей

Нажмите, чтобы узнать подробности

Давно замечено, что талантливые являются всюду и всегда, где и когда существуют условия, благоприятные для их развития Г.В. Плеханов

Что такое одаренность? Редкий индивидуальный дар или социальная реальность? И как относиться к одаренным детям? Как организовать процесс обучения на уроках математики?

Одаренность по- прежнему остается загадкой для большинства детей, педагогов и их родителей. Для широкой общественности же наиболее важными проблемами являются не столько научные основания одаренности, сколько, прежде всего, их реальные жизненные проявления, способы выявления, развития и социальной реализации. Забота об одаренных детях сегодня – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни завтра.[1]

Каждый человек имеет дар. Одаренность – качество любого ученика. Другой вопрос – в чем и насколько проявляется одаренность – в интеллекте, чувствах, нравственности или других человеческих проявлениях. Миссия человека на Земле – не только воспроизводство культурных традиций, это и создание нового. Если обратиться к христианским догматам, то Бог – это творец, поэтому миссия человека, который создан по Его образу и подобию – быть творцом. Именно в творчестве проявляется и развивается одаренность. Поэтому суть обучения, которое направлено на развитие одаренности – это творчество.[2]

В обучении учащихся лицея на уроках математики применяются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Все методы и формы работы в полной мере учитывают возрастные и индивидуальные особенности ребенка и ориентируются на эффективную помощь в решении его проблем, так как они являются важным фактором его успешности в формировании учебных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств.

Именно поэтому при выборе технологии работы с учащимися останавливаемся на тех задачах учебной деятельности, которые основаны на идеях личностно – ориентированного обучения.

Образовательные технологии

Цели и задачи, реализуемые посредством технологии

Технология развития критического мышления

Формирование у школьников через интерактивное включение в учебный процесс критического мышления.

Формирование культуры работы с информацией.

Проектный метод обучения

Активизация самостоятельной поисковой деятельности учеников, то есть проектирования.

Стимулирование познавательного интереса.

Развитие исследовательских умений и навыков: выявление и постановка проблемы, формулирование гипотезы, планирование исследовательских действий, сбор данных и их анализ, составление научных докладов, построение обобщений и выводов, рецензирование работы, защита проекта.

Технология решения задач (ТРЗ)

Воспитание творческой личности, подготовленной к решению сложных проблем в различных областях деятельности. Развитие творческого воображения с целью преодоления стереотипов решателя.

Исследовательские методы обучения

Целенаправленное формирование всех компонентов

исследовательской культуры школьника:

мыслительных умений и навыков (анализ и выделение главного; сравнение; обобщение и систематизация; определение и объяснение понятий; конкретизация, доказательства и опровержение, умение видеть противоречия);

умений и навыков работы с книгой и другими источниками информации;

умений и навыков, связанных с культурой устной и письменной речи;

специальных исследовательских умений и навыков.

Интерактивное обучение

Формирование умения работать сообща на единый результат.

Воспитание толерантности, уважительного отношения к другому человеку, точке зрения, позиции.

Именно эти педагогические технологии, на наш взгляд, позволяют ученику не накапливать объем знаний или количество информации, а развивают умения управлять этой информацией: искать, наилучшим способом присваивать, находить в ней смысл, применять в жизни.

Важным моментом развития способностей ученика является создание проектов.

Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию), которая должна завершиться вполне реальным, осязаемым практическим результатом, оформленным тем или иным образом (проф. Е. С. Полат); это совокупность приёмов, действий учащихся в их определённой последовательности для достижения поставленной задачи — решения проблемы, лично значимой для учащихся и оформленной в виде некоего конечного продукта.

Основное предназначение метода проектов состоит в предоставлении учащимся возможности самостоятельного приобретения знаний в процессе решения практических задач или проблем, требующего интеграции знаний из различных предметных областей. Если говорить о методе проектов как о педагогической технологии, то эта технология предполагает совокупность исследовательских, поисковых, проблемных методов, творческих по своей сути. Преподавателю в рамках проекта отводится роль разработчика, координатора, эксперта, консультанта.

В основе метода проектов лежит развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания, ориентироваться в информационном пространстве, развитие критического и творческого мышления.[3]

В настоящее время большую значимость приобретают проекты, направленные на решение конкретных практических задач, групповые и индивидуальные проекты. Так нашими учащимися были созданы проекты:

« Многогранники и представления философов о Вселенной в пространстве», « Симметрия в живых организмах», « Многогранники в живой природе» и другие.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями развития одаренных учащихся обладают элективные курсы, кружки, школьные научные общества, конкурсы, олимпиады и, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Развитию общей одарённости школьников способствует целенаправленная организация исследовательской деятельности учащихся. Исследовательская деятельность, как никакая другая, позволяет учащимся с признаками одарённости реализовать свои возможности, продемонстрировать весь спектр своих способностей, раскрыть таланты, получить удовольствие от проделанной работы.

Учебно-исследовательская деятельность - творческий процесс познания мира, себя и бытия, себя в мире.

При организации исследовательской деятельности учащихся придерживаемся следующих принципов: принципа естественности (проблема должна быть не надуманной), принципа осознанности (понимание как проблемы, цели и задач исследования, так и его хода и его результатов); принципа самодеятельности (можно овладеть ходом исследования только через собственный опыт) принципа наглядности, принципа равноправия.

Среди форм и методов внеурочной работы широкими возможностями выявления и развития одаренных учащихся обладают различные факультативы, кружки, малые академии наук, школьные научные общества, конкурсы, интеллектуальный марафон, привлечение школьников к участию в самых различных олимпиадах и конкурсах вне школы и, разумеется, система внеурочной исследовательской работы учащихся.

Планируя исследовательскую деятельность, ищем оптимальное сочетание научной традиции с новизной, неординарностью и жизненностью постановки вопроса с целью формирования у ученика внутренней мотивации подходить к любой возникающей перед ним проблеме с исследовательской, творческой позиции с учётом возраста, личностных особенностей и способностей.

Выбор тем для исследования нашими учащимися: « Сферическая тригонометрия», « Вычисление площади треугольника»,

« Тригонометрические подстановки при решении алгебраических уравнений», « Нестандартные методы решения тригонометрических уравнений» и другие.

Обязательным элементом работы с одаренными детьми является запланированное участие в предметных конкурсах, конференциях, олимпиадах. Поверяются не столько знания, сколько особенности нервной системы школьника выдержать напряжение, не растеряться, сконцентрировать внимание на главном, видеть и понимать вопросы, отстаивать свою точку зрения, умение общаться, бороться и не сдаваться при первых трудностях. Успешное участие усиливает стремление ребенка к самосовершенствованию в интеллектуальной сфере деятельности

Методика подготовки школьника к олимпиаде в корне отличается от обычной, урочной. Необходимы иные условия, при которых этот процесс будет осуществляться максимально эффективно.

В нашем лицее разработана программа подготовки учащихся к олимпиадам рассчитанная на весь период их обучения:

1. Мы выявляем наиболее подготовленных, одаренных и заинтересованных школьников через: очно-заочные курсы, вступительные экзамены (в тексты которых обязательно включаются творческие задания),наблюдения в ходе уроков, организацию исследовательской работы.

2.Создаём творческую группу, команду учащихся 11 классов, готовящихся к олимпиадам, которая помогает реализовать взаимопомощь, передачу опыта участия в олимпиадах, психологическую подготовку учащихся 9-10 классов.

3.Планируем работу: оптимально выстраиваем индивидуальные образовательные траектории для каждого ученика.

4.Расширяем кругозор: читаем книги, журналы, работаем в Интернете; общаемся дистанционно.

5.Организуем участие детей в тренингах (г.Москва), летних математических школах, как организованных на базе нашего лицея, так и с выездом в г.Казань.

Администрация лицея привлекла к подготовке учащихся к олимпиадам преподавателей ОГПУ, которые ведут спецкурсы для учащихся 9-11 классов: «Подготовка учащихся к олимпиадам»; « Избранные вопросы в изучении математики»; «Математический Олимп».В течении учебного года учащиеся нашего лицея принимают участие во многих конкурсах и олимпиадах различного уровня.

Работа с одарёнными школьниками в лицее осуществляется по следующим направлениям: 1.Обеспечение массовости и непрерывности участия детей в олимпиадном движении (школьные, муниципальные, региональные этапы Всероссийской олимпиады). Одарённый ученик стремится показать свои знания не только на уроке, но и на более высоком уровне. В олимпиадах изначально заложен сильнейший стимул саморазвития личности.

2.Участие школьников в различных конкурсах (турнир Ломоносова, математическая регата, игра «Кенгуру», Интернет-карусели, Всероссийский конкурс исследовательских работ учащихся общеобразовательных учреждений, посвящённых жизни и деятельности Д.И.Менделеева, Всероссийский открытый конкурс юношеских исследовательских работ имени В.И. Вернадского и др.);

3.Участие в научно-практических конференциях школьников («Шаг в будущее», математические научно-практические конференции)

4.Участие в творческих группах при Вузах городов Москва, Санкт-Петербург (ФМЗШ); в ученических научных обществах, малой академии наук)

5.Работа с Интернет-ресурсами, научно-популярной литературой по предметам (журналы «Квант», «Математика для школьников», «Наука и жизнь», «Исследовательская работа школьников» и др.)

6.Обучение на спецкурсах;

7.Организация профильных лагерей по организации творческой деятельности одарённых детей.

Мы считаем, что условиями успешной работы с одаренными учащимися в лицее является:

  • Осознание важности этой работы каждым членом коллектива и усиление в связи с этим внимания к проблеме формирования положительной мотивации к учению.
  • Создание и постоянное совершенствование методической системы и предметных подсистем работы с одаренными детьми.
  • Признание коллективом педагогов и руководством школы того, что реализация системы работы с одаренными детьми является одним из приоритетных направлений работы школы.
  • Постоянная работа по совершенствованию учебно-воспитательного процесса с целью снижения учебной и психологической перегрузки учащихся.
Категория: Математика
27.03.2015 17:35


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!