СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

«Мой Бахтин»

Нажмите, чтобы узнать подробности

Когда рождается поэт – зажигаются новые звёзды. Когда рождается философ – светила плачут, чтобы, омывшись слезами, сиять ещё ярче. Жизнь мыслителя – всегда путь сквозь тернии к озарению.

«Что в имени тебе моём…»

Так обычно пишут в словарях: философ, культуролог, теоретик европейской культуры и искусства Михаил Михайлович Бахтин (1895–1975)… Маленький дефис между годами словно концентрирует всё свершившееся и свершённое. Муниципальный театр «Русский стиль», носящий имя этого удивительного человека, нашего земляка с нелёгкой судьбой и многогранным талантом, в противовес всем энциклопедиям и официальным биографиям рассказал не об исторической личности – о человеке.

Михаил Михайлович лично в день рождения, 17 ноября (неважно какого года), поведал о своей жизни и судьбе со сцены. Многое звучало смелым вызовом и укором эпохе, многое читалось между строк. Проникновенный – именно такой эпитет более всего подходит спектаклю «Мой Бахтин» (по пьесе А. и К. Смородиных). И сразу становится ясен смысл неприметного вроде бы названия. Режиссёр – заслуженный артист России Валерий Симоненко – признался, что в этой работе его волновал именно человек, раскрывающийся через достоинства и слабости.

Как сиротливо выглядит простая комната в доме ветеранов (художник Анна Назарова): кровать, стоптанные тапочки, инвалидное кресло, простая тумбочка, радиоприёмник, печатная машинка, забытая книга… Вмиг обретают уют предметы после появления Михаила Бахтина (Евгений Безрукавый).

Уставший, одинокий, загнанный судьбой в этот сиротский угол, он остаётся тем, кем был всю жизнь: личностью с огромным талантом, который нередко приходилось скрывать, и таким же большим сердцем, познавшим без меры горе и отведённую толику радости. Персонаж не может признать серости, заполонившей мир искусства, рождённого под несвободным небом. Кажется, со всех сторон: из прошлого, из будущего – наступает бездна, мрак, смерть. Заканчивается отмеренный свыше срок. Изнемогает больное тело и измождённая душа.

Судьбы скрещенья

Одной из центральных тем работы Бахтина стала идея диалога, неотделимости предмета от своей функции в событии. В спектакле герой вступает в разговор сам с собой, со зрителем, со временем. Каждое событие в истории государства ломает его собственную судьбу, каждая попытка вырваться из порочного круга дышит жаждой справедливости.

Человек в отчаянии кричит: «За что?»

Философ находит спасение: «В области духа никто преград не поставил», «ветка не способна постичь смысла всего дерева».

Постепенно Бахтин переносит зрителей в другие миры, воскрешая своих призраков и героев. Вместо вполне реальной сиделки (Анна Аленчева), заботливой, милой, непонятливой, но, по сути, «обслуживающей конвейер смерти», перед ним супруга Елена Александровна (Татьяна Иванюк).

Иванюк и Безрукавый ведут поистине диалог душ. Воскрешается всё самое доброе: воспоминание о родном Орле, матери, первых счастливых годах брака: «Как хочется жить!» И страдание теперь кажется обретением дороги к Богу. Рай можно найти на земле – в искусстве, любви.

Проходят годы, Елена уже совсем другая, отчаявшаяся жить, иссушенная страданием…

Театральный Бахтин смотрит кинохронику собственной жизни с улыбкой и со слёзами на глазах. Одновременно он и в центре сюжета, и наблюдает его со стороны. Актёр словно испытывает два чувства сразу – радость любви и боль от её потери по прошествии лет, рождение и гибель надежд, принимает печальную участь провидца.

Философ предоставляет героям в пределах своего замысла предельную свободу, почти не вмешиваясь в действо, не отвечая за них. Разные персонажи словно переносят сформулированную Бахтиным концепцию полифонизма (многоголосия) из литературы на сцену…

Рождённый летать

Рефреном в спектакле проходит мотив двойного бытия: желание работать и невозможность творить под железным гнётом советской власти, воспоминания и день сегодняшний, реальные люди и герои, которым Бахтин посвятил свой талант. Именно Михаил Михайлович открыл России значение Достоевского, втянул весь мир в «карнавал» Франсуа Рабле… Не благодаря, а вопреки.

Из тьмы времён выходит Инквизитор. Он опечален знанием, всемогущ в своих поступках, бескомпромиссен в суждениях. Стоит между людьми и Богом. Артист буквально растворился в этом образе, стал понятием, символом, силой. Все просто: человек требует хлеба, а свобода его не даст. Инстинкт победит дух. Значит, нам не нужна свобода. Спокойствие куда дороже… Отчего же вместо кафедры проповедника в спектакле у Инквизитора инвалидная коляска?

Бахтин был вынужден жить в мире абсурда, молчать или трудиться под чужим именем, «сверяться» с Марксом, работать школьным учителем, преподавателем в вузах, испытывать рабскую зависимость от денег. Он был в ссылке, в результате болезни потерял ногу… Своим примером без патетики показал удел рождённых летать. И при этом рассуждал об «эстетическом видении», «любовном созерцании».

Герой спектакля страдает, но даже под гнётом смертельной усталости не обижается, не озлобляется на всех и вся. Подвиг? Нет, любовь к миру, пронесённая через боль, через муки. Неслучайно Михаил Михайлович обратил своё исследовательское внимание на Рабле, ввёл термин «смеховая культура», в которой «сама жизнь играет».

Бог посылает самые страшные испытания тем, кого больше любит…

Евгений Безрукавый не показывает великую личность с недюжинной силой, счастливым умением абстрагироваться. Его персонаж проживает обычную жизнь, трагедией которой стала тягчайшая несвобода. Из тюрьмы можно выйти, «у нас выйти некуда».

Вот и молит супруга Елена, лишённая счастья материнства, уютного дома, лишь об одном: «Не дай им себя сломать!»

Безумие веры и надежды

Как знать, может, и в реальности, как в этом спектакле, именно Рабле (заслуженный артист России Сергей Фетисов) со своим азартом и аппетитом к жизни давал сил. В самые трудные моменты духовного заточения Бахтин был всё же абсолютно свободен – в суждениях.

Философ в спектакле словно оказывается в чистилище, где ждёт последнего вердикта, подведения итога. Ему уже ничего не страшно. Не от отчаяния, а потому что всю жизнь жил среди мелких бесов.

Прощаясь со своими призраками, принёсшими и развеявшими дух карнавала, Бахтин горько произносит: «Ничего не имеет смысла». И добавляет: «Кроме воображения и бессмертия души». Он поборол немощь плоти и духа, поддавшись безумию веры и надежды, продлился в своих учениках.

Трудно ответить на вопрос, чего хочется после спектакля: бороться, плакать, кричать, сопереживать, тихо грустить… Пожалуй, просто жить.

Валерий Симоненко так сказал про постановку: «В театре есть работа, которую нужно делать, не рассчитывая на поддержку зрителя, а просто отдавая дань искусству, всему настоящему. От этого обогащаются и актёры, и публика».

С точки зрения М. М. Бахтина, непрерывность духовной жизни человечества раскрывается в романе, который, вбирая в себя все другие жанры, делает односторонность невозможной. Театр – искусство синтетическое. В нём и эпичность романа, и трагичность драмы, и вдохновлённость поэзии, не говоря уже о средствах музыки и живописи. Арсенал куда шире. «Русский стиль» своей постановкой не только отдал дань гению, он показал величие силы искусства, красоту и чистоту чувств, даруемую творчеством.

Только спустя некоторое время после спектакля осознаешь, что актёр за всё время действа практически не вставал с кровати и прозвучавшая полифония настроений рождена жестами его души. Персонаж Безрукавого словно воплотил взаимосвязь временных и пространственных отношений, названную Бахтиным хронотопом, показал какую-то духовную перспективу, не позволяющую отчаяться в самых безвыходных ситуациях.

Итак, кто такой Бахтин: сын и жертва своей эпохи, великий ум и великий страдалец, философ, рассказавший миру великую правду о гениях, создавший свою концепцию, введший в литературоведение новые понятия?. У каждого он свой. Как крупный учёный Михаил Михайлович хорошо известен в России, Англии, Франции, Японии… «Русский стиль» рассказал о Бахтине как об обычном человеке, умершем, но сделавшемся бессмертным благодаря своим трудам. Символично, что спектакль этот родился на малой родине философа – в Орле.

Источник: Ольга Сударикова. День рождения философа. Орловский вестник. № 44 (1154), 25.11.2015. С. 9.

Категория: Всем учителям
02.04.2016 20:21


© 2016 611

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!