СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до 23.05.2025
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Как и все быстроразвивающиеся области, дистанционное образование уже успело обрасти догадками, мифами и легендами. В этом кратком материале мы рассмотрим самые живучие из них, предлагая сравнение распространенных мифов с действительностью.
Миф дистанционного образования 1. Дистанционное обучение — это модное веяние, которое скоро все забудут.
Неправда. Американские и европейские исследователи в один голос утверждают (к примеру, American Educational Research Association), что уже к 2025 году 2/3 всего образования будет осуществляться дистанционно.
Миф дистанционного образования 2. Отсутствие живого контакта между преподавателем и учащимися снижает качество обучения
В структуре очного обучения большинства вузов в действительности отводится крайне мало времени именно на учебное общение: мизер общения на лекциях, несколько больше, но все равно немного общения на семинарах, при написании курсовых, рефератов и при подготовке к зачетам. Кроме того, большая часть информации воспринимается человеком через зрение, а не через слух.
Отсутствие непосредственного контакта с преподавателем с лихвой возмещается письменным общением через внутреннюю почтовую систему и форумы по материалам курсов. Используя письменную речь, обучаемый «проговаривает» материал, лучше формулирует свои вопросы, а также имеет возможность заглянуть в архив. В целом общение с преподавателем становится более индивидуальным, чего трудно достичь при очном обучении.
Миф дистанционного образования 3. Дух соревнования между обучаемыми обладает волшебными мотивирующими свойствами
Оказывается, что 65% участников исследований в Европе и Америке говорят, что никогда даже не сравнивали свои результаты обучения с средними результатами по группе или результатами отдельных учеников.
Миф дистанционного образования 4. Виртуальное обучение — виртуальные знания
Знание, полученное любым путем, будет виртуальным: информация, прежде чем стать знанием, проходит через цепь рецепторов, накладывается на имеющиеся ассоциации, обрабатывается и «раскладывается» в мозге по местам. Между выдачей информации и ее получением всегда есть как временная, так и пространственная дистанция. С этой точки зрения очный учебный процесс мало чем отличается от дистанционного.
Немаловажное значение имеет также мотивация учащихся. У студентов-дистанционников она очень велика. Они осознают, что результат их дистанционного обучения зависит от них самих больше, чем при очном обучении. В конце концов, дистанционный вариант получения образования, также как и заочный или экстерновый, выбирает сам студент.
Миф дистанционного образования 5. Качество знаний, полученных при дистанционном образовании ниже, чем при очном обучении
Это в решающей степени зависит от участников образовательного процесса и качества учебных программ. Неужели у студента, обучавшегося очно в Тьмутараканском институте рыбно-меховой промышленности (где есть всего один профессор, и тот в виде памятника перед входом в институт, а современный компьютер видели только на картинке), знания будут лучше, чем у того, кто прошел дистанционную программу в Гарварде?
Другой фактор — опять же мотивация учащихся. Те, кто хочет учиться дистанционно, уже имеют определенную базу знаний (хотя бы в области современных средств коммуникации) и ориентированы именно на получение образования, а не «корочек».
Миф дистанционного образования 6. Для того, чтобы учиться дистанционно, нужно освоить специальные программы и хорошо разбираться в компьютере
На самом деле, для всех интерактивных процедур дистанционного обучения (выполнение заданий, тесты и т.д.) чаще всего используются только браузер (Google Chrome, Яндекс.Браузер, FireFox и т.д.), любой текстовой редактор (для написания текстов ответов и заданий), а также бесплатная программа Acrobat Reader для работы с материалами в универсальном графическом формате PDF. С помощью Acrobat Reader также можно читать интерактивные документы. Наконец, для прослушивания аудиофайлов можно использовать любой смартфон или привычную вам программу для воспроизведения музыки, т.к. они также выполнены в универсальном формате MP3.
Миф дистанционного образования 7. Дистанционное обучение — это лишь чтение текстов на экране
Большинство дистанционных курсов создается только основываясь на тексте, к которому затем готовится большое количество интерактивного материала: от тестов и заданий до аудио-материалов. Уже наличие гиперссылок в учебных материалах делает дистанционное обучение более интерактивным, чем чтение книги и значительно облегчают навигацию в документе. Также давно стало стандартом применение в учебных материалах большого количества инфографики, таблиц и формул для произведения обучающимися собственных вычислений, тесты на проверку знаний в реальном времени и контрольные интерактивные вопросы на закрепление материала.
© 2018, Тарасов Сергей Петрович 371