. Приложение
Приложение 1.
Методики
Определение степени овладения логическими операциями мышления.
- Способность выделять существенное
Учитель предлагает ряд слов: пять слов даётся в скобках, а одно – перед ними. Ученики за 20 секунд должны исключить из скобок (то есть выделить) два слова, наиболее существенные для слова, стоящего перед скобками. Достаточно предложить из данного перечня по 5 заданий.
Сад (растение, садовник, собака, забор, земля);
Река (берег, рыба, тина, рыболов, вода);
Куб (углы, чертёж, сторона, камень, дерево);
Чтение (глаза, книга, картина, печать, слово);
Игра (шахматы, игроки, штрафы, правила, наказания);
Лес (лист, яблоня, охотник, дерево, кустарник);
Город (автомобиль, здание, толпа, улица, велосипед);
Пение (звон, голос, искусство, мелодия, аплодисменты);
Больница (сад, врач, помещение, радио, больные);
Любовь (розы, чувство, человек, город, природа);
Спорт (медаль, оркестр, состязание, победа, стадион).
Обработка полученных данных: ученики, которые правильно выполнили задание, очевидно, обладают умением выделять существенное, т.е. способны к абстрагированию. Те, кто допустили ошибки, не умеют выделять существенные и несущественные признаки.
Показатель рекомендуется рассчитывать по следующей формуле:
Способность к = число правильных ответов
абстрагированию 5 заданий
- Сравнение
Учащимся предъявляются или называются какие-либо два предмета, либо понятия. Например:
Книга-тетрадь Солнце-луна
Лошадь - корова Сани - телега
Озеро - река Дождь - снег
Линейка - треугольник Автобус - троллейбус
Каждый ученик на листе бумаги должен написать слева черты сходства, а справа – черты различия названных предметов или понятий. На выполнение задания по одной паре слов даётся 4 минуты. После этого листки собираются.
Обработка полученных данных: составляется общий список черт сходства и различия названных предметов, затем устанавливается, какую часть из этого списка сумел написать ученик. Доля названных учеником черт сходства и различия из общего числа черт в процентах – это уровень развития у него умения сравнивать.
- Обобщение
Предлагается два слова. Учащемуся нужно определить, что между ними общего.
Дождь-град Жидкость - газ
Нос - глаз Предательство - трусость
Сумма - произведение Водохранилище- канал
Сказка - былина Школа- учитель
История - природоведение Доброта- справедливость
Обработка полученных данных:
Уровень умения = число правильных ответов
обобщать 5 заданий
- Классификация
Эта методика также выявляет обобщать, классифицировать.
Даны 5 слов. Четыре из них объединены общим признаком. Пятое слово к ним не подходит. Необходимо найти это слово.
- Приставка, предлог, суффикс, окончание, корень.
- Треугольник, отрезок, длина, квадрат, круг.
- Дождь, снег, осадки, иней, град.
- Сложение, умножение, деление, слагаемое, вычитание.
- Дуб, дерево, ольха, тополь, ясень.
- Василий, Фёдор, Иван, Петров, Семён.
- Молоко, сыр, сметана, мясо, простокваша.
- Секунда, час, год, вечер, неделя.
- Горький, горячий, кислый, солёный, сладкий.
- Футбол, волейбол, хоккей, плавание, баскетбол.
- Тёмный, светлый, голубой, яркий, тусклый.
- Самолёт, пароход, техника, поезд, дирижабль.
- Круг, квадрат, треугольник, трапеция, прямоугольник.
- Смелый, храбрый, решительный, злой, отважный.
Учащимся можно предложить 5 заданий. Время – 3 минуты.
Обработка полученных данных:
Уровень сформированности = число правильных ответов
5 заданий
Приложение 2.
Задачи, развивающие логическое мышление.
- Класс.
1. У Оли было орехов больше 3, но меньше 7. Сколько орехов было у Оли? (4,5,6)
2. Бабушка дала Серёже журнал «Ералаш» со 2 номера по 8.Сколько журналов у него?(7)
3. Расставить 6 книг на две полки так, чтобы на одной было на 2 книги больше, чем на дру-
гой. (4 и 2)
4. В люстре 5 лампочек. Через некоторое время 3 лампочки перегорели. Сколько лампочек придется заменить?
- У Толи 2 пары варежек. Сколько варежек на правую руку? (2)
- В семье 4 детей. Сестер столько же, сколько и братьев. Сколько девочек в семье? (2)
- В корзине сидят котята. У всех котят три пары ушей. Сколько котят в корзине? (3)
- У паука 4 пары ног. Сколько всего ног у паука? (8)
9. Дима выиграл у Алеши 3 партии в шахматы. Алеша проиграл Диме столько же партий и одну партию мальчики сыграли вничью. Сколько всего партий сыграли дети? (4)
10. Сколько целых батонов хлеба можно составить из 6 половинок? (3)
11. По дороге друг за другом идут 5 детей. За каждым мальчиком, кроме последнего, идет
девочка. Сколько девочек идет по дороге? (2)
12. Я задумала два числа. Когда сложила их, то получила 6, когда вычла одно из другого, то тоже получила 6. Какое число я задумала? (6 и 0)
13. В семье двое детей. Саша – брат Жени, но Женя Саше не брат. Может ли такое быть? Кто Женя? (сестра).
- Поезд состоит из 10 вагонов. Петя сел в пятый вагон от начала поезда, а Дима в пятый вагон от конца поезда. В одном ли вагоне едут мальчики? (нет).
- Плитка шоколада состоит из 6 квадратных долек. Сколько разломов нужно сделать, чтобы разломить эту плитку на отдельные дольки? ( 5 ).
- Пётр – сын Сергея, Сергей – сын Фёдора. Кем приходится Пётр Фёдору? (внук).
- Из книги выпало несколько листов. На первой странице стоит № 5, на последней
№ 10. Сколько листов выпало из книги? (3 листа).
- Меня зовут Иваном Сергеевичем, а моего деда - Петр Николаевич. Как зовут моего отца? (Сергей Петрович).
- Мама купила детям три пары варежек, Сколько варежек на одну руку? (3).
- В парке было 7 скамеек. 3 скамейки заменили новыми. Сколько скамеек в парке?
- На уроке физкультуры учитель попросил 10 учеников рассчитаться слева направо по порядку. Юра оказался третьим. Каким по счету будет Юра, если расчет пойдет справа налево? (8).
- У всех цыплят, сидящих в корзине, Юля насчитала 10 ног. Сколько было цыплят в корзине? (5)
- Наташа сказала, что у неё кукол больше 5, но меньше 8. Сколько кукол у Наташи?
- Коля старше Сережи, Сережа старше Миши. Назови имя самого маленького мальчика. (Миша)
- Кролики сидят в клетке так, что видны только их уши. Коля насчитал 5 пар ушей. Сколько кроликов в клетке?
- Кузнец подковал двух лошадей. Сколько подков ему понадобилось?
- В слове «кошка» 5 букв. Придумай слово в котором букв на одну меньше и оно обозначает животного (тигр).
- В слове «кот» и в слове « мяу» по три буквы. Одинаковое ли количество слогов в словах?
- Роме подарили столько значков, сколько у него было. Рома пересчитал значки и их оказалось 8. Сколько значков было у мальчика? (4)
- Чтобы рассадить 7 детей не хватает два стула. Сколько стульев в комнате? (5)
- У паука 4 пары ног, а у жука 3 пары ног. На сколько ног меньше у жука? (на одну пару т.е. 2 ноги).
- Сестра старше брата на один год. На сколько сестра лет сестра будет старше брата через 5 лет ? (на один год).
- В ящике стола лежат деньги, на которые можно купить два одинаковых стула и одно кресло. Что дороже кресло или стул? (кресло)
- Купили пакет кефира. Половину пакета выпили Никита и Даша. В пакете осталось 2 стакана. Сколько стаканов кефира было в пакете? (4)
- Разность двух чисел равна вычитаемому. Приведите пример такого выражения. ( таких выражений мн-во 6-3=3, 14 – 7=7 ит.д. )
- Бабушка положила на тарелку 12 груш. После того, как внуки взяли по одной груше, осталось 8 груш. Сколько внуков у бабушки? (4).
- Каждой из трёх внучек дедушка разрешил сорвать с 4 кустов по одной розе. Сколько роз сорвали девочки? (4+4+4=12 роз)
- Класс.
- На веревке завязали 4 узла так, что концы веревки остались свободными. На сколько частей разделилась веревка? (на 5)
- В коробке умещается 10 красных и 6 синих бусинок. Какие бусинки мельче: красные или синие? (красные)
- В парке 4 зеленых и коричневые скамейки. Зеленых скамеек больше. Сколько скамеек каждого цвета? (3 зеленые и 1 коричневая)
- Петя и Паша живут в девятиэтажном доме. Петя живет выше Паши. Паша живет в квартире на 7 этаже. На каком этаже живет Петя? (на 8 или 9)
- Колесо велосипеда имеет 8 спиц. Сколько промежутков между спицами? (8)
- Купили щуку, леща и окуня. Щука тяжелее леща, а лещ тяжелее окуня. Какая рыба самая лёгкая? (окунь)
- В большой клетке 6 волнистых попугайчиков, а в маленькой - 5. Из большой клетки в маленькую пересадили 1 попугайчика. Поровну ли попугайчиков в клетках? ( нет )
- На этой неделе в гостях у бабушки Галя была в среду, четверг, пятницу, а Лариса - в четверг, субботу, пятницу, воскресенье. Сколько дней гостила у бабушки хотя бы одна внучка? («Хотя бы одна» значит либо Галя, либо Лариса, либо обе вместе одновременно. Значит среда, четверг, пятница, суббота, воскресенье.)
- В корзине и пакете по 6 апельсинов. Из пакета переложили в корзину один апельсин. На сколько апельсинов меньше стало в пакете? (на 2)
- У меня три фото. На двух я и на двух мама. Может ли это быть? (да, на одной из фото я вместе с мамой)
- Масса двух одинаковых пирогов такая же как и одного торта. Масса пирога - 1 килограмм. Какова масса торта? (2 КГ)
- Половину всех своих золотых монет Буратино отдал в харчевне, а остальные по совету кот Базилио и лисы Алисы закопал на поле чудес. Сколько монет было у Буратино? (6)
- У брата было 5 орехов. Один орех он отдал сестре, у которой уже были орехи, и орехов у них стало поровну. Сколько орехов было у сестры? (6)
- Папа Карло заготовил 13 ножек для стульев. Хватит ли этих ножнк для того, чтобы изготовить стульчики для Пьеро, Мальвины, Буратино? (4+4+4=12 12 меньше 13 значит хватит ножек)
- У Веры 9 конфет, а у Оли 5 конфет. Сколько конфет Вера должна отдать Ольге, чтобы конфет стало поровну? (2)
- На одной чашке весов лежит арбуз и гиря в 3 кг. На другой - две гири по 5 кг. Найди массу арбуза. (7 кг)
- К празднику мама приготовила Маше. Нине, Оле подарки: мишку, куклу и собачку. Какой подарок получила каждая девочка, если Маша выбрала себе не куклу и не собачку, а Оля тоже не взяла куклу? ( Маша - мишка, Нина- кукла, Оля-собачка )
- Термометр показывает 12* мороза. Через некоторое время столбик ртути в термометре опустился на 3*. Теплее стало или холоднее и на сколько градусов ? ( холоднее на 3* )
- Может ли сумма двух чисел быть равной их разности? (несколько вариантов решения например 3+0=3 и 3-0=3)
- В вазе на 20 конфет больше, чем в двух одинаковых пакетиках. В вазе 30 штук. Сколько конфет в пакетике? (30-20=10:2=5 конфет)
- На столе стоят матрешки. В каждой из 3 больших умещается по 5 маленьких матрешек. Сколько матрешек на столе? (15+3=18 или если в каждом комплекте 1 большая + 5 маленьких=6 штук, а комплектов три, значит матрешек 18)
- Каждую головку сыра продавец разрезал пополам. Сколько головок сыра было, если получилось 6 половинок? (3 головки)
- В пакете столько же лимонов сколько и в корзине. Из пакета взяли 3 лимона, а из корзины взяли 5 лимонов. Где осталось лимонов больше и на сколько? (на 2 в пакете)
- В двух ваза поровну конфет. Когда из одной взяли 5, а в другую положили 5, то в обеих вазах конфет стало 20. Сколько конфет было в каждой вазе сначала? (по 10 конфет)
- Петя полил в саду столько же яблонь, сколько и Оля. Когда Петя полил еще и грушу, то оказалось он полил 9 деревьев. Сколько яблонь полил Петя? (9-1=8:2=4)
- Чтобы рассадить всех детей в зале не хватает 6 стульев. Когда принесли несколько стульев, то 2 стула оказались лишними. Сколько стульев принесли в зал? (6+2=8)
- У брата столько же игрушек сколько у сестры. Когда брату подарили 4 игрушки, то у него стало 12 игрушек. Сколько игрушек было у сестры? (12-4=8 игрушек)
- Сколько двухцветных полосок можно сделать из 3 полосок: красной, синей, зеленой? (3 штуки кр.-син, кр.-зел, син.-зел.)
- Запиши цифрами все двузначные числа, которые можно составить используя слова «двадцать», « сорок», «один», «пять», «семь». (20,21,25,27,40,41,45,47)
- Через верхний край в бак за час наливается 12 ведер воды, а через нижний кран выливается 8 ведер. Оба крана открыли одновременно. Сколько ведер воды нальется в бак, если он был открыт 2 часа? (12-8=4х2=8 ведер)
- Валя, Галя и Даша одеты в платья трех цветов: красное, голубое, жёлтое. Какого цвета платья на каждой девочке, если Валя не в красном и не в голубом, а Галя не в красном? (Валя - желтое, Галя - голубое, Даша - красное)
- В шкафу стояли 3 мелких и 4 глубоких тарелки. Из шкафа взяли 4 тарелки. Сколько и каких тарелок могли взять? (3м.+1г; 2м+2г; 1м+3г; 4глубоких)
- Если каждый из трех мальчиков возьмёт из вазы по 4 абрикоса, в вазе останется 1 абрикос. Сколько было абрикосов? (4х3=12+1=13)
- Хватит ли 8 парт, чтобы рассадить 20 учеников? (8х2=16 это меньше 20, значит не хватит)
- Трое друзей играли в шахматы, каждый сыграл 2 партии. Сколько всего партий было сыграно? (3 партии)
- Врач назначил Мите лекарство по 3 таблетки в день в течении недели. Хватит ли стандарт из 50 таблеток. (3х7=21 значит таблеток хватит)
- Шнур 12 м. разрезали на 3 части. Сколько надрезов сделали? (3-1=2 надреза)
- В корзине на 8 помидоров больше, чем в пакете. Сколько помидоров нужно переложить в пакет, чтобы помидоров стало поровну? (3 помидора)
- У Наташи и Оли поровну леденцов. Когда Наташа съела 2 леденца, то вместе у обеих девочек стало 10 леденцов. Сколько леденцов было у каждой из них? ((10+2):2=6 леденцов было у каждой)
- Трое ребят катались на двухколесных и трехколесных велосипедах. У всех велосипедов было 7 колес. Каких велосипедов было и сколько? (способом подбора 7=2+2+3, значит 2 – двухколесных и 1 - трехколесный)
- Гвоздь длиной 8 см., забили в доску так, что с одной стороны он выступает на 2см. а с другой на 1 см. Найди толщину доски. (8-1-2=5 см)
- Лестница имеет 15 ступенек. На какую ступеньку надо подняться, чтобы оказаться точно посередине лестницы? (на 8 - ю)
- На одной чашке лежит арбуз, на другой 6 апельсинов. Весы в равновесии. Во сколько раз апельсин легче арбуза? (в 6 раз)
- На листе написано число, которое не больше 10, но и не меньше. Какое это число ? ( это число 10 )
- В классе 31 ученик. Сколько нужно парт, чтобы рассадить всех учащихся? (16)
- В коробке 5 белых кубиков и 3 чёрных. Какое наименьшее число кубиков надо взять, чтобы из них был хотя бы 1 чёрный? (6 кубиков)
Приложение 3.
Занимательные вопросы, загадки, смекалки, старинные задачи
- Два числа 1 и 3 быстро их сложи и ответ скажи.
- На дереве сидят 4 птицы:2 – воробья остальные вороны. Сколько ворон?
- Купил на 5 рублей, уплатил 6 рублей. Сколько сдачи получил?
- На столе было 4 яблока. Одно разрезали на 4 части. Сколько яблок на столе ?
- Как можно одним мешком пшеницы наполнить два таких мешка? (Один вложить в другой )
- У бабушки Маши внучка Даша, кот Пушок, да собака Дружок. Сколько внуков?
- Задумай число до 5. Прибавь 2 и скажи ответ. Я назову задуманное число.
- Кто в твоей семье самый старший, низкий, выше отца, мамы, старше тебя, выше тебя, ниже тебя, ниже мамы?
- У стены стоит кадушка, а в кадушке той лягушка. Если было б 7 кадушек сколько было бы лягушек?
- Первый Назар шёл на базар, второй Назар – шел с базара. Какой Назар нес товар, а какой шел без товара?
- Двое детей подошли к реке. У берега стоит одна лодка, которая берет только человека. Как им переплыть на другой берег? ( дети были на разных берегах)
- Мальчик пришел на мельницу и увидел в каждом углу по три мешка, на каждом мешке по 3 кошки, у каждой кошки по три котенка. Сколько ног было на мельнице ? (две, потому что у кошек лапы )
- Над рекой летали птицы: голубь, щука, две синицы, два стрижа и пять гусей. Сколько птиц ответь скорей?
- Горело 7 свечей. 2 свечи погасли. Сколько свечей осталось?
- Как перечислить пять дней недели, не называя их? (позавчера, вчера, сегодня, завтра, послезавтра)
- Когда человек может мчаться со скоростью гоночного автомобиля? ( Когда сидит в нем )
- Кто может прыгнуть выше дома? (Любой, т.к. дома не прыгают)
- Скажешь: « Не приходи» - идет. Скажешь: « Не уходи» - уходит (время)
- Ты да я да мы с тобой. Сколько нас? ( двое )
- Как с помощью только одной палочки образовать треугольник на столе? (положи на угол)
- Тройка лошадей пробежала 5 км. Сколько км пробежала каждая лошадь.
- Если курица стоит на одной ноге, то она весит 2 кг, А если встанет на две ноги?
- У трех братьев по одной сестре. Сколько детей в семье? (4)
- Надо разделить 5 яблок на 5 девочек так, чтобы одно яблоко осталось в корзине и
каждой досталось по одному яблоку (последней дать яблоко вместе с корзиной)
- Может ли дождь идти 2 дня подряд? (нет, их разделяет ночь).
- Росло 4 березы на каждой по 4 больших ветки, на каждой большой ветке по 4 меленькой веточки, на каждой маленькой веточке по 4 яблока. Сколько всего яблок?
- В огороде пугало рукавами машет
В огороде пугало разгоняет пташек.
3 паслись на грядке лука, в небеса взвилися 3.
2 последние не трусят – очень храбрые они.
28. Скоро10 Сереже, Диме нет ещё 6. Дима все никак не может до Сережи подрасти. А
на сколько же моложе мальчик Дима, чем Сережа?
29. Три сестрички заплели по две косички. Угадайте, вот вопрос, сколько будет всего кос?
- 5 грибов в руке несут, 5 грибов в лесу растут, если все грибы собрать, сколько будет как считать?
- Сколько будет, посчитай-ка, если к 2 прибавить 5 и из суммы 3 отнять.
- У одной автомашины есть 4 автошины, сколько может автошин быть у 3 автомашин?
- 4 крыла, а не бабочка, крыльями машет, а не летит (мельница)
- Имеет 4 зуба, каждый день бывает за столом, но ничего не ест.
- Кто становится выше, когда садится? (собака)
- Что становится легче, когда его надувают? (шар)
- Чем больше берем, тем больше становится (яма)
- Три брата по дороге бегут, один впереди, два позади, двое задних не могут догнать первого (трехколесный велосипед)
- На 4 ногах стою, ходить же вовсе не могу (Стол. Стул.)
- Пять братьев годами равные именами разные (пальцы)
- Шел человек в город, по дороге встретил трех товарищей. Сколько человек идет в город? (4 человека)
- Шел человек в город, навстречу три товарища. Сколько человек идет в город ? (1человек т.к. трое шли навстречу)
- Сидят белки на ветке. Против каждой белки по 2 белки, Сколько всего белок Объясните как сидят белки? (три белки и сидят они треугольником)
- Девочка искала дом № 5. Найдя дом № 1, она не глядя на номера отсчитала 5 домов и вдруг увидела дом № 9. Почему? (дома на улице располагаются по четной стороне и нечетной стороне)
- В школу шел пятачок нашел, а с товарищем пойду сколько найду?
- Наташа сказала: «Я получила за контрольную такую оценку, которая получится при сложении и умножении двух одинаковых чисел» Что получила Наташа? (4)
- Лиса поймала 15 окуней и разложила их на 5 кучек так, что в кучках было разное число рыбок. Как она это сделала? (1 + 2 + 3 + 4 + 5 = 15)
- Выглянув на повороте в окно, Ира увидела впереди 9 вагонов, а следом ещё 7 вагонов. Сколько вагонов в составе? (17)
- В кучке лежали конфеты. 2 мамы, 2 дочки и бабушка с внучкой взяли по одной штучке. Сколько было конфет в кучке? (3)
- Ч то за птицы пролетают по 7 в каждый ряд, вереницею летят не воротятся назад (дни недели)
- Стоят два мальчика. Один смотрит на юг, другой на север. Могут ли они увидеть друг друга, если не употреблять зеркало или другие приспособления? ( могут, если стоят лицом друг к другу.)
- Путешественник идет из одного города в другой за 10 дней, а второй путешественник этот же путь проходит за 15 дней. Через сколько дней встретятся путешественники, если выйдут одновременно навстречу друг другу? (30 : 10 + 30 : 15 = 5 расстояний за месяц, тогда 30 : 5 = 6 дней)
- Один человек купил 3 козы и заплатил за них 9 рублей. По чём пошла каждая коза? (по дороге)
- Что это может быть:2 – головы, 6 – ног, а ходят только 4? (всадник)
- Два землекопа за 2 часа выкопали 2 метра канавы. Сколько землекопов за 5 часов выкопают 5 метров канавы? (2 землекопа)
- У одного старика спросили: « Сколько тебе лет ? » Он ответил: « Сто лет и несколько месяцев, но дней рождений у меня было всего 25. » Как это может быть? (дед родился 29 февраля)