СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Михаил Сегал : «Искусство должно быть взрывным и хулиганским»

Нажмите, чтобы узнать подробности

«Франц + Полина», «Рассказы», «Кино про Алексеева» – эти фильмы нашего земляка, известного кинорежиссёра Михаила Сегала завоевывали награды на фестивалях и сердца зрителей. Сейчас Михаил заканчивает работу над новой картиной.

«Лолитообразная» драма

– Михаил, хотя бы в общих чертах, о чём ваш новый фильм?

– Я не сторонник рассказывать о фильме, который ещё не вышел. Правда, я не сторонник и после этого что-то рассказывать. Думаю, что надо просто брать и смотреть. Вообще, как неоднократно многими отмечалось, одна из самых больших проблем нашего времени в том, что мы идём смотреть фильм, зная о нём всё или многое. Я не хочу лить воду на эту мельницу. Но если в общих чертах, моё новое кино, как я всегда стараюсь делать, непохоже на предыдущие и сделано в жанре, который я до этого не пробовал. То есть, понятно, что какое-то сходство присутствует, – хочешь не хочешь, у тебя свой стиль, и свои «штампы» всё равно есть. Но по жанру это такая «набоковообразная», «лолитообразная» драма с жареным привкусом. В отличие от других моих фильмов, там нет ничего социального, сатирического, а есть драматическое, личное и любовное. Я такого раньше не снимал и не писал. А вот сейчас случилось.

– Основной саундтрек к «Кино про Алексеева» был вашего авторства. Кто в этот раз отвечает за музыкальную составляющую фильма?

– Поскольку сейчас работа над музыкой ведётся, пока я нахожусь в такой концепции, что сам напишу одну основную тему, а помимо этого будут звучать отрывки из каких-то песен групп наших или не наших, которые составляют саундтрек.

– В «Рассказах» был Угольников, в «Кино про Алексеева» – Збруев. В новом фильме участие медийного артиста предполагается?

– Нет. Никого там нет известного.

– Не повредит раскрутке кино?

– С точки зрения привлекательности фильма, любая статистика скажет, что ни одно имя не собирает касс. Тем более когда речь идёт о нише авторского кино, где изначально люди интересуются кинематографом как таковым, им абсолютно всё равно, есть звезда, нет звезды.

– Как дальше будет развиваться судьба картины? Фестивали, прокат? Когда её можно будет увидеть?

– Этого никто не знает. Когда фильм будет завершён и показан и фестивальным отборщикам, и кинопрокатчикам, может произойти что угодно: кино может иметь большой успех, а, может, никто не захочет его показывать. Понятно, хочется, чтобы и в прокате фильм был успешен, и на фестивалях. Закончу я его осенью. Но когда зрители его увидят, пока сказать нельзя.

– К литературе после выхода сборников «Молодость» и «Рассказы» возвращался? Написалось что-нибудь?

– Недавно написал кое-какие новые рассказы. Их пока мало, чтобы что-то дельное издавать, но как-то потихонечку пошло. С момента выхода «Кино про Алексеева» я написал два больших киносценария – по сути, время было всё занято.

Беда российского кино

– Куда движется отечественная киноиндустрия, на ваш взгляд, и всё ли в ней происходит правильно?

– Куда вся Россия движется, туда и кино. Такой мой совершенно точный ответ.

– В начальных титрах некоторых картин пишут: «Фильм снят при поддержке Министерства культуры РФ». Вы когда-нибудь получали такую «поддержку»?

– На предыдущий мой фильм – «Кино про Алексеева». Но это была не поддержка, благодаря которой мы сняли кино, – оно было сделано самостоятельно, за счёт усилий продюсеров. Просто потом затраты чуть-чуть компенсировались грантом от Министерства культуры. Но изначально мы на эти деньги не рассчитывали. Получился некий бонус уже после. А так, чтобы подать заявку на получение государственных денег из бюджета для того, чтобы снять фильм, – такого у меня ни разу не было.

– Вообще, на ваш взгляд, государство должно поддерживать киноиндустрию финансово?

– Я заинтересованное лицо, человек, который хочет снимать кино, – как я могу сказать «нет»?

– Вправе ли государство вводить какие-либо ограничения, цензурировать готовый продукт, ссылаясь, что «за него платит»?

– Конечно, с точки зрения справедливости, если в минкульте декларируют, что поддерживают культуру через производство кино, они должны дать цвести всем цветам. А по факту всё равно выполняется определённая государственная задача. Проблема не в том, что государство говорит: вот это снимайте, а это не снимайте. А в том, что государство становится фактически единственным источником финансирования кино, и все выстраиваются в очередь. Это как лежишь в больнице и знаешь, что ты в больнице, что есть одно окно, в котором кормят, и у тебя нет вариантов: ты берёшь поднос и идёшь в эту раздаточную. Когда режиссёры, продюсеры хотят получить деньги на съёмки фильма, они понимают, что к чему, какое кино может их получить, а какое нет (я имею в виду сценарии). И приходят с соответствующими предложениями. К тому же, государственные деньги не надо возвращать: получил, что-то снял, отчитался – и слава богу – вроде, кино в России есть. В результате происходит усреднение. Естественно, это никак не развивает киноискусство, потому что искусство должно быть взрывным и хулиганским.

– Но не проблема ли это продюсеров, которые не могут найти иных источников финансирования, кроме как госсредства от министерства?

– Нет, потому что игра в меценатство сейчас закончилась. Многие богатые люди, которые могли бы дать деньги на кино, умывают руки, понимая, что это выброшенные деньги. Себестоимость производства фильма, даже не ах какого сложного, несопоставима с тем, что этот фильм может собрать в прокате. Во многом это идёт от того, что зритель не хочет смотреть российское кино.

– Дело в плохом его качестве или в плохом пиаре?

– Я не знаю. Фильмы хорошие есть. Но посыла пойти в кинотеатр и заплатить деньги за русский фильм почти нет. Раз во много лет случаются какие-то недорогие в производстве и хорошие комедии, которые получают большой резонанс, их смотрят, и они окупаются. Но их так мало, что об этом и говорить не стоит. Это не упрёк: ни продюсерам, которые, в общем-то, не обязаны зачем-то тратить свои деньги, ни госчиновникам, которые, будучи на своём месте, стараются свои пропагандистские бюрократические интересы реализовать, ни художникам, которые хотят снимать хорошее, яркое кино. Это никому не упрёк. Но пока лёд не тронулся. Хотя ведь кроме кинематографа есть и вся остальная наша действительность – и почему в кино должен быть рассвет и прекрасно работающие экономические схемы, если больше ни в одной сфере этого нет? В принципе, всё очень гармонично.

Встреча в «Свободном пространстве»

– Скандал вокруг фильма «Матильда» Алексея Учителя – что это, по-вашему, – пиар-ход, попытка цензуры или просто раздутая на пустом месте история? Вообще, возможно ли всерьёз обсуждать вероятность запрета какого-либо произведения искусства (в данном случае кино) по тем или иным основаниям?

– Легко можно. Не в том смысле, что можно запрещать, а в смысле, легко представить себе такую вероятность. По поводу фильма «Матильда», я не знаю, в чём там причина на самом деле, но это абсолютно точно никакой не пиар-ход. Это реально сумасшедший дом, который возник и происходит.

– Михаил, вы нередко проводите творческие встречи в разных российских городах, а в Орле пока не было ни одной. Неужели не ждут на родине?

– Вообще, часто я нигде ничего не провожу. Но сейчас, как ни странно, намечается одно мероприятие. Театр «Свободное пространство» задумал проект под названием «Свободное кинопространство». Предполагается приглашение известных кинорежиссёров, их встречи со зрителями и просмотры фильмов. Авторы идеи обратились ко мне, я поговорил со знакомыми режиссёрами, они откликнулись, и, начиная с этой осени, проект планируется запустить. Первая такая встреча будет со мной, и пройдёт она, скорее всего, в октябре.

– Понимаю, что ещё не вышел ваш новый фильм, но замысел следующего зреет?

– Есть уже готовый киносценарий, а не замысел. Я его написал и теперь продолжаю искать возможность снять. Может быть, завтра я придумаю ещё что-то третье. С тем фильмом, который я сейчас заканчиваю, получилось всё довольно импровизированно. Я начал снимать его в прошлом октябре, но ещё за месяц до об этом не догадывался. Быстро родилась идея, быстро всё организовалось. Так что, не важно, какие у меня мысли, важно, что я сделаю и как всё получится.

Беседовала Ольга Захарова

*

Михаил Сегал – кинорежиссёр, клипмейкер, писатель. Родился 3 января 1974 года в Орле. В 1994 году окончил режиссёрский факультет Орловского института искусств и культуры.

С 1996 года снимает видеоклипы (работал с группами «Би–2», «Сплин», «Каста», «Ночные снайперы», «Машина времени» и др.

С 2002 года работает в рекламе.

В 2006 году на XXVIII Московском международном кинофестивале представил первый полнометражный фильм «Franz+Polina».

В 2010 году дебютирует как писатель (книга прозы «Молодость»).

В 2011 году короткометражному фильму «Мир крепежа» присуждён главный приз «Кинотавра» («Короткий метр»).

В 2012 году фильму «Рассказы» присуждён приз им. Г. Горина «За лучший сценарий» на 23-м открытом российском кинофестивале «Кинотавр».

В этом же году выходит сборник новелл «Рассказы».

В 2014 году выходит третий полнометражный фильм «Кино про Алексеева» (Александр Збруев, сыгравший главную роль, получил кинопремию «Золотой орёл» в номинации «Лучшая мужская роль»).

Источник: Михаил Сегал: «Искусство должно быть взрывным и хулиганским» // Орловский вестник. № 29 (1233), 23/08/2017. – С. 7.

*

См.:

Карта сайта

https://multiurok.ru/blog/karta-saita.html

Кинокалейдоскоп

https://multiurok.ru/blog/kinokalieidoskop.html

Категория: Всем учителям
02.09.2017 23:58


© 2017 518

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Похожие записи

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!