СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

"моцартиана" п.и. чайковского

Нажмите, чтобы узнать подробности

barucaba.livejournal.com

По словам Чайковского, он «узнал, что такое музыка» благодаря произведениям Вольфганга Амадея Моцарта. Он вспоминал, что испытывал «святой восторг», когда дома в детстве слушал механический орган (оркестрину), игравший фрагменты «Дон Жуана». На последнем в своей жизни концерте 16 октября 1893 года, где впервые прозвучала Шестая симфония, Чайковский продирижировал сделанной им в 1889 году редакцией двух танцев из оперы «Идоменей». Музыкально-критические статьи, письма и дневниковые записи Чайковского исполнены восхищенных слов по поводу моцартовских сочинений. В дневнике за 1886 год композитор записал: «Моцарт есть высшая, кульминационная точка, до которой красота досягала в сфере музыки». В 1875 году Чайковский перевел с итальянского на русский либретто оперы «Свадьба Фигаро» и сделал новую редакцию ее речитативов, в 1893 году написал вокальный квартет «Ночь» на собственный поэтический текст, в котором использовал фрагмент моцартовской фортепианной Фантазии до минор.

Своего рода приношением любимому композитору стала оркестровая сюита «Моцартиана», задуманная Чайковским в 1884 году и написанная летом 1887 года. Сюита включает четыре произведения Моцарта в инструментовке Чайковского: первая часть — Маленькая жига для клавира, вторая — Менуэт для клавира, третья — мотет Ave Verum Corpus для хора, струнных инструментов и органа (инструментован по фортепианному переложению Ф. Листа), четвертая — Десять вариаций для клавира на тему из оперы К. В. Глюка «Пилигримы в Мекку». В XIX веке «Моцартиана» стала первым симфоническим циклом, полностью состоящим из заимствованных пьес. Желая подчеркнуть новизну замысла, Чайковский предпослал своему новому сочинению предисловие, в котором объяснил, что цель создания сюиты — «дать новый повод к более частому исполнению этих жемчужин музыкального творчества». Идею «Моцартианы» Чайковский определил как «старина в современной обработке» и потому в манере инструментовки не следовал приемам оркестрового письма Моцарта, предложив взгляд художника нового времени на музыку вековой давности.

П.И. Чайковский. Сюита для оркестра №4, Соль мажор, "Моцартиана". Op. 61.

Государственный академический симфонический оркестр СССР, 1985 г. Дирижер: Евгений Светланов.

1 часть ЖИГА (по фортепианной Жиге G-dur, KV 574) - стремительно проносящаяся, где главную роль играют струнные и деревянно-духовые инструменты, медные выступают лишь с несколькими репликами.

2 часть МЕНУЭТ (по Менуэту для ф-но D-dur, KV 355) - здесь ещё больше выдержан камерный характер звучания, спокойное движение главной темы оттенено тонко сплетёнными мелодическими узорами.

3 часть "МОЛИТВА" - является оркестровкой фортепианного переложения моцартовского хорового мотета "Ave verum" D-dur, KV 618, сделанного Ф.Листом. Музыка светлая и величавая, мелодия сопровождается полнозвучными аккордами и переливами арпеджио в исполнении арфы, вносящими новую краску в оркестровую палитру сюиты.

4 часть ТЕМА С ВАРИАЦИЯМИ (по 10-ти вариациям для ф-но G-dur на тему из зингшпиля К.В.Глюка "Пилигримы в Мекку", KV 455). Для каждой вариации найдена своя оркестровая фактура, например:

3-я вариация - грациозное соло флейты

6-я - квартет деревянно-духовых

9-я - узорчатые пассажи скрипки соло

10-я - широко развёрнутый финал, где на фоне полнозвучного оркестра эффектно выступает каденция кларнета, а в конце звучит главная тема.

ИСТОЧНИК

четвертой симфонической сюите «Моцартиана» Чайковский отдаёт дань своему любимому композитору – Моцарту, перед гением которого Петр Ильич преклонялся всю жизнь. Свою дань памяти Чайковский выразил, как он признавался сам, «оркестровав произведения Моцарта, которые записал по памяти, объединил в сюиту и назвал её «Моцартианой». Однако, используя темы классицистской эпохи, композитор оркестровыми и драматургическими средствами придал им новый, современный облик. Такая стилизация – самая непосредственная иллюстрация тезиса филармонического абонемента БСО имени Чайковского: «Далёкое и близкое» – Моцарт и Чайковский, венский классицизм и русская классика.

Сюита «Моцартиана» по праву считается одним из наиболее светлых и умиротворённых произведений Чайковского. Тогда как Четвёртая симфония Шостаковича – одно из самых трагических произведений своего времени. И у этой партитуры есть свой прообраз из прошлого. Известно, что когда композитор работал над созданием этой симфонии, у него на рояле всегда стояли ноты Седьмой симфонии Г.Малера. И принципы великого австрийского композитора-симфониста нашли отражение в монументальности форм Четвёртой симфонии Шостаковича, в концепции симфонического жанра как картины мира, отражающей драматические коллизии реальности, в обостренной экспрессии музыкального языка, смешении «низких» и «высоких» жанров, переплетении лирики и гротеска, даже в использовании излюбленных малеровских интонаций.

Категория: Музыка
02.04.2017 18:26


Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!