СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы и приемы развивающего обучения в условиях реализации ФГОС

Нажмите, чтобы узнать подробности

В основе традиционного обучения лежит идея о независимости развития, в том числе умственного, от обучения. Согласно этой теории циклы развития всегда предшествуют циклам обучения.

В 30-х годах прошлого столетия известный отечественный исследователь Лев Семенович Выготский разработал новую инновационную модель развивающего обучения, которая опережает развитие. Согласно этой теории «правильно организованное» ведет за собой детское умственное развитие, развивает ряд процессов, которые вне обучения вообще сделались бы невозможными. Зона ближайшего развития включает те действия, которые ребенок, опережая естественное развитие, способен выполнить в совместной деятельности с учителем, но которые бы он не выполнил самостоятельно или выполнил позднее и медленней.

Важный этап разработки теории и внедрения развивающего обучения на уроках связан с исследованиями Д.Б. Эльконина и В.В. Давыдова. Основой технологии РО, по В.В. Давыдову, является теория учебной деятельности. Между обучением и развитием человека всегда находится его деятельность. На основе системы Д.Б. Эльконина – В.В. Давыдова был разработан деятельностный подход. Суть этого подхода - «какова деятельность, такова и личность и вне деятельности нет личности».

Деятельностный подход, ориентирован главным образом на предметную (практическую) деятельность младших школьников. На этом этапе становления личности на первое место выступает деятельность как фактор формирования личности. В средней школе, на более зрелых этапах формирования личности, адекватной подростковому возрасту на первое место становится личность. В начальной школе программы ориентированы преимущественно на усвоение элементарных практических умений и навыков, то в средней школе – на изучение основ наук.

Позднее сформировался системно-деятельностный подход выступающий как интегральный, т.к. междисциплинарный, интегрирующий все школьные дисциплины.

Развивающим можно назвать обучение, в котором у учащегося – субъекта учебной деятельности в зоне ближайшего развития на базе обыденного мышления и интеллектуальных способностей формируется теоретическое мышление и творческие способности.

В федеральном государственном образовательном стандарте акцент в познавательной области ставится на развитие метакогнитивных стратегий, определяющих общеучебные умения и метазнания, позволяющие устанавливать межпредметные связи и связи с пройденным материалом. Большое внимание уделяется формированию и развитию умений самообразования, оценивания и самооценки. Достижение ключевых компетентностей учащимися требует от них навыков самостоятельного принятия решений, нахождения и постановки проблемы, умения выработать собственное мнение, осмыслить опыт, прийти к определенным умозаключениям, логично выстроить цепь доказательств, выразить себя ясно и уверенно.

Стандарт образования не ограничивает учителя в выборе технологий, методов и средств развивающего обучения, их выбор и применение зависит от предпочтений и творческих способностей педагога. Но при отборе образовательных технологий необходимо учитывать, что все технологии, используемые в школьном образовании, должны иметь преемственность и это необходимо учитывать при разработке и написании рабочих программ.

Предъявляются следующие дидактические требованиям к педагогическим технологиям, они должны:

оптимизировать соотношение теоретической и практической подготовки учащихся (формирование ключевых компетентностей на основе компетентностного подхода);

интенсифицировать процесс обучения (за счет деятельностного характера реализуемых технологий).

В образовательном процессе применяются следующие развивающие технологии обучения школьников:

Проблемное обучение

Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности обучающихся

Основное содержание: Последовательное и целенаправленное выдвижение перед обучающимися познавательных задач, разрешая которые активно усваивает знания.

Механизмы реализации: Поисковые методы постановки познавательных задач.

Развивающее обучение

Цель: Развитие личности и ее способностей.

Основное содержание: Ориентация учебного процесса на потенциальные возможности человека и их реализацию.

Механизмы реализации: Вовлечение обучаемых в различные виды деятельности.

Дифференцированное обучение

Цель: Создание оптимальных условий выявления задатков, развития интересов и способностей.

Основное содержание: Усвоение учебного материала на различных планируемых уровнях, но не ниже обязательного стандарта.

Механизмы реализации: Методы индивидуального обучения.

Игровое обучение

Цель: Обеспечение личностно – деятельного характера усвоения знаний, навыков и умений.

Основное содержание: Самостоятельная познавательная деятельность, направленная на поиск, обработку, усвоение учебной информации.

Механизмы реализации: Игровые методы вовлечения обучаемых в творческую деятельность.

Проектное обучение

Цель: Развитие познавательной активности, творческой самостоятельности

Основное содержание: Достижение общего результата по решению какой – либо проблемы, овладение различными способами деятельности

Механизмы реализации: Совместная учебно-познавательная деятельность, создание готового продукта.

Информационное обучение

Цель: Формирование умения работать с информацией.

Основное содержание: Развитие коммуникативных способностей, исследовательских умений, овладение компьютерной грамотностью.

Механизмы реализации: Диалоговый характер обучения, оптимальное сочетание индивидуальной и групповой работы

Категория: Всем учителям
30.07.2017 10:49


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!