СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

МЕТОДЫ И ПРИЕМЫ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ Скажи мне, я забуду. Покажи мне, я смогу запомнить Позволь мне сделать это, И это станет моим навсегда. Китайская пословица

Нажмите, чтобы узнать подробности

Сегодня каждый учитель понимает важность обучения школьников не только умению воспроизводить готовые знания, но и приемам и методам самостоятельного поиска знаний, понимает необходимость формирования у обучающихся интеллектуальных, коммуникативных, оценочных умений. Обществознание и история как учебные предметы содержательно интегрируют достижения разных наук с целью подготовки школьников к жизни в обществе в условиях современного глобального мира. Интерактивное обучение – это не только получение учеником знаний, но и развитие познавательной активности учащихся, обмен знаниями, идеями, способами деятельности, развитие творческой инициативы, создание условий, при которых ученик имеет право выбора, возможность почувствовать себя успешным. Основными принципами интерактивного обучения, на мой взгляд, являются: сотрудничество, эффективность стратегии преподавания, вариативность, творческий подход и демократичность. Я - преподаватель истории и обществознания, поэтому заинтересовалась тем, как можно реализовать новые подходы в образовании во время уроков и в процессе интеграции учебной и внеучебной деятельности в данном направлении. Перед собой я определила следующие цели и задачи: ? формирование и развитие творческих и познавательных способностей учащихся; ? приобщение учащихся к историческим истокам подвига советского солдата; ? включение ученика в активные формы поисковой работы по истории Великой Отечественной Войны ? использование инновационных технологий; ? создание атмосферы сотрудничества родителей и учителей школы ? воспитание личности, гражданина – патриота Родины способного встать на защиту государственных интересов страны ? развить чувства интернационализма, приверженности к миру и прогрессу ? Создать систему патриотического воспитания и сформировать духовно нравственную личность. Нельзя не согласиться со словами Д. Максвелла: «Нет луч¬ше метода сообщений уму знаний, чем метод преподнесения их в возможно более разнообразных формах». Каждый метод должен иметь четкую структуру его применения с обоснованием и тщательной проработкой всех этапов. Предпочтение следует отдавать методам, которые оказывают наибольшее влияние на формирование личности каждого учащегося. Используемые мной приемы и методы разработаны как зарубежными, так и отечественными методистами, коллегами. Глав¬ная цель всех педагогических приёмов - научить учащихся мыслить, анализировать, выражать и отстаивать свою точ¬ку зрения, самостоятельно добывать знания, владеть иссле-довательскими умениями, делать осознанный выбор, пред¬ставлять результаты своей работы. На уроках я отдаю предпочтение таким приемам, как: «Атака мыслей», «Обмен знаниями», «Архивариус», «Паучок», «Час редактора», «Составление кластера», «Мозговой штурм», «Представление к награждению» и пр. В ходе работы учащиеся, работающие в группах, готовят представления к награждению исторических лиц, представляют необходимые сведения о персоналиях, а также о тех или иных событиях определенного исторического периода. Прием «Переводчик» позволяет легче усвоить материал, т.к. учащиеся переводят предлагаемые определения с «научного» языка на доступный язык. Составление кластера позволяет учащимся свободно и открыто думать по поводу какой-либо темы. Кластер может быть использован для организации индивидуальной и групповой работы, как в классе, так и дома. Умение письменно изложить свои взгляды, донести свою точку зрения до оппонента, грамотно вести диалог и результативно работать в группе - залог дальнейшего успешного продвижения ученика в социуме. Важной задачей уроков истории и обществознания является формирование информационной компетентности. Работу с информацией провожу в направлении поиска и практической апробации. Стараюсь учить детей не только получать и обрабатывать информацию, но и передавать её, ретранслировать, для чего использую выступления учеников с использованием элементов игровой деятельности, театральной импровизации. Усвоение учебного материала через диалоги не только дает прочные знания, но и формирует личную мировоззренческую позицию. Мне представляется необходимым создание условий и для совершенствования письменных навыков. Наиболее целесообразным является обращение к написанию эссе на различные темы. Часто на завершающем этапе урока учащиеся составляют синквейн. Он позволяет емко обобщить изученное. Школьный музей «Боевой Славы», является одной из форм дополнительного образования в условиях общеобразовательного учреждения, способствующий социализации учащихся в процессе сбора, изучения, исследования, обработки, оформления и пропаганды материалов, имеющих воспитательную ценность и развивающих творческую и общественную активность учащихся. Школьный музей призван способствовать формированию у учащихся гражданской позиции, воспитанию патриотизма, расширению кругозора и повышению мотивации к познавательной деятельности, овладению учащимися практическими навыками поисковой, исследовательской, собирательной и экскурсионной деятельности, является составляющей школьного организма, неотделимым звеном единого образовательного процесса, призван обеспечить дополнительное гражданско-патриотическое воспитание. Адаптируя музейную информацию к каждому конкретному возрасту, используя специфические методы и приемы, я ставлю перед учащимися вечные и актуальные вопросы. Задачи: 1. Приобщить учащихся к историческим истокам подвига советского солдата. 2. Воспитать личность гражданина – патриота Родины, способного встать на защиту государственных интересов страны; 3. Развить чувства интернационализма, приверженности миру и прогрессу; 4. Создание системы патриотического воспитания и формирования духовно-нравственной личности. Активное приобщение детей к сохранению народной истории, воспитание гражданского и патриотического самосознания позволяет правильно сориентировать ребенка на духовные ценности и дает надежду на возрождение духовного российского общества. В настоящее время с формирование новой парадигмы образования, основанной на гуманистических принципах, сущность понятия «образование» претерпевает значительные изменения. Под ним понимается не усвоение учащимися некой суммы знания, а процесс формирования личности путем приобщения ее к героико-историческим и культурным кодам. В качестве исторических кодов выступают политика, история, религия, быт, нравы, обычаи, традиции, образ жизни. Формы работы: 1. Проведение уроков или фрагментов уроков 2. Уроки мужества 3. Тематические экскурсии 4. Подготовка исследовательских проектов по тематике 5. Подготовка и реализации коллективных проектов, посвященных знаменательным датам отечественной истории (круглые столы, торжественные мероприятия и т. д.) 6. Подготовка на базе экспозиции и фондов музея стендов, выставок, газет. Уроки мужества проводятся регулярно с учащимися всех ступеней обучения и, как правило, посвящаются конкретным знаменательным датам военной истории России. Особенностью уроков мужества является то, что наряду с рассказами о подвигах известных героев России прошлого и настоящего осуществляется органическая связь с духовной сферой общественной войны 1941-1945 гг. огромное воздействие на учащихся оказывают материалы о детях войны, ставших героями Советского Союза. Экскурсионная работа проводится с классами или отдельными учащимися. По форме экскурсии бывают обзорными, тематическими, либо посвященными конкретным выдающимся личностям периода Великой Отечественной войны. Все желающие всегда получают интересующую их информацию. Главное, что каждая экскурсия тесно связана с изучаемой дисциплиной, конкретными темами или проблемами, касающимися усвоения учебных программ. Одной из самых эффективных форм учебно-воспитательного процесса является подготовка и реализация коллективных проектов. В этой форме проявляются не только интеграционные процессы в обучении, но и интерактивные формы работы музея. В результате работы в 2014 году была создана «Книга Памяти» воспоминаний участника Великой Отечественной войны Я. Х. Болюбаша. Часто продолжением учебного процесса в школе являются нешкольные мероприятия. Совместно с музеем планируем встречи с ветеранами Великой Отечественной войны, уроки мужества «История подвига…», линейки памяти посвященные памятным дням Великой Отечественной войны в истории нашего города и Отечества, литературные вечера и встречи с творческой интеллигенцией города «Женщины в шинели фронтовой», «Война - проходящее, а музыка вечна!», «Читаем строки о войне.» и т.д. Одной из важнейших форм изучения истории, разных ее этапов, я считаю научно-исследовательскую деятельность учащихся, которую можно рассматривать как углубленное изучение отдельных проблем, а так же как процесс их самовоспитания под руководством учителя. Целью своей педагогической деятельности я считаю необходимость научить детей самостоятельно мыслить, самим сопоставлять факты и искать информацию, стараюсь помочь детям раскрыться и развить творческие способности, научить любить себя, своих близких и свою Родину.
19.04.2015 21:36


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!