СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Моё самообразование (приложение)

Нажмите, чтобы узнать подробности

. Приложение

Приложение 1.

Методики

Определение степени овладения логическими операциями мышления.

  1. Способность выделять существенное

Учитель предлагает ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики за 20 секунд должны исключить из скобок (то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.

Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);

Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);

Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);

Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово);

Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания);

Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник);

Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);

Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты);

Больница (сад, врач, помещение, радио, больные);

Любовь (розы, чувство, человек, город, природа);

Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).

Обработка полученных данных: ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустили ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.

Показатель рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:

Способность к = число правильных ответов

абстрагированию 5 заданий

  1. Сравнение

Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета, либо понятия. Например:

Книга-тетрадь Солнце-луна

Лошадь - корова Сани - телега

Озеро - река Дождь - снег

Линейка - треугольник Автобус - троллейбус

Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – черты различия названных предметов или понятий. На выполнение задания по одной паре слов даётся 4 минуты. После этого листки собираются.

Обработка полученных данных: составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах – это уровень развития у него умения сравнивать.

  1. Обобщение

Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего.

Дождь-град Жидкость - газ

Нос - глаз Предательство - трусость

Сумма - произведение Водохранилище- канал

Сказка - былина Школа- учитель

История - природоведение Доброта- справедливость

Обработка полученных данных:

Уровень умения = число правильных ответов

обобщать 5 заданий

  1. Классификация

Эта методика также выявляет обобщать, классифицировать.

Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Необходимо найти это слово.

  1. Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
  2. Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
  3. Дождь, снег, осадки, иней, град.
  4. Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
  5. Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
  6. Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
  7. Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
  8. Секунда, час, год, вечер, неделя.
  9. Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
  10. Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
  11. Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
  12. Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.
  13. Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.
  14. Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.

Учащимся можно предложить 5 заданий. Время – 3 минуты.

Обработка полученных данных:

Уровень сформированности = число правильных ответов

5 заданий

Приложение 2.

Задачи, развивающие логическое мышление.

  1. Класс.

1. У Оли было орехов больше 3, но меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6)

2. Бабушка дала Серёже журнал «Ералаш» со 2 номера по 8.Сколько журналов у него?(7)

3. Расставить 6 книг на две полки так, чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на дру-

гой. (4 и 2)

4. В люстре 5 лампочек. Через некоторое время 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек придется заменить?

  1. У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на правую руку? (2)
  2. В семье 4 детей. Сестер столько же, сколько и братьев. Сколько девочек в семье? (2)
  3. В корзине сидят котята. У всех котят три пары ушей. Сколько котят в корзине? (3)
  4. У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)

9. Дима выиграл у Алеши 3 партии в шахматы. Алеша проиграл Диме столько же партий и одну партию мальчики сыграли вничью. Сколько всего партий сыграли дети? (4)

10. Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок? (3)

11. По дороге друг за другом идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идет

девочка. Сколько девочек идет по дороге? (2)

12. Я задумала два числа. Когда сложила их, то получила 6, когда вычла одно из другого, то тоже получила 6. Какое число я задумала? (6 и 0)

13. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли такое быть? Кто Женя? (сестра).

  1. Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Дима в пятый вагон от конца поезда. В одном ли вагоне едут мальчики? (нет).
  2. Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки? ( 5 ).
  3. Пётр – сын Сергея, Сергей – сын Фёдора. Кем приходится Пётр Фёдору? (внук).
  4. Из книги выпало несколько листов. На первой странице стоит № 5, на последней

№ 10. Сколько листов выпало из книги? (3 листа).

  1. Меня зовут Иваном Сергеевичем, а моего деда - Петр Николаевич. Как зовут моего отца? (Сергей Петрович).
  2. Мама купила детям три пары варежек, Сколько варежек на одну руку? (3).
  3. В парке было 7 скамеек. 3 скамейки заменили новыми. Сколько скамеек в парке?
  4. На уроке физкультуры учитель попросил 10 учеников рассчитаться слева направо по порядку. Юра оказался третьим. Каким по счету будет Юра, если расчет пойдет справа налево? (8).
  5. У всех цыплят, сидящих в корзине, Юля насчитала 10 ног. Сколько было цыплят в корзине? (5)
  6. Наташа сказала, что у неё кукол больше 5, но меньше 8. Сколько кукол у Наташи?
  7. Коля старше Сережи, Сережа старше Миши. Назови имя самого маленького мальчика. (Миша)
  8. Кролики сидят в клетке так, что видны только их уши. Коля насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке?
  9. Кузнец подковал двух лошадей. Сколько подков ему понадобилось?
  10. В слове «кошка» 5 букв. Придумай слово в котором букв на одну меньше и оно обозначает животного (тигр).
  11. В слове «кот» и в слове « мяу» по три буквы. Одинаковое ли количество слогов в словах?
  12. Роме подарили столько значков, сколько у него было. Рома пересчитал значки и их оказалось 8. Сколько значков было у мальчика? (4)
  13. Чтобы рассадить 7 детей не хватает два стула. Сколько стульев в комнате? (5)
  14. У паука 4 пары ног, а у жука 3 пары ног. На сколько ног меньше у жука? (на одну пару т.е. 2 ноги).
  15. Сестра старше брата на один год. На сколько сестра лет сестра будет старше брата через 5 лет ? (на один год).
  16. В ящике стола лежат деньги, на которые можно купить два одинаковых стула и одно кресло. Что дороже кресло или стул? (кресло)
  17. Купили пакет кефира. Половину пакета выпили Никита и Даша. В пакете осталось 2 стакана. Сколько стаканов кефира было в пакете? (4)
  18. Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите пример такого выражения. ( таких выражений мн-во 6-3=3, 14 – 7=7 ит.д. )
  19. Бабушка положила на тарелку 12 груш. После того, как внуки взяли по одной груше, осталось 8 груш. Сколько внуков у бабушки? (4).
  20. Каждой из трёх внучек дедушка разрешил сорвать с 4 кустов по одной розе. Сколько роз сорвали девочки? (4+4+4=12 роз)
  1. Класс.
  1. На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на 5)
  2. В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные)
  3. В парке 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше. Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые и 1 коричневая)
  4. Петя и Паша живут в девятиэтажном доме. Петя живет выше Паши. Паша живет в квартире на 7 этаже. На каком этаже живет Петя? (на 8 или 9)
  5. Колесо велосипеда имеет 8 спиц. Сколько промежутков между спицами? (8)
  6. Купили щуку, леща и окуня. Щука тяжелее леща, а лещ тяжелее окуня. Какая рыба самая лёгкая? (окунь)
  7. В большой клетке 6 волнистых попугайчиков, а в маленькой - 5. Из большой клетки в маленькую пересадили 1 попугайчика. Поровну ли попугайчиков в клетках? ( нет )
  8. На этой неделе в гостях у бабушки Галя была в среду, четверг, пятницу, а Лариса - в четверг, субботу, пятницу, воскресенье. Сколько дней гостила у бабушки хотя бы одна внучка? («Хотя бы одна» значит либо Галя, либо Лариса, либо обе вместе одновременно. Значит среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
  9. В корзине и пакете по 6 апельсинов. Из пакета переложили в корзину один апельсин. На сколько апельсинов меньше стало в пакете? (на 2)
  10. У меня три фото. На двух я и на двух мама. Может ли это быть? (да, на одной из фото я вместе с мамой)
  11. Масса двух одинаковых пирогов такая же как и одного торта. Масса пирога - 1 килограмм. Какова масса торта? (2 КГ)
  12. Половину всех своих золотых монет Буратино отдал в харчевне, а остальные по совету кот Базилио и лисы Алисы закопал на поле чудес. Сколько монет было у Буратино? (6)
  13. У брата было 5 орехов. Один орех он отдал сестре, у которой уже были орехи, и орехов у них стало поровну. Сколько орехов было у сестры? (6)
  14. Папа Карло заготовил 13 ножек для стульев. Хватит ли этих ножнк для того, чтобы изготовить стульчики для Пьеро, Мальвины, Буратино? (4+4+4=12 12 меньше 13 значит хватит ножек)
  15. У Веры 9 конфет, а у Оли 5 конфет. Сколько конфет Вера должна отдать Ольге, чтобы конфет стало поровну? (2)
  16. На одной чашке весов лежит арбуз и гиря в 3 кг. На другой - две гири по 5 кг. Найди массу арбуза. (7 кг)
  17. К празднику мама приготовила Маше. Нине, Оле подарки: мишку, куклу и собачку. Какой подарок получила каждая девочка, если Маша выбрала себе не куклу и не собачку, а Оля тоже не взяла куклу? ( Маша - мишка, Нина- кукла, Оля-собачка )
  18. Термометр показывает 12* мороза. Через некоторое время столбик ртути в термометре опустился на 3*. Теплее стало или холоднее и на сколько градусов ? ( холоднее на 3* )
  19. Может ли сумма двух чисел быть равной их разности? (несколько вариантов решения например 3+0=3 и 3-0=3)
  20. В вазе на 20 конфет больше, чем в двух одинаковых пакетиках. В вазе 30 штук. Сколько конфет в пакетике? (30-20=10:2=5 конфет)
  21. На столе стоят матрешки. В каждой из 3 больших умещается по 5 маленьких матрешек. Сколько матрешек на столе? (15+3=18 или если в каждом комплекте 1 большая + 5 маленьких=6 штук, а комплектов три, значит матрешек 18)
  22. Каждую головку сыра продавец разрезал пополам. Сколько головок сыра было, если получилось 6 половинок? (3 головки)
  23. В пакете столько же лимонов сколько и в корзине. Из пакета взяли 3 лимона, а из корзины взяли 5 лимонов. Где осталось лимонов больше и на сколько? (на 2 в пакете)
  24. В двух ваза поровну конфет. Когда из одной взяли 5, а в другую положили 5, то в обеих вазах конфет стало 20. Сколько конфет было в каждой вазе сначала? (по 10 конфет)
  25. Петя полил в саду столько же яблонь, сколько и Оля. Когда Петя полил еще и грушу, то оказалось он полил 9 деревьев. Сколько яблонь полил Петя? (9-1=8:2=4)
  26. Чтобы рассадить всех детей в зале не хватает 6 стульев. Когда принесли несколько стульев, то 2 стула оказались лишними. Сколько стульев принесли в зал? (6+2=8)
  27. У брата столько же игрушек сколько у сестры. Когда брату подарили 4 игрушки, то у него стало 12 игрушек. Сколько игрушек было у сестры? (12-4=8 игрушек)
  28. Сколько двухцветных полосок можно сделать из 3 полосок: красной, синей, зеленой? (3 штуки кр.-син, кр.-зел, син.-зел.)
  29. Запиши цифрами все двузначные числа, которые можно составить используя слова «двадцать», « сорок», «один», «пять», «семь». (20,21,25,27,40,41,45,47)
  30. Через верхний край в бак за час наливается 12 ведер воды, а через нижний кран выливается 8 ведер. Оба крана открыли одновременно. Сколько ведер воды нальется в бак, если он был открыт 2 часа? (12-8=4х2=8 ведер)
  31. Валя, Галя и Даша одеты в платья трех цветов: красное, голубое, жёлтое. Какого цвета платья на каждой девочке, если Валя не в красном и не в голубом, а Галя не в красном? (Валя - желтое, Галя - голубое, Даша - красное)
  32. В шкафу стояли 3 мелких и 4 глубоких тарелки. Из шкафа взяли 4 тарелки. Сколько и каких тарелок могли взять? (3м.+1г; 2м+2г; 1м+3г; 4глубоких)
  33. Если каждый из трех мальчиков возьмёт из вазы по 4 абрикоса, в вазе останется 1 абрикос. Сколько было абрикосов? (4х3=12+1=13)
  34. Хватит ли 8 парт, чтобы рассадить 20 учеников? (8х2=16 это меньше 20, значит не хватит)
  35. Трое друзей играли в шахматы, каждый сыграл 2 партии. Сколько всего партий было сыграно? (3 партии)
  36. Врач назначил Мите лекарство по 3 таблетки в день в течении недели. Хватит ли стандарт из 50 таблеток. (3х7=21 значит таблеток хватит)
  37. Шнур 12 м. разрезали на 3 части. Сколько надрезов сделали? (3-1=2 надреза)
  38. В корзине на 8 помидоров больше, чем в пакете. Сколько помидоров нужно переложить в пакет, чтобы помидоров стало поровну? (3 помидора)
  39. У Наташи и Оли поровну леденцов. Когда Наташа съела 2 леденца, то вместе у обеих девочек стало 10 леденцов. Сколько леденцов было у каждой из них? ((10+2):2=6 леденцов было у каждой)
  40. Трое ребят катались на двухколесных и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 7 колес. Каких велосипедов было и сколько? (способом подбора 7=2+2+3, значит 2 – двухколесных и 1 - трехколесный)
  41. Гвоздь длиной 8 см., забили в доску так, что с одной стороны он выступает на 2см. а с другой на 1 см. Найди толщину доски. (8-1-2=5 см)
  42. Лестница имеет 15 ступенек. На какую ступеньку надо подняться, чтобы оказаться точно посередине лестницы? (на 8 - ю)
  43. На одной чашке лежит арбуз, на другой 6 апельсинов. Весы в равновесии. Во сколько раз апельсин легче арбуза? (в 6 раз)
  44. На листе написано число, которое не больше 10, но и не меньше. Какое это число ? ( это число 10 )
  45. В классе 31 ученик. Сколько нужно парт, чтобы рассадить всех учащихся? (16)
  46. В коробке 5 белых кубиков и 3 чёрных. Какое наименьшее число кубиков надо взять, чтобы из них был хотя бы 1 чёрный? (6 кубиков)

Приложение 3.

Занимательные вопросы, загадки, смекалки, старинные задачи

  1. Два числа 1 и 3 быстро их сложи и ответ скажи.
  2. На дереве сидят 4 птицы:2 – воробья остальные вороны. Сколько ворон?
  3. Купил на 5 рублей, уплатил 6 рублей. Сколько сдачи получил?
  4. На столе было 4 яблока. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок на столе ?
  5. Как можно одним мешком пшеницы наполнить два таких мешка? (Один вложить в другой )
  6. У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, да собака Дружок. Сколько внуков?
  7. Задумай число до 5. Прибавь 2 и скажи ответ. Я назову задуманное число.
  8. Кто в твоей семье самый старший, низкий, выше отца, мамы, старше тебя, выше тебя, ниже тебя, ниже мамы?
  9. У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек сколько было бы лягушек?
  10. Первый Назар шёл на базар, второй Назар – шел с базара. Какой Назар нес товар, а какой шел без товара?
  11. Двое детей подошли к реке. У берега стоит одна лодка, которая берет только человека. Как им переплыть на другой берег? ( дети были на разных берегах)
  12. Мальчик пришел на мельницу и увидел в каждом углу по три мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котенка. Сколько ног было на мельнице ? (две, потому что у кошек лапы )
  13. Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять гусей. Сколько птиц ответь скорей?
  14. Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось?
  15. Как перечислить пять дней недели, не называя их? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
  16. Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? ( Когда сидит в нем )
  17. Кто может прыгнуть выше дома? (Любой, т.к. дома не прыгают)
  18. Скажешь: « Не приходи» - идет. Скажешь: « Не уходи» - уходит (время)
  19. Ты да я да мы с тобой. Сколько нас? ( двое )
  20. Как с помощью только одной палочки образовать треугольник на столе? (положи на угол)
  21. Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь.
  22. Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг, А если встанет на две ноги?
  23. У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (4)
  24. Надо разделить 5 яблок на 5 девочек так, чтобы одно яблоко осталось в корзине и

каждой досталось по одному яблоку (последней дать яблоко вместе с корзиной)

  1. Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, их разделяет ночь).
  2. Росло 4 березы на каждой по 4 больших ветки, на каждой большой ветке по 4 меленькой веточки, на каждой маленькой веточке по 4 яблока. Сколько всего яблок?
  3. В огороде пугало рукавами машет

В огороде пугало разгоняет пташек.

3 паслись на грядке лука, в небеса взвилися 3.

2 последние не трусят – очень храбрые они.

28. Скоро10 Сереже, Диме нет ещё 6. Дима все никак не может до Сережи подрасти. А

на сколько же моложе мальчик Дима, чем Сережа?

29. Три сестрички заплели по две косички. Угадайте, вот вопрос, сколько будет всего кос?

  1. 5 грибов в руке несут, 5 грибов в лесу растут, если все грибы собрать, сколько будет как считать?
  2. Сколько будет, посчитай-ка, если к 2 прибавить 5 и из суммы 3 отнять.
  3. У одной автомашины есть 4 автошины, сколько может автошин быть у 3 автомашин?
  4. 4 крыла, а не бабочка, крыльями машет, а не летит (мельница)
  5. Имеет 4 зуба, каждый день бывает за столом, но ничего не ест.
  6. Кто становится выше, когда садится? (собака)
  7. Что становится легче, когда его надувают? (шар)
  8. Чем больше берем, тем больше становится (яма)
  9. Три брата по дороге бегут, один впереди, два позади, двое задних не могут догнать первого (трехколесный велосипед)
  10. На 4 ногах стою, ходить же вовсе не могу (Стол. Стул.)
  11. Пять братьев годами равные именами разные (пальцы)
  12. Шел человек в город, по дороге встретил трех товарищей. Сколько человек идет в город? (4 человека)
  13. Шел человек в город, навстречу три товарища. Сколько человек идет в город ? (1человек т.к. трое шли навстречу)
  14. Сидят белки на ветке. Против каждой белки по 2 белки, Сколько всего белок Объясните как сидят белки? (три белки и сидят они треугольником)
  15. Девочка искала дом № 5. Найдя дом № 1, она не глядя на номера отсчитала 5 домов и вдруг увидела дом № 9. Почему? (дома на улице располагаются по четной стороне и нечетной стороне)
  16. В школу шел пятачок нашел, а с товарищем пойду сколько найду?
  17. Наташа сказала: «Я получила за контрольную такую оценку, которая получится при сложении и умножении двух одинаковых чисел» Что получила Наташа? (4)
  18. Лиса поймала 15 окуней и разложила их на 5 кучек так, что в кучках было разное число рыбок. Как она это сделала? (1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15)
  19. Выглянув на повороте в окно, Ира увидела впереди 9 вагонов, а следом ещё 7 вагонов. Сколько вагонов в составе? (17)
  20. В кучке лежали конфеты. 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой взяли по одной штучке. Сколько было конфет в кучке? (3)
  21. Ч то за птицы пролетают по 7 в каждый ряд, вереницею летят не воротятся назад (дни недели)
  22. Стоят два мальчика. Один смотрит на юг, другой на север. Могут ли они увидеть друг друга, если не употреблять зеркало или другие приспособления? ( могут, если стоят лицом друг к другу.)
  23. Путешественник идет из одного города в другой за 10 дней, а второй путешественник этот же путь проходит за 15 дней. Через сколько дней встретятся путешественники, если выйдут одновременно навстречу друг другу? (30 : 10 + 30 : 15 = 5 расстояний за месяц, тогда 30 : 5 = 6 дней)
  24. Один человек купил 3 козы и заплатил за них 9 рублей. По чём пошла каждая коза? (по дороге)
  25. Что это может быть:2 – головы, 6 – ног, а ходят только 4? (всадник)
  26. Два землекопа за 2 часа выкопали 2 метра канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы? (2 землекопа)
  27. У одного старика спросили: « Сколько тебе лет ? » Он ответил: « Сто лет и несколько месяцев, но дней рождений у меня было всего 25. » Как это может быть? (дед родился 29 февраля)
17.02.2016 07:47


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!