СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Методы организации досуговой деятельности подростков в детском санатории

Нажмите, чтобы узнать подробности

Санаторий - место для оздоровления детей и подростков. роль педагога-организатора в таком учреждении очень важна. Помочь ребёнку в период адаптации, сделать его жизнь в санатории не скучной, чтобы ему захотелось приехать сюда не однажды - эти и другие задачи решает педагог-организатор в каждом заезде. Ведь хорошее настроение тоже залог здоровья.

  1. Сущность организации досуговой деятельности подростков в детском санатории.

Виды досуговой деятельности можно классифицировать по пяти группам: отдых, развлечения, праздники, самообразование, творчество.

Отдых снимает усталость и восстанавливает физические и духовные силы. Пассивный отдых снимает напряжение расслаблением, созерцанием природы, размышлением и т.п. Активный отдых представляет собой физическую и культурную деятельность (физкультура, туризм, чтение, слушание музыки и т.п.).

Развлечения (просмотр кинофильмов, посещение театров, концертов, музеев, экскурсии, путешествия и т.п.) имеют компенсационный характер и обеспечивают человеку смену впечатлений.

Праздники сочетают в себе отдых и развлечения, позволяют человеку ощутить эмоциональный подъём.

Самообразование (чтение, лекции, диспуты, семинары и пр.) приобщает людей к ценностям культуры и сочетает в себе приобретение знаний с развлечениями.

Творчество обеспечивает наиболее высокий уровень досуговой деятельности. Детский досуг осуществляется, прежде всего в семье, а также в специальных учреждениях (библиотеки, музеи, клубы, дома творчества, спортивные секции, любительские объединения по интересам и др.) [3. с 48].

В силу ряда причин современные российские подростки не в состоянии организовать свой досуг интересно, содержательно и полезно для себя. Эти причины носят как субъективный (например, отношения в семье) так и объективный характер (социально-экономическое положение в стране). Молодое поколение в большинстве своём оказалось без надёжных социальных ориентиров.

На сегодняшний день проблема досуга подростков стоит очень остро. Зачастую детям просто нечем себя занять. Наивно было бы думать, что, построив достаточное количество кафе, дискотек решается подростковые проблемы.

Фактором, во многом определяющим образ и стиль жизни молодых людей, становится криминализация и коммерциализация их досуга. Стремление

уйти от реальных проблем в иллюзорный мир способствует массовому распространению алкоголизма и наркомании среди подростков. Взрослые не могут сегодня предоставить молодому поколению необходимое количество альтернативных способов существования, целей и ценностей, норм, ради которых стоило бы упорно учиться, трудиться, соблюдать определённые стандарты поведения. Эксперты утверждают, наркоманов в России сегодня 5-10 миллионов, и их число год от года только увеличивается. [8. с 20].

Большое влияние на подростка оказывает телевидение, где с экранов обрушивается на молодёжь заряд огромной разрушительной силы. На сегодняшнее время фиксируется всё большее число подростков, которые отрицают даже сам факт возможного послушания взрослым, в том числе родителям и учителям, объясняя это своей большей по сравнению со старшими, информированностью о «современных» правилах жизни [10. с 12].

Теперь о проблеме содержательности компьютерных игр. Многочасовая бессмысленная погоня за «условным противником», «уничтожение врага» нехитрыми примитивными способами постепенно ведут к интеллектуальной деградации игрока. Другая реальная опасность таких игр состоит в том, что неокрепшая детская психика подсознательно воспринимает игровой девиз: «Убей всё, что движется» как некое руководство к действию в реальной жизни.

Совершенно очевидно, что компьютерные игры, способные причинить вред детской психике, провоцирующие жестокость, насилие и другие низменные чувства, не должны использоваться в досуговых развлечениях подрастающего поколения [11. с 10].

Исходя из выше сказанного уже заметно, что на организацию досуга подростка пагубно влияет телевидение, компьютерные игры и другие средства массовой информации, что приводит к асоциализации в целом.

Особую актуальность вопросы организации досуговой занятости детей и подростков приобретают тогда, когда дети попадают в условия стационарного лечебного учреждения, которые требуют от педагогов особого подхода к организации содержательного детского досуга.

Подростки ещё не умеют оптимально использовать свободное время для своего физического и личностного развития. Если детям в семье полноценно проводить досуг помогают родители и другие члены семьи, то дети в санатории находятся в совершенно другой ситуации.

Для того чтобы определить особенности организации деятельности детского санатория «Здоровье», нам необходимо понять, что представляют собой детские санатории вообще.

Программы пребывания ребят в санаториях включают оздоровительные упражнения, спортивные игры, купание, закаливание и т. д. Здесь не планируются грандиозные развлекательные мероприятия, основное внимание педагогов направлено на утверждение здорового образа жизни детей и подростков. Решение задач организации жизни детей в детских санаториях регламентируют:

  • «Конвенция о правах ребенка» (1989 г.) [приложение № 1];
  • «Всемирная декларация об обеспечении выживания, защиты и развития детей» (1990 г.) [приложение № 2].

Идеи выживания, укрепления здоровья, образования детей рассматриваются в единстве и составляют основу концепции отдыха детей и подростков.

Содержание, формы и методы работы санаториев определяются коллективом на принципах гуманности и демократии, развития национальных и культурно-исторических традиций, инициативы и самостоятельности с учетом интересов детей. Здесь созданы возможности для привлечения детей к занятиям физической культурой и спортом, природоохранной работы, расширения и углубления знаний об окружающем мире, развития творческих способностей детей, организации общественно полезного труда.

Социализация детей и подростков, их адаптация к современным условиям - проблема, которая остро встала в настоящее время. Многие хорошие начинания в социальной сфере остаются нереализованными в должной мере лишь по той причине, что специалистами нарушается принцип преемственности в процессе социализации детей. Один из путей решения этой проблемы ведет через специализированные (тематические) программы. Оптимальным условием для создания новой схемы взаимоотношения детей и подростков является реализация специальных программ на базе детского оздоровительного лагеря в условиях социально-защитного учреждения. Это дает возможность отвлечь ребенка из семьи группы социального риска от повседневных проблем.

Деятельность детского санатория «Здоровье» строится на основе программ, более характерных для профильных лагерей, в которых устраиваются массовые представления, дискотеки, работают различные кружки, проходят систематические репетиции, просмотры, конкурсных программ, выступления.

Всякая деятельность зиждется на общих закономерностях ее развития. Досуг подростков развивается по своим законам, принципам, теоретически обоснованным и апробированным на практике. В нашей практике мы используем следующие принципы:

1. Принцип «красной линии». В работе с детьми всегда должна быть некая «ватерлиния», за которую переходить опасно. «Красная линия» – это грань риска, грань меры, грань разумного и допустимого во всем:

  • в отношениях содружества учителя и детей, в приятельски-товарищеских контактах и связях, которые создает сфера досуга. За «красной линией» – панибратство, лжедружба, заигрывание. Во всем необходима определенного рода дистанция. Переход линии ведет к неуправляемости, неуважению, нарушению этики субординационных отношений взрослых и детей.
  • в информации, которую получают учащиеся, прежде всего в вопросах социальной жизни людей, в вопросах истории, этики, эстетики и др.
  • в организации деятельности, особенно связанной с риском для жизни, здоровья, психики. В детском досуге много «зон риска». Спорт, туризм, техника, даже игра не безобидны. «Красная линия» контролирует выбираемый «предел»: санитарно-гигиеническую сторону досуга, безопасность игр и игрушек, игровых аксессуаров [11].

2. Принцип «могучей кучки». Досуг в целом – дело коллективное. Даже радость удачи обычно делится на всех. Как известно, радость в досуговой деятельности дети получают от удачно проведенного мероприятия. Вот для такого успеха нужна «могучая кучка», союз единомышленников. Таким союзом может быть ядро детского коллектива во главе с классным руководителем. В «могучей кучке» всегда присутствует чувство взаимовыручки, взаимопомощи, взаимодоверия. Здесь все делается и созидается вместе [11].

3. Принцип «горы». В работе, в сотрудничестве с детьми, как в горах, нельзя терять высоты. В досуге всегда заложен резерв удач. Поскольку досуг по сравнению с учением потребляется детьми добровольно и огромными «порциями», особенно важна его культура, его высота. Люди в горах обычно все время идут вверх. Принцип «горы» в досуговой деятельности также требует неторопливых, но постоянных шагов к высоте [11].

4. Принцип «фельдмаршала Кутузова». Он может вызвать улыбку. Но иногда, чтобы иметь успех и естественное развитие событий, надо терпеливо подождать, не форсировать эти события, ничего не предпринимать. Досуг – это дело личное и добровольное. И законы внутреннего развития событий в досуге непредсказуемы. Необходимо, чтобы жизнь детей в досуговой деятельности шла своим чередом, без подгонки. А это означает, что можно и нужно не вмешиваться в процесс досуговой деятельности, необходимо только лучше и продуктивнее понять и помочь [11].

5. Принцип «антиканонов». У детей обычно энергия не стабилизирована, разбросана, несвоевременна, часто базируется на низком уровне духовности, общей и досуговой культуры. Принцип «антиканонов» ориентирован на то, чтобы дети учились выходить за стереотипы, переступать ограничительные флажки казарменной педагогики. Данный принцип досуговой педагогики выводит на пробуждение социального, психологического, творческого воображения ребят. Принцип «антиканонов» способствует развитию у детей фантазии, выдумки [11].

6. Принцип «камня, брошенного в воду» (принцип всеобщности и доступности). Любой ребенок должен реализоваться. Личная реализация общих ценностей – регулятор социального поведения. Значит, каждого надо «бросить», как камень в воду, в дело, в творчество, чтобы пошли круги результативности, появились творческие следы [11].

7. Принцип опоры на положительные эмоции ребенка. Существует старая мудрость: ищи в ребенке хорошее, его всегда больше. Чтобы увидеть дурное, большого ума не требуется. Увидеть доброе начало и опереться на него – вот принцип общей и досуговой педагогики. Положительное и прекрасное рождают добро. Именно в сфере досуга так необходима опора на любые положительные ростки и обязательно на положительные эмоции ребенка. Такая опора окрыляет ребенка, ребенок кажется себе еще лучше, если его кто-то замечает и оценивает его рост.

8. Принцип самодеятельности основывается на творческой активности, увлеченности и инициативе детей, подростков и юношества, с одной стороны, и их поощрении, стимулировании организаторами детского досуга, с другой.

9. Принцип индивидуального подхода – учет индивидуальных запросов, интересов, склонностей, способностей, возможностей, психофизиологических особенностей и социальной среды обитания детей, подростков и юношества при обеспечении их досуга.

10.Принцип занимательности в организации досуга – создание непринужденного эмоционального общения посредством выстраивания всего досуга на основе игры и театрализации. Детский досуг должен быть красочно оформлен и дополнен самой разнообразной атрибутикой, что превращает его в праздник.

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод. Сущность организации досуговой деятельности подростков в детском санатории «Здоровье» имеет ряд специфических особенностей, обусловленных условиями стационарного лечебного учреждения, в котором первостепенными задачами являются оздоровление и лечение детей и только потом решаются задачи по организации досуговой деятельности.

Методы организации досуговой деятельности подростков в санатории.

Человек воспитывается в сложной системе отношений с внешней средой, в процессе собственной жизнедеятельности в этой среде. Его нельзя сформировать или сделать как какую-то вещь, получить как результат внешнего воздействия. Человека нужно включить в деятельность, побудить к ней. И только через механизм этой собственной деятельности вместе или совместно с другими он будет формироваться под ее влиянием. Методы досуговой педагогики представляют пути и способы осуществления этого процесса в сфере свободного времени.

В предыдущей главе уже говорилось о том, что организация досуговой деятельности подростков в детском санатории имеет рядспецифических особенностей. Поэтому и методы организации досуговой деятельности в санатории также имеют свою специфику.

К методам досуговой педагогики, используемых в нашей работе в условиях санатория, относятся методы игры и игрового тренинга, методы театрализации, методы состязательности, методы равноправного духовного контакта, методы воспитывающих ситуаций, методы импровизации. Остановимся на данных методах более подробно.

1.Методы игры и игрового тренинга. Игра – это самостоятельный и законный для детей и подростков вид деятельности. Игра, как сказка, мультфильм, многократно повторяется в жизни ребенка, становится его воспитательным тренингом. В игре можно легко выявить симпатии и антипатии подростков, кого они выбирают, предпочитают из сверстников. Используют самые разнообразные по характеру виды игр: учебно-прикладные, интеллектуальные, физкультурно-спортивные («Третий лишний», «Ручеек», «Колечко» и др.). Игра выявляет знания и интеллектуальные силы ребенка (викторины «Что? Где? Когда?», «Поле чудес», конкурсы, интеллектуально-познавательные игры и др.). Игры показывают уровень развития организаторских способностей детей и подростков, выявляют их физические способности: ловкость, силу, выносливость и др.

2. Методы театрализации. Досуг подростков имеет бесконечное множество сюжетов и социальных ролей. Ребята любят праздники и карнавалы и охотно принимают в них участие. Объясняется это тем, что здесь присутствуют сказочные элементы, театрализованные шествия и представления, яркие игровые зрелища. Любой праздник несет в себе элемент отдыха. Однако есть праздники, в которых рекреационно-развлекательный элемент является преобладающим. К таким праздникам относятся: праздники новогодней елки, проводов зимы, праздник русской березки, праздники лета, цветов и т.д. Активное участие детей и подростков в организации и проведении праздников способствует воспитанию навыков и привычек культуры поведения, чувства коллективизма и товарищества. Неформальное общение ребят может быть в виде вечеринки, «капустника», «театральной гостиной», русских посиделок «праздничного вечера» и др. Метод театрализации реализуется через костюмирование, особый словарь общения, досуговые аксессуары, обряды, ритуалы. Театрализация знакомит учащихся с разнообразными сюжетами жизни.

3. Методы состязательности. Состязание – это внутренняя пружина раскручивания творческих сил, стимулирование к поиску и открытию. Подростков необходимо учить состязаться. Досуг всегда чрезвычайно эмоционален, а значит, стимулирует крайние формы поведения: азарт, волнение, эффект, обиды и др. Здесь надо учить детей достойно оценивать победу соперника и достойно переживать поражение «своих».

4. Методы равноправного духовного контакта. Они основаны на совместной деятельности детей и взрослых «на равных» во всем. Воспитатели и дети – равноправные участники игр, конкурсов, творческих коллективов. В организации совместной досуговой деятельности детей и взрослых, основанной на равноправном духовном контакте, в то же время нельзя забывать о так называемой «красной линии».

5. Методы воспитывающих ситуаций. Воспитывающая ситуация – это специально созданные учителем для детей и подростков условия. Ситуации не должны быть надуманными. Они отражают жизнь со всеми ее противоречиями и сложностями. Педагог умышленно создает лишь условия для возникновения ситуации, а сама ситуация должна быть естественной. Немаловажную роль для успешного использования данного метода играет неожиданность. Воспитанник, ожидающий определенной реакции воспитателя, заранее готовит себя к сопротивлению и, если действия для него неожиданны, в большинстве случаев принимает его позицию.

6. Методы импровизации. Импровизация – это действие, не осознанное и не подготовленное заранее, действие, которое совершается экспромтом. В импровизации заложен механизм имитационного поведения. Методы импровизации порождают азарт ребенка, развивают творчество.

Таким образом, выбор того или иного метода досуговой педагогики зависит от цели, задач и содержания досуговой деятельности, от возрастных особенностей воспитанников, от форм организации досуговой деятельности.

Успешное использование методов не в последнюю очередь зависит и от профессионализма педагога-организатора. Именно он занимается подготовкой и организацией досуговой деятельности ребят в санатории.

Отдых подростков носит более многогранный и разносторонний характер, чем отдых детей. Поэтому методы и формы его более разнообразны. Большое место занимают в нем занятия, требующие интеллектуальных усилий, так как запросы и интересы у подростков шире, чем у детей. Отдых дает возможность подросткам заняться любимым делом, так как у них более определенные склонности и интересы. Прекрасно отдыхают подростки и во время массовых мероприятий — праздников, театрализованных представлений, в которых сами принимают активное участие. Словом, вся досуговая деятельность служит средством отдыха подростков. И чем разнообразнее и интереснее эти занятия, тем больший заряд бодрости получат дети, и тем успешнее будет их учеба.

Список литературы.

1. Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации. Федеральный Закон от 3 июля 1998 года//Народное образование. - 2006.- №3 - с.245-251.

2. Об основных направлениях государственной семейной политики: Указ Президента Российской Федерации от 14 мая 1996 года № 712.

3. Викторов А. Досуг - дело серьёзное // Воспитание школьников. № 5. 2000 - 110с.

4. Еремин В.А. Улица - Подросток - воспитатель. - М., 1991-85с.

5. Кон И.С. Юность как социальная проблема // Молодёжь и общество. М.: Просвещение, 1973-250с.

6. Лидерс А.Г. Психологический тренинг с подростками. Учеб. Пособие для студентов высш. Учеб. Заведений. - М.: Изд. Центр "Академия", 2003-256с.

7. И. Ю. Исаева Досуговая педагогика: учебное пособие (FictionBook.ru)

8. Махов Ф.С. Подросток и свободное время. - Л., 1982-180с.

9. Немов Р.С. "Психология" книга 2 -М. издательство "Владос" 2004-240с.

10. Полукаров В.В. Клубная деятельность как модель организации школьной и внешкольной среды // Моделирование воспитательных систем: теория-практика. - М, 1995-118с.

11. Смирнова Е.В. Журнал "Клуб", №4 2004-28с.

Категория: Внеурочка
04.05.2016 12:15


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!