СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михаил Астапенко, историк, член Союза писателей России. ДОНЦЫ В ВОЕННОЙ КАМПАНИИ 1805 года ПРОТИВ НАПОЛЕОНА.

Нажмите, чтобы узнать подробности

https://zen.yandex.ru/media/id/61cda756d94eb96730925c90/doncy-v-voennoi-kampanii-1805-goda-protiv-napoleona-61fe3e61831a571f7107204b?&

Атаман Платов с донскими казаками в походе. Рис. Х!Х века.

Неспокойно и тревожно было в начале ХIХ века в Западной Европе. Уже прокатилась по Франции опустошительным валом буржуазная революция, мощным эхом отозвавшись в самых глухих уголках старого континента. Главенствующую политическую роль в делах «старушки-Европы» стала играть молодая и агрессивная французская буржуазия, стремившаяся подчинить своему влиянию еще дремавшие в средневековых снах феодальные государства «Старого Света».

Именно в это время на исторической сцене появился Наполеон Бонапарт, человек, составивший целую эпоху в истории Европы, стремительно прошедший путь от артиллерийского капитана – скромного и застенчивого – до императора Франции и повелителя Западной Европы, наглого и беззастенчивого, перед которым трепетали и заискивали императоры и короли древнейших европейских династий.

Создав первоклассную, хорошо вооруженную и обученную современным методам ведения войны армию, и будучи сам выдающимся полководцем, Наполеон в короткий срок покорил Италию, присоединил Голландию и Швейцарию. Французские солдаты на своих штыках несли идеи свободы народам Европы, что дало возможность Наполеону окончательно сокрушили феодальный строй в Европе, прежде всего в её главных державах того времени - в Австрии и Пруссии. Но, принеся с собой свободу народам Европы, Наполеон в скором времени сам стал в глазах этих народов «деспотом», что породило мощное национально-освободительное движение на континенте: особенно в Германии и Испании. Не говоря уж о том, что завоевания Наполеона приводили к разграблению покорённых народов, к мародёрству и насилию, чинимым французскими войсками, что если и не поощрялось, то уж точно не запрещалось.

С захватом Наполеоном власти поменялся и характер войн, которые вела Франция: из оборонительных и справедливых они превратились в наступательные и захватнические. Экономическая политика Наполеона состояла в обеспечении первенства французской промышленной и финансовой буржуазии на европейском рынке. Этому мешал английский капитал, преобладание которого обусловливалось уже происшедшей в Англии индустриальной революцией. Англия одну за другой сколачивала коалиции против Франции, стараясь привлечь на свою сторону крупнейшие европейские державы - в первую очередь Австрию и Россию. Она финансировала ведение военных действий на континенте. Наполеон планировал непосредственную высадку на Британские острова, но на море Англия была сильнее: в грандиозной битве при Трафальгаре в 1805 году французский флот был уничтожен английским флотом адмирала Нельсона.

Старые государства феодальной Европы вступили в схватку с агрессивной буржуазной Францией. Началась активная фаза эпохи «Наполеоновских войн».

В 1805 году против Наполеона выступила коалиция европейских государств в составе России, Австрии, Швеции и Неаполитанского королевства. Вдохновителем и организатором этой коалиции стала Англия, укрывавшаяся на островах за туманными проливами, но обязавшаяся выплачивать своим союзникам денежные субсидии на ведение войны. Союзники, еще не зная силы и мощи наполеоновской армии, предполагали в короткий срок покончить с ней. Поводом к войне послужил захват на территории курфюршества Баден герцога Энгиенского, вывоз его на территорию Франции и расстрел якобы за участие в военном заговоре против Наполеона. На протест Александра I Наполеон ответил оскорбительным письмом, в котором содержался намек на участие царя в убийстве своего отца Павла I. 11 (22) сентября 1805 года состоялось формальное объявление войны. (Керсновский А.А. История русской армии. В четырех томах. Т.1. М., «Голос», 1992. С.215).

На европейском театре боевых действий главными направлениями стали южное (Итальянское), центральное (Бавария) и северное (Прибалтийские немецкие княжества и Пруссия).

А были ли причины, по которым России надо было воевать с наполеоновской Францией? «У России не было реальных поводов для участия в наполеоновских войнах, - отвечает на этот вопрос известный российский историк Николай Ульянов. – Европейская драка её не касалась, а у Наполеона не было причин завоевывать Россию. …Россия постоянно вовлекается в чужие распри и всеми действиями обнаруживает отсутствие у нее собственной доктрины внешней политики. …Дипломатические и военные демарши никогда серьезно не обдумывались. Сегодня приходило на ум послать русскую армию в Пруссию, против Фридриха II, завтра в Италию для изгнания французов, послезавтра приказ: «Донскому и Уральскому казачьим войскам собираться в полки, идти в Индию и завоевать оную». Огромная страна шла на поводу у чужой дипломатии, становилась жертвой политических фантазий, а то и родственных связей царей с голштинскими, ольденбургскими, вюртембергскими, мекленбургскими домами. Величайшим образцом ненациональной, негосударственной внешней политики останутся войны Александра с Наполеоном. Уже в 1805 году, когда они начались по инициативе русского императора, все мыслящие люди охвачены были тревогой. «Никогда не забуду своих горестных предчувствий, - писал Н.М. Карамзин, - когда я, страдая в тяжкой болезни, услышал о походе нашего войска… Россия привела в движение все силы свои, чтоб помогать Англии и Вене, то есть служить им орудием в их злобе на Францию, без всякой особенной для себя выгоды». Национальная выгода подменялась личной прихотью государя, а здравый смысл – тщеславием». (Ульянов Н. Александр I – император, актер, человек. // «Родина». № 6-7. 1992. С. 144, 147).

Воины русские, в том числе и донские казаки, не понимая смысла войны с Наполеоном, тем не менее, вынуждены были по царскому приказу идти в далекую Австрию или Пруссию, чтобы участвовать в кровопролитных сражения.

Атаман Войска Донского М.И. Платов все лето и начало осени формировал казачьи полки. Затем, выполняя приказ военного министра, в середине сентября он отправил полки с Дона к западной границе. В своем рапорте в Военное министерство от 16 сентября 1805 года Платов сообщал, что на западную границу империи было отправлено 22 казачьих полка. Ими командовали опытные командиры: полковник Денисов 11-й, подполковники П.П. Попов 3-й, В.Е. Попов 5-й, П.П. Апостолов, И.Г. Мельников 2-й, Г.Д. Иловайский 9-й, Ф. Балабин 1-й, майоры С.Ф. Балабин 2-й, Попов 7-й, С.М. Ежов 2-й, войсковые старшины М.А. Протопопов 1-й, О.В. Иловайский 10-й, П.З. Сычов 3-й, П.К. Вершинин 2-й, Ф.Н. Астахов 4-й, С. Сулин 8-й, Д.В. Попов 16-й, Т.В. Ребриков 3-й, А.Е. Сафонов, А.Н. Папузин, К.А. Хохлачев, Н.Г.Кононов, Т.А. Малахов 2-й. (Сапожников А.И. Войско Донское в Австрийской кампании 1805 г. СПб, 2008. С.32). Другие донские полки потянулись к западной границе из различных губерний и городов (например, полк Х.П. Кирсанова выступил из Петербурга, где нес службу).

Прибывшие на Западную границу донские казачьи полки, были распределены по русским армиям. В составе 50-тысячной Подольской русской армии под командованием генерала от инфантерии Михаила Илларионовича Кутузова находилось 6 донских казачьих полков под общим командованием полковника Алексея Евдокимовича Грекова 9-го.2 Кроме самого А.Е. Грекова этими полками командовали подполковники А.Г. Сысоев 1-й, В.Е. Ханжонков (Ханженков) 1-й, войсковые старшины Д.М. Киселев 2-й, Х.П. Кирсанов, Т.Д. Греков 18-й. Три казачьих полка остались на границе империи, а полки А.Г. Сысоева 1-го, В.Е. Ханжонкова 1-го и Д.М. Киселева 2-го в составе армии М.И. Кутузова вошли в австрийские пределы. В каждом из этих полков по штатному расписанию числилось: командир полка в чине штаб-офицера, 15 обер-офицеров, 10 унтер-офицеров, 550 казаков, 650 строевых лошадей.

В Волынскую армию генерала от инфантерии графа Ф.Ф. Буксгевдена вошли казачьи полки П.Г. Денисова 14-го, П.М. Гордеева 1-го, Ф.Ф. Мелентьева 3-го и И.И. Андрианова 2-го. Шесть донских полков, сведенные в три бригады по два полка, под командованием П.Д. Иловайского 2-го, Н.В. Иловайского 5-го и Грекова 4-го вошли в состав Северной армии генерала от кавалерии Л.Л. Беннигсена.

Литовскую армию генерал-лейтенанта И.Н. Эссена усилили 16 донских казачьих полков. В состав Молдавской армии генерала от кавалерии А.П. Тормасова вошло 8 донских полков под командованием П.А. Чернозубова 5-го, С.Д. Иловайского 8-го, И.В. Грекова 21-го, Платова 3-го, Сулина 6-го и других казачьих офицеров.

Наполеон, верный своей тактике стремительных ударов, двигался навстречу русской армии, охватывая ее с флангов, стремясь прижать к Дунаю. 31 октября Наполеон захватил Вену, переправился через Дунай. В авангард своей армии Наполеон направил 30-тысячную группировку в составе корпусов маршалов И. Мюрата и Ж. Ланна. Против них М.И. Кутузов двинул 5-тысячный отряд генерал-майора П.И. Багратиона, в состав которого вошли донские казачьи полки А.Г. Сысоева 1-го и В.Е. Ханжонкова 1-го. 4 (16) ноября у деревни Шенграбен состоялось сражение между этими противниками. Потеряв почти половину своего состава, П.И. Багратион вырвался из окружения и на марше соединился с армией М.И. Кутузова. Казачьи полки А.Г. Сысоева 1-го и В.Е. Ханжонкова 1-го прикрывали отход отряда Багратиона.

За отличия в Шенграбенском сражении казачьим полкам А.Г. Сысоева 1-го и В.Е. Ханжонкова 1-го специальным указом императора Александра I были пожалованы Георгиевские знамена с надписью «За подвиги при Шенграбене 4 ноября 1805 года, в сражении 5 тысячного корпуса с неприятелем, состоявшим из 30 тысяч». (Корягин С.В. Указ. соч. Вып. 110. С.36). Последовали и персональные награждения: подполковник А.Г. Сысоев 1-й получил орден Святого Владимира 4 степени с бантом, есаул Быкадоров, Попов 19-й, хорунжие Жиров, Мордовин, Щучкин и Филин были награждены орденами Святой Анны 3 степени, а «всем нижним чинам, участвовавшим в сражении, Высочайше пожаловано по 2 руб серебром каждому».

16 (28) ноября у деревни Вишау произошло сражение между отрядом П.И. Багратиона и четырьмя кавалерийскими полками из корпуса И. Мюрата, в котором приняли участие донские казачьи полки П.М. Гордеева 1-го, Т.А. Малахова 1-го, А.Г. Сысоева 1-го, В.Е. Ханжонкова 1-го, Д.М. Киселева 2-го. В ходе боя «авангард Багратиона рассеял …несколько неприятельских эскадронов, при чем донскими казаками был взят в плен целый эскадрон». (Хрещатицкий Б.Р. История Лейб-гвардии Его величества казачьего полка. 1775-1913». СПб., 1913. С. 201). Отличившиеся в этом бою казачьи офицеры были награждены орденами Святого Владимира 4 степени с бантом (есаул Капылков и сотник Семилетов) и Святой Анны 3 степени (есаул Коротков, сотники Траилин и Плетнев).

Создав численное превосходство над армией Наполеона (86 тысяч союзников против 75 тысяч французов) союзные государи решили дать генеральное сражение. И оно состоялось 20 ноября (2 декабря) 1805 года под Аустерлицем, около моравского городка Славков -у - Брна (ныне в Чешской Республике).

Ночью 20 ноября (2 декабря) русско-австрийские войска заняли позиции для предстоящего боя в таком порядке: три первые русские колонны генерал-лейтенантов Д.С. Дохтурова, А.Ф. Ланжерона и И.Я. Пржибышевского составляли левое крыло под общим командованием генерала от инфантерии Ф.Ф. Буксгевдена; 4-я русско-австрийская колонна генерал-лейтенантов И.К. Коловрата и М.А. Милорадовича — центр, непосредственно подчинённый М.И. Кутузову. 5-я колонна генерал-лейтенанта П.И. Багратиона (13 тыс. чел.) и австрийского князя И. Лихтенштейна (4600 чел.) составляла правое крыло, которым командовал Багратион. Гвардейский резерв располагался за 4-й колонной (3500 чел.) и им командовал Великий князь Константин Павлович. Австрийский и русский императоры находились при 4-й колонне.

В сражении приняли участие Лейб-гвардии казачий полк во главе с полковником П.А. Чернозубовым 5-м, донские казачьи полки П.М. Гордеева 1-го, П.Г. Денисова 14-го, И.И. Исаева 3-го, Т.А. Малахова 1-го, В.Е. Ханжонкова 1-го, Д.М. Киселева 2-го, Ф.Ф. Мелентьева 3-го.

План сражения, предложенный австрийским генерал-квартирмейстером Ф.К. фон Вейротером, состоял в обходе французской армии левым крылом, на котором находилось до половины всей союзной армии. Численность французской армии Вейротер определял не более чем в 40 тысяч человек, крайне низко оценивая полководческий талант Наполеона и не предусматривал каких-либо ответных действий с его стороны. М.И. Кутузов, не согласный с планом Вейротера, не предлагал и собственного плана наступления, будучи хорошо осведомлен о численности французской армии, преследовавшей его. В то же время Кутузов не подал царю прошение об отставке, разделив, таким образом, ответственность за поражение с Александром и Вейротером.

Наполеон знал, что фактическое командование союзной армией принадлежит не Кутузову, а Александру, склонному принимать планы австрийских генералов. Начавшая наступление союзная армия попала в ловушку, которую осуществил Наполеон: Он угадал, что австрийское командование будет стремиться отрезать его от дороги к Вене и от Дуная, чтобы окружить или загнать к северу, в горы, и для этого предпримет широкое обходное движение левым крылом против правого фланга французской армии, при котором фронт союзной армии должен будет неминуемо растянуться. Наполеон сконцентрировал войска в центре, против Праценских высот, создавая у австрийского командования видимость возможности быстрого окружения своей армии, и одновременно изготовив свои войска для стремительного удара по центру союзников. Наступление французских войск на Праценские высоты началось в 9-м часу дня, когда левое крыло союзников, еще в сумерках начавшее фланговое движение, по мнению Наполеона, достаточно отдалилось от центра. Малочисленный центр русской армии, состоявший из одной Гвардии (3500 человек) оказывая героическое сопротивление французским войскам и обращая их контратаками в бегство, не имел другого выхода, как отступить под натиском главных сил французской армии (на Праценские высоты было направлено свыше 50 тыс. человек).

После занятия Праценских высот Наполеон направил удар главных сил на левое крыло союзников, которое оказалось охвачено с фронта и тыла. Только тогда командующий левым крылом союзников Буксгевден, увидев общую картину сражения, начал отступление. Часть его войск была отброшена к прудам и была вынуждена отступать по замерзшему льду. Наполеон, заметив это движение, приказал бить ядрами по льду. Впрочем, как показали позднейшие исследования французских историков, при этом отступлении потонуло в прудах и погибло от огня артиллерии от 800 до 1000 человек, тогда как Наполеон в победном бюллетене говорил о 20 000 утонувших. Правое крыло союзной армии под командованием Багратиона, оказывая жесткое сопротивление, вынуждено было также отступить после того, как Наполеон направил против него в помощь своему левому крылу и кавалерию Мюрата.

В сражении на левом крыле позиции союзников отличились казаки Лейб-гвардии казачьего полка. «Увидя неприятельскую конницу, врезавшуюся в наши пехотные батальоны, лейб-казаки стремительно бросаются ей во фланг, и ряды мгновенно смешиваются и расстраиваются, - записано в «Истории Лейб-гвардии казачьего полка». – Лейб-казаки кидаются на вновь подошедшие французские колонны, и тут завязывается ожесточеннейший бой. Штаб-ротмистр Филиппов, одушевлявший своим примером казаков, падает в голове эскадрона мертвый, валятся с лошадей лейб-казаки один за другим… Падает вместе с убитою лошадью поручик Чеботарев. Лейб-казаки спасают тело Филиппова и прорываются на выручку к Чеботареву… На помощь лейб-казакам подоспевают кавалергарды, и вместе с казаками задерживают ожесточенное наступление неприятельских масс, пока остальная гвардия успела перейти через ручей… …Поднявшись на возвышение, гвардия восстановила боевой порядок; тогда только отступили кавалергарды и лейб-казаки на левый берег ручья». (Сапожников А.И. Войско Донское в Австрийской кампании 1805 г. СПб, 2008. С.32). Также безрассудно-храбро сражались и казаки других донских полков. Императоры Александр и Франц бежали с поля боя ещё задолго до окончания сражения. Александр, потеряв самообладание, дрожал и плакал. Его бегство продолжалось и в следующие дни. Раненый в щеку Кутузов едва спасся от плена.

Союзные войска потеряли до 27 тысяч человек, причём большую часть 21 тысяч - русские. Потери французов, по разным данным, составили 9-12 тысяч человек. Значительными были потери в казачьих полках: Лейб-гвардии казачий полк потерял штаб-ротмистра Е.С. Филиппова, 3-х унтер-офицеров и 19 казаков. (Сапожников А.И. Войско Донское в Австрийской кампании 1805 г. СПб, 2008. С.32). В полку П.М. Гордеева 1-го был убит 31 человек, в полку П.Г. Денисова 14-го – 4 человека, столько же в полку Т.А. Малахова 1-го, полк И.И. Исаева 3-го потерял убитыми 46 человек, полк В.Е. Ханжонкова 1-го – 25 человек, полк Д.М. Киселева 2-го – 55 человек, полк Ф.Ф. Мелентьева 3-го – 14 человек. («М.И. Кутузов». Сборник документов. Т.2. М., 1951. С. 235).

Отличившиеся в битве казачьи офицеры и казаки были щедро награждены. Орден Святого Георгия 4 степени получил командир Лейб-гвардии казачьего полка П.А. Чернозубов 5-й; орденами Святой Анны 3 степени были награждены подполковник П.Г. Денисов 14-й, ротмистр Бирюков, поручик Чеботарев, корнет Жмурин; десятки казачьих офицеров получили повышения в чинах. (Корягин С.В. Указ. соч. Вып.110. М., 2013. С.36).

После этой битвы австрийский император Франц понял, что продолжать борьбу бессмысленно и вступил в переговоры с Наполеон. Узнав об этом, император Александр I приказал своей армии возвращаться в Россию. Третья антифранцузская коалиции европейских держав распалась. Но борьба на этом не закончилась.

24.02.2022 21:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!