СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учительская работа относится к весьма сложным профессиям. Обращенность педагогической теории к учителю отнюдь не снижает тех трудностей, с которыми он встречается в своей деятельности. Теория содержит обобщенные положения о том, как нужно осуществлять обучение и воспитание учащихся, в ней фиксируются общие методические идеи о подходе к детям, об учете их возрастных и индивидуальных особенностей. Практика же выступает в большом разнообразии конкретного и единичного и зачастую ставит такие вопросы, на которые теория не всегда дает прямой ответ. Вот почему от учителя требуется большая практическая подготовка, педагогическая гибкость и творческий подход к решению возникающих задач, которые в общем плане определяют уровень профессиональной умелости и педагогического мастерства.
Нельзя осуществлять воспитание, не зная особенностей физического и психического развития каждого школьника, уровня его умственной и нравственной воспитанности, условий семейного воспитания и т.д. для этого учителю необходимо быть наблюдательным, владеть методами изучения и определения уровня развития учащихся, их интересов, склонностей, круга общения, характера их деятельности вне школы и т.д.
Основные группы методов.
Из них следует выделить три основные группы методов обучения [25]: 1) методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности; 2) методы стимулирования и мотивации учебной деятельности; 3) методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности.
1 группа методов
По источнику передачи и восприятия учебной деятельности |
По логике передачи и восприятия информации |
По степени самостоятельности мышления |
По степени управления учебной работой |
Словесные |
Индуктивные |
Репродуктивные |
Под руководством преподавателя |
Наглядные |
Дедуктивные |
Проблемно-поисковые |
Самостоятельная работа обучаемых |
Практические |
|
|
|
2 группа методов
Методы стимулирования интереса к учению |
Методы стимулирования ответственности и долга |
Познавательных игр |
Убеждения в значимости учения |
Учебных дискуссий |
Предъявления требований |
Создание эмоционально-нравственных ситуаций Организационно-деятельностные игры |
Поощрения и наказания |
3 группа методов
Методы устного контроля и самоконтроля |
Методы письменного контроля и самоконтроля |
Методы практического контроля и самоконтроля |
Индивидуальный опрос |
Письменные контрольные работы |
Машинный контроль |
Фронтальный опрос |
Письменные зачеты |
Контрольно-лабораторный контроль |
Устные зачеты |
Письменные экзамены |
|
Устные экзамены |
Письменные работы |
|
При выборе и сочетании методов обучения необходимо руководствоваться следующими критериями:
Соответствие методов принципам обучения. |
|
Соответствие целям и задачам обучения. |
|
Соответствие содержанию данной темы. |
|
Соответствие учебным возможностям обучаемым: возрастным, психологическим; уровню подготовленности (образованности, воспитанности и развития). |
|
Соответствие имеющимся условиям и отведенному времени обучения. |
|
Соответствие возможностям вспомогательных средств обучения. |
|
Соответствие возможностям самих преподавателей. Эти возможности определяются их предшествующим опытом, уровнем настойчивости, специфическими особенностями доминантности власти, педагогическими способностями, а также личностными качествами преподавателями. |
© 2017, Баубатрын Дмитрий Валентинович 263