СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы обучения на уроках профессионально-трудового обучения в специальных (коррекционных) классах VIII вида

Нажмите, чтобы узнать подробности

Методы обучения на уроках профессионально-трудового обучения

в специальных (коррекционных) классах VIII вида

Образование детей с ограниченными возможностями здоровья предусматривает создание для них специальной коррекционно-развивающей образовательной среды, обеспечивающей адекватные условия и равные с обычными детьми возможности для получения образования в пределах специальных образовательных стандартов, воспитание, коррекцию нарушений развития, социальную адаптацию.

В России проживает большое количество детей, которых относят к категории с ограниченными возможностями, вызванными различными отклонениями в состоянии здоровья, и нуждающихся в специальном образовании, отвечающем их особым образовательным потребностям. К их числу относятся и дети с интеллектуальной недостаточностью.

Ежегодные наблюдения показывают, что выпускники специальных (коррекционных) классов не всегда могут применить свои знания и умения, полученные в школе, в современной жизни. Исходя из этого, перед учителем встает ряд требований, которые вызывают необходимость в подготовке профессионального, квалифицированного выпускника, который не только обладает определенными профессиональными знаниями и умениями, но и умением быть конкурентоспособным на рынке труда, мобильным, умеющим обеспечить себя ресурсами жизнедеятельности.

Чтобы добиться успеха в своей работе, я, как учитель технологии, тщательно подбираю эффективные технологии и методы обучения.

Для более или менее самостоятельного выполнения трудового задания, кроме владения некоторыми навыками работы с инструментами, материалами, ученик обязательно должен уметь выполнять некоторые специальные и общие умственные операции. К ним в первую очередь следует отнести:

1) усвоение (осознание) цели работы;

2) усвоение порядка операций, необходимых для изготовления изделия;

3) умение производить оценку своей работы.

Урок строю по смешанному и комбинированному типу, это объясняется тем, что дети с отклонениями в развитии не могут усвоить материал большими порциями. Каждая порция нового материала требует незамедлительного его закрепления в деятельностных, практических формах упражнений. На всех этапах урока применяю пошаговый, часто индивидуальный контроль усвоения материала, выявление возникающих затруднений. На каждом уроке учитываю личный опыт учащихся, т.к. им легче, интереснее, доступнее изучать материал, если он связан с личными впечатлениями.

Характерен замедленный темп обучения, что соответствует замедленности протекания психических процессов. Поэтому осуществляю повторение при обучении на всех этапах урока. При обучении максимально опираюсь на более развитые способности ребёнка и преодоления на этой основе общей недостаточности его интеллектуальной сферы.

Весь материал, который рассматривается на уроке, подбираю так, чтобы он был для обучающихся посилен и доступен. Только в этом случае материал может быть усвоен сознательно и будет иметь развивающий характер, а, следовательно, оказывать корригирующее влияние. Непосильный пониманию учащихся материал не нужен, либо он будет заучен механически, это не даст полезных результатов в обучении и развитии, а воспитает привычку запоминать без осмысления.

Большое значение имеет наглядность в процессе обучения, которая помогает развить наблюдательность детей, обогатить их яркими образами, которые потом становятся элементами мысли. Она является одним из условий прочного и сознательного усвоения учебного материала, коррекции мышления и речи учащихся. Важно соединить наглядность с практической деятельностью. Поэтому урок часто заканчивается, тем, что дети изготавливают наглядные пособия, которые в дальнейшем используются на уроках, девочки пополняют свои рабочие папки, вкладывая выполненные образцы, коллекции тканей, рисунки и т.д.

Постоянно на уроках технологии применяю упражнения, направленные на коррекцию и развитие психических функций.

Приведу примеры заданий на развитие и коррекцию памяти, мышления, внимания, восприятия:

«Запомни»

· Заправку верхней и нижней нити швейной машины, и выполни самостоятельно.

· Прочитай, рассмотри рисунок, воспроизведи названия основных деталей швейной машины, показывая их на швейной машине.

«Запиши»

· Записать как можно больше слов относящихся к теме:

а. фартук б. юбка и др.

«Выдели общее»

· Предлагаются виды швов. Надо выделить назначение швов для обработки деталей изделия.

«Сравни»

· Предлагается два изделия. Какие необходимы мерки для построения чертежа данных изделий.

«Классификация»

· Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком, пятое – лишнее.

Например:

спинка, полочка, воротник, нитки, рукав.

«Заполни пропавшие буквы»

Даны словарные слова с пропущенными буквами.

Например:

в.л.к.о в.рой.а нит.рит.ива…ь и т. д.

«Кроссворд»

А) Предлагается кроссворд, составленный по изучаемой теме.

Б) Кроссворд на закрепление терминологии.

«Найди общее»

· Предлагается два разных эскиза изделий. Найти общие детали, которые имеются в этих изделиях.

«Восприятие величины предметов»

· Предлагается определить на глаз размер линий, предметов.

«Волшебный мешочек»

Поместить в мешочек разные детали (кусочки ткани):

· Определить на ощупь и назвать детали (кусочки ткани).

Список литературы

1. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999. - №6.

2. Шевченко С.Г. Коррекционно – развивающее обучение: Организационно – педагогические аспекты. – М.: Гуманитарный издательский центр Владос, 1999.

3. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1.

4. Организация деятельности коррекционных образовательных учреждений. / Сост. Ф.Ф. Водоватов и др. – М., 2000.

25.10.2015 15:27


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!