СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ
Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно
Скидки до 50 % на комплекты
только до
Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой
Организационный момент
Проверка знаний
Объяснение материала
Закрепление изученного
Итоги урока
Учителя бывают, конечно, очень разные:
Бывают они мягкие, бывают они властные,
Строгие и добрые,
Нежные и бодрые,
А ещё они бывают просто сумасшедшие,
Совершенства ищущие но так и не нашедшие.
Как сделать процесс обучения увлекательным и творческим? Как избежать скуки и рутины на уроке? Здесь нам поможет МОДЕРАЦИЯ – эффективная современная технология, которая позволяет значительно повысить результативность и качество образовательного процесса.
Moderare – в переводе с латинского – приводить в равновесие, управлять, регулировать.
Как образовательная технология модерация была впервые разработана в 60-е - 70-е годы прошлого века в Германии.
Первый этап модерации – это инициация или начало, во время которого необходимо создать эмоциональный настрой на уроке. На уроке английского языка можно: спеть забавную песенку, провести весёлую фонетическую зарядку, внести чёрный ящик и попросить угадать, что в нём, принести бутылку с посланием и дружно ответить на вопросы.
Второй этап модерации - вхождение или погружение в тему – то есть, сообщение целей урока. Нацеливание на урок учитель легко может сделать совсем не скучным и увлекательным – либо воспользовавшись видеороликом, найденным на великих просторах интернета, либо став создателем мини-кроссворда или загадки.
На третьем этапе модерации, который называется формирование ожиданий учеников, то есть планирование эффектов урока, можно использовать такие активные методы выяснения ожиданий и опасений, как «Фруктовое дерево», «Рождественская ёлка» или «Рыболовная сеть». Рассмотрим, к примеру, метод «Рыболовная сеть». Ожидания – это золотая рыбка, а опасения – акула. Детям предлагаются 2 комплекта рыбок с заранее заготовленными опасениями и ожиданиями. Дети выбирают 1 - 2 по своим ощущениям и вывешивают их на сеть. Этот этап занимает не более 2-3 минут, но эмоционально положительно настраивает ребят на работу. Ученики постарше формулируют свои ожидания и опасения самостоятельно. Если это фруктовое дерево – вывешиваются фрукты, а если рождественская ёлка, то шары.
На четвёртом этапе модерации, который называется интерактивная лекция – то есть передача и объяснение информации, нужно всегда помнить, что активным участником процесса обучения является не учитель, а ученик. Целью этого этапа должен стать эффективный обмен информацией между его участниками. Для этого необходимо обеспечить наличие качественных источников информации (учебник, интернет, раздаточный материал), удобные каналы коммуникации (такие как Skype и некоторые другие), точную передачу информации всеми участниками процесса. На этом этапе целесообразно применять такие формы групповой работы, как пары сменного состава, общая дискуссия, мозговой штурм, заполнение пропусков – всё, что предполагает коллективное обсуждение конкретной проблемы с взаимообменом идеями, суждениями, мнениями в группе.
На пятом этапе модерации, который называется проработка содержания темы, предполагается работа в различных группах. Это могут быть пары сменного состава, малые группы, сменные группы и т.д. Подбор форм работы должен быть направлен на развитие коммуникативных способностей и навыков работы в команде. Процесс совместной работы способствует снятию барьеров общения, создаёт условия для развития творческого мышления.
Последний этап модерации- это подведение итогов, то есть рефлексия, где учащиеся дают оценку уроку. Ребята младшего школьного возраста могут оценить урок и свои достижения на нём выбором цвета яблока, цветка или флажка, которые предлагаются им в качестве раздаточного материала. Школьники любого возраста с удовольствием встают в рефлексивный круг, где все вместе стараются осмыслить результат, а учитель обобщает сказанное и делает выводы. На данном этапе очень эффективен и эмоционально привлекателен приём «аплодисменты», когда каждый ученик проходит сквозь шеренгу аплодирующих ему одноклассников за его вклад в урок.
В нашей профессии нет предела совершенству. То, что ещё вчера казалось единственно возможным, выглядит сегодня устаревшим. Появляются новые идеи и желание что-то изменить. И любой творчески работающий учитель находится в постоянном поиске.
© 2015, Луцева Ирина Васильевна 1810